«…общество не является ни чисто Капиталистическим; ни социалистическим, Ни полностью религиозным, ни атеистичес- ким, ни абсолютно материалистическим, ни идеалистическим; ни чисто индивидуаль- ным, ни коллективным, ни слишком криме- нальным, но и не слишком святым». (Питирим Сорокин).
Согласно указу, Президента Российской Федерации, должна реализовываться «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации». В этих условиях информация становится одним из основных субстратов управления обществом будущего. Хотим того или нет, но приходится уже сейчас срочно овладевать информационной теорией и соответствующей ей практикой регулирования общественных процессов. Надо признать, наша научная мысль, может похвастать множеством работ, на эту тему. Но остановимся на теории Лауреата Нобелевской премии Д.Стиглица о развитии информационной экономики, о «совершенстве информации, о применении «ассиметричной информации» в управлении глобальным рынком. Остановимся по двум причинам: Во- первых, работа построена на основе понятия «ассиметричная информация», согласно которого бывает негативная, по сути искаженная информация, и положительная. Во- вторых, в разделе «Политическая экономия информации» Д.Стиглец пишет что «информационное несовершенство и ассиметрии пронизывает все аспекты повседневной жизни и все структуры общества». Также говорится, что нельзя позволить финансовому кризису перерасти в кризис психологический и духовный, которые будут гораздо разрушительнее для человечества. В информационном обществе несравненно возрастает роль психологии во всех сферах жизни, ведь субстратом психологи является «информационный человек». Сегодня мы четко осознаем наличие и необходимость информации. А то, что она из себя, представляет, материю или духовную структуру это уже вторично. Главное что она выполняет предназначенную в этом мире функцию. Когда же мы ее начинаем изучать на материальность, мы уже как бы изучаем не информацию, а материю. В это ученым сложно чисто психологически вникнуть. Роль информации больше психологична, чем материальна. Это как часы, они могут быть и солнечные, и механические, и электронные, но основная функция часов показывать время суток. А вот воздействие и времени и информации вполне ощутимо в материи и материально. Учеными открыты гормоны любви, радости… Так чтобы вызвать у человека эти чувства, мы можем воздействовать двумя путями, или с помощью информации или физически непосредственно на данные гормоны. При этом кажется правильным, если те или иные эмоции вызываются информационно, физическое воздействие говорит о психическом отклонении и бессилии организма. В этой связи думается, биорезонансная психотерапия, изучаемая в сверх секрет ном ВНИИ «Бинар» (Лесков С. Душа расшифрована – Известия, 26 февраля 1997г.) не является какой - то особенной, просто там более правильное отношение (понимание) сути информации. Способ информационного воздействия может быть очень разный с помощью звука, света, изображения, танца и т. д. При этом надо понимать, что сами звуки, свет, изображение это всего лишь материальные носители (языки) с помощью которых передается информация. Понятие информация многообразное, и использовать его в рамках представлений, которые ввел К.Шеннон будет совершенно не правильно. Шенновская информация – это еще один из языков, которыми овладел человек. Язык несет определенную смысловую нагрузку – информацию. Поэтому с помощью разных языков можно передавать одну и ту же информацию. Это важное положение которое особенно нужно учитывать в психологии. Вернемся к работе Д.Стиглица. Он, используя понятия, негативная и положительная информация, показывает процессы которые происходят в мировой информационной экономике. Но информация сама по себе не может быть не положительной не отрицательной. Она строго передаёт то, что от неё «требуется». А вот как используют информацию и какие последствия, это уже по большому счёту не её вина. И если в информационной экономике это не столь важно, то в информационной психологии имеет большое значение. Наиболее точно изложил современную ситуацию не Стиглиц, а ещё в начале прошлого века русский мыслитель-Пётр Демьянович Успенский. В своей работе « третий путь» он пишет: «Мы очень многим интересуемся, очень во многое входим, но почему то совершенно не замечаем несоответствия между нашей духовной жизнью и нашей жизнью на земле. У нас образуется две жизни. В одной мы необыкновенно строги к себе, анализируем тщательно всякую идею, прежде чем высказаться о ней, в другой мы наоборот чрезвычайно легко допускаем всякие компромиссы, чрезвычайно легко и не замечаем того, чего не хотим замечать. И мы примеряемся с этим разделением. Мы как будто даже не находим нужным проводить реально в жизни наши высшие идеи, почти возводим в принцип не смешения « реального» с « духовным» в результате этого получаются все безобразия современной жизни- вся бесконечная фальсификация нашей жизни- фальсификация печати, искусства, театра, науки, политики; Фальсификация, в которой мы задыхаемся, как в вонючем болоте, но которую мы сами же создаём, потому что мы же и никто другой являемся слугами и данниками этой фальсификации.» Информация ещё и по тому не может быть отрицательной или положительной что служит своеобразным коррелятором в мире языков. Является своеобразным « эспиранто» материального мира. Не зря же говорят, что мы едины в информации. Всё в Мире стремится к целостности. Существуют разного рода периоды распада и круговоротов, но это всё в пределах определённых систем. В противном случае, всё бы разлетелось в никуда. Стремление к целостности у каждого своё, но вместе с тем все едины в этом стремлении. Благодаря этому единому стремлению и возможна Жизнь Вселенной. « Учёным часто мешает догматическое закостенелое слово « начало». Многие думают, что всё должно возникать, как в локализованных ограниченных мирах, и всё имеет начало и конец. В супермикромакро вселенной всё безначально- бесконечно, всё существовало, существует и будет существовать- нет начала, нет конца.» (Юзвишин И. И.). Поэтому принципиально не важно жизнь возникает из материи или материя из жизни. В информационном обществе психологически более правильно признать- материя возникает из жизни. Не жизнь возникает из химических веществ, а химические вещества порождаются жизнью. Микроорганизмы, растения, животные, человек производят множество химических веществ. Н. Ф. Реймерс писал: « человек, это маленькая вселенная, в нём происходят процессы и технологии, анологичные тем, которые происходят во Вселенной». Костная материя, может по тому и костная, что является основой жизни, как скелет в живых существах. Мы уже почти психологически готовы принять что природа в целом живая, но признать конкретно , что та или иная часть её жива, мы пока не можем. Настало время оживить в нашем сознании её. Ведь семя нам тоже кажется не живым, пока мы его не прорастим. Так и костную материю пора прорастить. Включить в нашем сознании потоки информации, и « неживое прорастёт». В научной практике бывают случаи, когда наоборот нужно исходить из того, что материя неживая. Например, когда для работ берутся идеальные среды закрытых пространств. Раз существует жизнь, значит и должно быть сознание. В информационной психологии нужно с этим согласиться. Если мы воздействуем на руку человека физически, рука реагирует и делает ответное движение. Значит, рука сознаёт воздействие и передаёт информацию в кору головного мозга. Другой вопрос, что сознание это только на уровне импульса. Разные уровни жизни имеют разные уровни сознания. В бесконечном пространстве Вселенной могут протекать процессы, которые не имеют место на Земле и поэтому неизвестны учёным. Остаются неизученными многие источники энергии, обеспечивающие протекание загадочных процессов и технологий в микро и макро структурах Вселенной. В тоже время, учёным для определения, например, подъёмной силы крыла самолёта незачем учитывать, а может и наоборот даже вредно применение сознательности объекта. В данной работе не приводится множество доказательств учёных за и против одушевлённости и сознательности Мира. Не рассматриваются углубленно особенности самой информации. А делается попытка показать, что в эпоху информационного общества, когда весь Мир может быть рассмотрен как живой и сознательный, роль психологии выходит на передний план. Все процессы, протекающие в нашем мире должны рассматриваться и с психологической точки зрения. Получается такая своеобразная « Психология Жизни», которую предстоит развивать на основе имеющихся знаний в этой области. В новых условиях приоритеты общества сменяются от материальных благ к психологии взаимоотношений ( технический уровень материального развития высок, необходимо достижение таких же межличностных отношений). Не зря ещё в 19 веке родоначальник космической мысли Н. Ф. Фёдоров писал об необходимости создания в будущем нового типа организации общества – « психократии». Учёный Реймерс Н. Ф. в своей книге « экология» пишет : «…но в любой системе имеется согласование частей, иначе она бы шла в разнос, не было бы никакого единства. Очевидно, действует закон согласования строения и ритмики ( функций) частей ( подсистем), или закон синхронизации и гармонизации системных составляющих: в системе как самоорганизующемся единстве индивидуальные характеристики подсистем согласованы между собой. Одним из важнейших следствий этого закона в том, что выпадение одного из звеньев системы меняет структуру и функции других, сопряжённых с этим законом, или полностью изменяет целое. Выпадение атома из молекулы делает молекулу совсем иной; эволюционное