Символически-имагинальные карточки в работе с архетипическими векторами реализации женщин

В каждом психотерапевтическом подходе если не явно, как скажем в когнитивном, телесно-ориентированном, то скрыто присутствует идея о способе «входа» в психическую реальность клиента. Обсуждения «технологий» работы с архетипами практически отсутствуют, как и собственно самодостаточные техники диагностической и терапевтической работы с ними. Возникает необходимость поиска специфичных методов работы с архетипами – «встречи» с ними, расширения/сужения диапазона их влияния на жизнь женщины, пробуждения «зажатых», «дремлющих» архетипических векторов, что в конечном итоге приводит к удовлетворённости жизнью.

З. Фрейд считал язык первичным и характеризовал содержание бессознательного как полностью вербальное. Во фрейдистском анализе, скажем, сновидений все, в конце концов, сводится к словесной игре, тогда как К.Г. Юнг считал сны видениями,  имеющие символическое значение [6] . В практике арт-терапии, например, многим клиентам легче нарисовать сон, нежели его вербально описать, это позволяет получить недеформированный словесный пересказ символически-образной продукции сна.

Психическая образная экспрессия встречается в наскальной живописи, выполненной людьми эпохи палеолита. Первые рисунки могут быть не только результатом изображения внешнего восприятия и сознательно намеченного образа, они также могут  отразить то, что мгновенно констеллируется в бессознательном. Рисуя  такие образы, люди постепенно узнавали о картинах внутреннего мира и могли поделиться с другими тем, что рождало  их бессознательное. 

Образы – первичное выражение разума и его энергетической работы и единственная реальность, которую люди постигают непосредственно. К.Г.Юнг   считал, что основу нашего разума образует безмерно древнее психическое начало, точно так же, как и строение тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих.

Коллективное бессознательное имеет универсальную структуру; его базовое содержание составляют архетипы. Специфика архетипов заключается в принадлежности к типу, который несёт в себе свойства всего человечества как некоего целого. Архетипы непосредственно не наблюдаемы и не имеют формы, однако, они могут проявляться в сознании в виде архетипических образов и персонифицированных или образных комплексов.

Архетипические образы – это фундаментальные и глубокие образы, имеющие универсальный и обобщённый смысл, часто сопровождаемые нуминозным аффективным качеством. Архетипические образы культурно «встроены» в  психику, поэтому имеют значимость для большого количества людей в течении длительного времени [1].

Архетип характеризуется символизмом, это его проявление в отдельных душевных образах, что воспринимаются сознанием и специфичны для каждого архетипа. По мнению Э.Нойманна, архетипический образный символ по своей значимости, энергетическому заряду и нуминозности можно соотнести с понятием инстинкт [3]. Э. Нойманн приводит слова К.Г.Юнга о том, что изначальный образ можно должным образом описать как восприятие инстинктом самого себя, или как автопортрет инстинкта. Образ пробуждает, запускает цель инстинкта, именно поэтому образы имеют такую же важную роль, как и инстинкты [4].  Дж.Хилманн указывает, что в области сознательного разума инстинкт воспринимается в образной форме, а на уровне поведения образы проявляются в инстинкте [5]. Таким образом, можно провести параллели между инстинктуальным планом импульсов и образным планом сознания. Архетип здесь выступает одновременно и в виде образа и виде динамической силы.

Образный план, на котором архетип становится доступным для осознания, «видимым», - это план символа, именно здесь проявляется активность самого бессознательного в той мере, в какой оно способно достичь сознания. К.Г.Юнг говорил, что архетипы существуют до-сознательно и предположительно формируют структурные доминанты психики в целом [10].  Архетип не только направляет бессознательное поведение личности посредством шаблона инстинктов; но также упорядочивает психический материал в символических образах – влияет на шаблон восприятия в сознании. Символы – это проявленная видимость архетипа, соответствующая его скрытой непроявленности. В движение сознание приводит материальный компонент символа – пробужденное символом, сознание обращает к нему интерес и стремится его понять [4]. Можно сказать, что символ, кроме его динамического эффекта как «преобразователя энергии», также выступает «формовщиком сознания», принуждая психику ассимилировать бессознательное содержание или содержания, скрытые в символе.

