|
Профориентация для женщин. Символически-имагинальные карточки: Женщина без границАвтор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
Первый вариант работы подходит для работы с клиенткой, находящейся в состоянии неопределенности относительно желаемой сферы профессиональной деятельности, либо в случае неудовлетворенности текущей работой и желанием найти новые возможности для самореализации. Участнице предлагается выбрать из разложенных картинками вверх карточек три изображения, которые отражают представление девушки/женщины об идеальной работе, в которой она могла бы реализовать себя. После этого совместно с участницей происходит обсуждение, что эти карточки объединяет и в каких сферах профессиональной деятельности это может найти отражение. Также необходимо обратить внимание, нет ли противоречий между выбранными карточками для самой девушки/женщины, и какие существуют возможности эти противоречия устранить и объединить в одной сфере работы. После этого оставшиеся карточки переворачиваются рубашкой вверх и перемешиваются. Также рубашкой вверх лежат карточки со словами. Девушке/женщине предлагается сделать случайный выбор 2-3 карточек с изображениями и словами, сопровождая это вопросом: «Какие качества мне необходимо развивать в себе, чтобы добиться успеха в желаемой профессии?». После этого - обсуждение и планирование конкретных шагов по достижению желаемой цели. Для составления плана также можно использовать карточки и выстроить сюжетную линию ближайшего будущего участницы, которая позволит приблизиться к желаемой сфере деятельности. Второй вариант работы предполагает прояснение потенциальных возможностей участницы, на основании которых происходит поиск и обсуждение возможных вариантов профессиональной самореализации. Девушке/женщине предлагается сделать выбор тех карточек с изображениями и словами, которые отражают ее сильные качества и способности. В случае сложности поиска нужной карточки для обозначения качества консультант может помочь клиентке, задавая вопросы: «На что похоже это качество? Какой символ или образ может его обозначать? Как девушка, обладая этим качеством, действует?» После обсуждения выбранных карточек участнице предлагается сделать выбор тех карточек, которые олицетворяют отрицательные качества, мешающие достигать желаемых целей. После этого происходит обсуждение с поиском скрытого ресурса в этих качествах для участницы. Затем участнице дается следующее задание: «Представьте, что Вы находитесь в начале пути, обладая набором ресурсов для дальнейшего движения. Впереди этот путь имеет разветвления. Каждая из этих дорог по-своему интересна и непроста, и пункт назначения позволит найти свое предназначение. Давайте подумаем, в каких сферах деятельности можно реализовать Ваши качества-ресурсы и обозначим эти пункты назначения словами и изображениями (по одной карточке с изображением и словом)». Когда пункты назначения будут обозначены, участнице предлагается сделать выбор, какое направление для нее на данном этапе является наиболее приоритетным и начать двигаться по направлению к нему. При этом за каждый шаг на пути к цели необходимо использовать имеющиеся ресурсы в начале пути, обсуждая, в каких конкретных шагах на пути к цели они могут помочь. Так же необходимо добавлять новые ресурсы-качества, которые необходимо развивать участнице, чтобы двигаться дальше. Каждую карточку необходимо обсуждать и привязывать к конкретным действиям и шагам. Когда участница достигнет цели, необходимо обсудить, как она может реализовать себя в этом направлении, конкретизировать желаемую должность, условия работы и прочее. Также карточки можно использовать в психологической игре «Собеседование». Консультант играет роль работодателя, который может предложить соискателю работу абсолютно в любой сфере деятельности. Клиент играет роль соискателя на должность, которая для него на данный момент не является определенной. В ходе игры работодатель проводит собеседование и предлагает карточки из разных векторов реализации, описывая характерные для них сферы деятельности (не уточняя конкретные должности, а скорее особенности этих сфер работы) и спрашивает соискателя, что его особенно привлекает. После этого работодатель предлагает соискателю продемонстрировать свое резюме с описанием профессионально важных качеств, для чего клиенту необходимо сделать выбор карточек, которые бы эти качества обозначали. Далее происходит обсуждение, насколько представленные качества могут помочь реализовать себя в выбранных ранее направлениях. Возможно, получится объединить два-три вектора как одно направление развития. Задача работодателя показать, в каких сферах качества соискателя особенно полезны, а какие необходимо развивать, если выбранный вектор/векторы не соответствуют качествам соискателя. Также консультант может помочь клиенту найти в себе новые, малоосознаваемые качества-ресурсы, а также конкретизировать конкретные профессии, которые могут помочь клиентке реализовать свой личностный потенциал. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|