изменение одного из функциональных органов меняет весь строй организма…» Из выше описанного закона видно, что всё в мире очень взаимосвязано не только физически, но и информационно, и психически. То есть от той информации, которая будет преобладать в той или иной системе будет складываться соответствующее психическое состояние системы, как живого объекта. А эта система сама взаимосвязана с другими системами и её « настроение» будет отражаться на других системах. Вернёмся опять к примеру с рукой человека. Если мы воздействуем физически на молекулу руки, рука может быть ещё и не ощущает, но происходят изменения в окружении молекулы от того, что воздействие продолжительное или приобрело массовый характер ( на несколько молекул). Рука начинает реагировать – устранять это воздействие. Не тоже ли самое происходит в нашей жизни. Простой пример: раньше на Дону казака за то, что он плюнул в реку, могли выпороть. А что сейчас, все прекрасно знают! Вот такая, казалось бы мелочь, единичный плевок, может сгубить всю экологию. Это ли не наглядное подтверждение того, что не в экономике главный кризис современной цивилизации. Выше уже говорилось, что носителями информации является материя, т. е. язык. Сам человек постоянно изобретает новые языки. Количество языков в мире принципиально ничем не ограничено. Весь мир – язык, или весь мир представляет собой огромную информацию, выраженную посредством языков. Не потому ли мы радуемся каждому цветку, стремимся отдохнуть на природе, и совсем другая депрессивная реакция, когда видим, бытовые свалки, заброшенные сёла, дымящиеся трубы… Каждый язык несёт свою идентичность ( историю, лингвистические особенности…). Простой пример: ни всегда точно мы можем перевести с русского на другой язык. Приходится искать обходные приёмы, чтобы максимально точно передать информационно-эмоциональную нагрузку излагаемого. Так и в психологии Жизни. Приходится подбирать языки, понятные для разных уровней систем или подсистем организованной жизни. В данной работе мы говорим о психологии Жизни и не будем рассматривать роль отдельных систем , образований, организаций, коллективов…. Скажем лишь, что в информационном пространстве они являются коллективным разумом. Так, без определённого количества птиц ( критическая масса), стая не способна совершить перелёт. В таких системах ( коллективного разума) сходятся разные природные языки, на подобии как в мозгу человека. И уже там же с помощью информации, полученной от разного рода языков, коррелируется вся смысловая нагрузка, и вырабатывается на её основе дальнейший план поведения данной системы. Главной задачей в психологии Жизни становится отыскание таких языков, которые будут понятны для каждого конкретного случая, к каждой конкретной самостоятельной части нашего Мира. Иногда это удаётся, так, в Царицинском православном университете и Волгоградском государственном техническом университете используется метод созерцательного творчества –поиск нового и более совершенного по интуиции и вдохновению. С помощью такого метода они делают научные открытия, пишут дипломы. В информационном обществе психология становится, если можно так выразиться, одним из инструментов построения материи. Ведь язык, в котором психология оперирует, начинает служить не только для организации знаний, не только для общения и передачи информации, но язык становится главной созидающей силой. И в связи с этим ещё один пример: в 90-х годах заведующий лабораторией производственного объединения « Алма-Аты» кандидат биологических наук И. Г. Зелепухин и сотрудник лаборатории кандидат технических наук Э. К. Асенова провели исследования по воздействию био-энерго-информационных модулей Шакаева Р. Г. на воду. Выяснилось, что они способны менять существенно физико-химические свойства жидкости. Дрожжевой гриб, на такой воде развивался на 40% быстрее. Подъёмная сила теста увеличивалась на 35%, а вес булочки оказался на 6%-7% выше. Из приведённого примера может показаться, что информационные технологии , используя информационный синтез, делают лишним научный анализ. На самом деле, не может быть информационного синтеза без материального анализа. Вот тут-то нам и понадобятся вековые наработки научных знаний. Био-энерго-информационные модули-это своего рода усилители информации, которые кроме того способствуют корреляции разных языков. Сам модуль, без человеческого сознания обыкновенный материальный предмет. Чтобы он заработал нужна для этого информационно-психологическая подготовленность. ( рассмотрение такого рода устройств в психологии это отдельная тема, требующая самостоятельной проработки.) Самим автором данной работы проводились эксперименты с бактериями. Благодаря правильному подбору языков для передачи информации, удалось добиться поставленной цели: болезнетворная дизентерийная палочка стала выполнять функции кишечной; а так же замедлять рост колоний плесени и др. Всё оказалось гораздо проще чем в генной инженерии. В каждой клетке бактерий есть всё необходимое чтобы выполнять те функции, которые необходимы человеку. ( в данной работе сам метод не рассматривается). Нужно только дать необходимую информацию. Аналогичным путём могут быть произведены человеческий инсулин и интерферон; ферменты, препятствующие образованию сгустков крови; растения которые сами себя удобряют; микроорганизмы для очистки сточных вод; микробы для выщелачивания руд; получать энергию из природных источников; создавать биологические моющие средства и т. д В « психологии жизни» могут и должны рассматриваться психические состояния человека, семьи, общества, конкретного объекта, определённые системы, земли, Космоса…. Возрастает роль культуры, традиций, обрядов. Они становятся силами способными непосредственным образом влиять на психическое состояние Жизни. ( При правильной подачи информации на нужном языке древний обряд посвящения в воины действительно способен был оберегать его от смерти. Психическое состояние пространства, окружающее воина, становилось направленным не против его, а наоборот, он вписывался в него, естественно при соответствующем поведении и его самого). Сильно были развиты психотехнологии у казаков. Существовала особая каста воинов, которых называли « характерники». Японские ниндзя уступали по своим возможностям « характерникам». Японский император набирал в свою охрану именно этих казаков. К сожалению, многое из тех знаний утеряно. Но в народе кое- что ещё передаётся из поколения в поколение. В наши дни есть отдельные энтузиасты, которые пытаются сохранить оставшиеся знания. Одним из таких энтузиастов является писатель Сергеев Ю.В. Ежегодно в станице Кумылженская, Волгоградской области проводятся недельные учебные сборы. С осознанием « психологии Жизни», несравненно возрастает роль и ответственность психологов . Им придётся обучать людей не только способам поведения, которые помогут им успешнее решать и по возможности не создавать личные и межличностные проблемы, но и обучать новому пониманию Мира. Различные направления психотерапии в « психологии Жизни» приемлемы, но должны учитываться особенности тех или иных систем. А психоанализ и бихевиоризм в информационном обществе при своей неслиянности становится ещё более нераздельны. Меняется смысл терминов в новой психологии: внушение-команда из вне поданная на доступном языке с конкретной целью. Самовнушение-команда поданная организмом на доступном языке. Магнетизм-набор языков способных ввести в трансовое состояние.(внешность, голосовые особенности, внешняя обстановка, личные качества…). Флюид- язык который доходчиво передаёт информацию необходимую для введения гипнотическое состояние. Сегодня человеку необходимо осознать, что какую бы то ни было проблему, и на каком бы уровне не рассматривал человек, решение не будет найдено, если эта проблема будет решаться в отрыве от главной цели нашей жизни на этой Земле. Цель нашей жизни – это вечная жизнь на Земле, сохранение человека не только ради человека, но и ради сохранения и развития всей биосферы, Космоса. Давно замечено, что если пчеловод заботится о пчеле, а не о том, как больше извлечь мёда, то взяток мёда несравненно возрастает. Когда пчеловод создаёт наилучшие условия для пчелы, при этом, чтобы природа не пострадала, порода пчёл улучшалась и окружающим людям становилось благостнее не только от сладкого, но и от духовно-эстетического ( поддержание внешнего состояния пасеки), то и психическое состояние окружения пчеловода делает возможным в неурожайный год брать мёд. Очень хорошо освещена эта тема в фильмах известного российского пчеловода новатора Кривчикова В.В. Система ведения птицеводства и животноводства на западе и Америке не оставляет шансов на здоровье этих наций. Постоянный психический стресс животных от « инженерного» ведения хозяйства, откладывает свой отпечаток не только в мясе, которое ест человек, не только в сознании людей, которые видят это безжалостное отношение к живому, но и этот стресс получает вся природа. В заключении подводим итог сказанному : когда говорим об информации обнаруживается важный факт, информация есть только там, где есть сознание. Только сознание способно отличить материю от информации, материи самой безразлично, это совсем разные вещи. Только сознание задаётся вечным вопросом: что первично, получается первично сознание. Весь Мир живой и состоит из таких же живых частей. Всякая часть требует внимания и признания, которых можно достичь только при правильной подаче информации. Правильная подача информации достигается благодаря пониманию складывающихся условий и правильно подобранных языков.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.