Таким образом, архетипы имеют символическую саморепрезентацию, то есть способны «говорить» с нами образами. Бессознательные психические процессы связаны с изначальными образами и лучше всего они могут быть воспроизведены с помощью символической речи – языка символа, который выступает исходным языком нашего бессознательного. Символ намекает, полагает, возбуждает. Сознание приводится в движение и должно использовать все свои функции для ассимиляции символа, так как только концептуальное усвоение оказывается недостаточным. Символ с большей или меньшей силой действует также и на чувство, интуицию и ощущение [10].

Каждый человек рождается со способностью толковать изображения. Например, маленькие дети способны понимать своих матерей с помощью языка тела, который фактически можно считать языком изображений. Кроме того, практически каждый человек в детстве имел естественное желание, а также способность рисовать и красить. Однако, вместе с развитием Эго сознания, в силу основных направлений в образовании за последние два столетия, развитие словесно-логического мышления, в отличие от образного, стало приоритетным.

Чем ближе образ соответствует архетипу, тем более сильную, эмоционально выраженную реакцию вызывает он у клиента.

Опыт работы показывает, что «инициация» архетипа сопровождается появлением определенной (специфичной ему) символически-имагинальной продукции. Ускорить ход работы можно путем замены спонтанно возникающих образов (чему предшествует длительная работа) сознательно подобранным набором символов, то есть с помощью использования символически-имагинальных карт, представляющих собой коллекцию визуальных образов репрезентантов того, или иного архетепического вектора.

В качестве методологической основы разработанных символически-имагинальных карт лежат идеи архетипической психологии, в частности принципы архетипического моделирования, используемые в рекламе, идеи, заимствованные из практики арт-терапии.

Символически-имагинальные карты - это  коллекция визуальных образов, которые направлены на инициацию определенных векторов женской реализации, обладающие потенциями роста и развития. В основу разрабатываемых терапевтических символов-образов был положен анализ отдельных случаев женщин, обратившихся за психологической помощью (особенности символически-имагинальной продукции - сновидения, арт-продукты, спонтанно возникающие образы, при кристаллизации архетипического вектора женской реализации); архетипическая маркировка векторов женской реализации (данные мифологической, этнографической и культурологической литературы, коррелирующие с наблюдаемыми в практике символами-образами).

Уже только по выбору клиенткой «зовущего», «отталкивающего» или "индифферентного" в данный момент символа-образа можно охарактеризовать, до определенной меры, картину её жизненной ситуации. Символически-имагинальная карта – это «вход», «инициирующий ключ» в энергию женского вектора реализации, позволяющая исследовать неосознаваемые процессы, латентные идеи и состояния, способная актуализировать "зажатые" векторы. Соприкосновение с  символическим образом имеет оздоравливающее действие, не требуя вербального комментатора.

Литература:

1. Болен Дж. Ш. Богини в каждой женщине. М.: София, 2008. 352 с.

2. Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии. М.: Когито-Центр, 2008. 336 с.

3.Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический. М.: Академический проект, 1999. 206 с.

4.Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998. 462 с.

5.Хиллман Дж. Архетипическая психология. М.: Когито-Центр, 2006. 351 с.

6.Холл Дж. А. Юнгианская интерпретация сновидений. Руководство. М.: Класс, 2007. 144 с.

7.Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Канон +, Реабилитация, 2015. 336 с.

8.Юнг К.Г. Об энергетике души. М.: Академический проект, 2010. 297 с.

9.Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2012. 352 с.

10.Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. К.: Ваклер, 1998. 308 с

  Символически имагинальные карточки в работе с архетипическими векторами реализации женщин



Просмотров: 460
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Профориентация для женщин. Символически-имагинальные карточки: Женщина без границ
  • "Будущая Я". Символически-имагинальные карточки: Женщина без границ
  • Пример использования символически-имагинальных карточек в работе с мужчинами.
  • Символически-имагинальные карточки "Женщина Без Границ"
  • Символически-имагинальные карточки: Женщина без границ
  • Психоанимационная терапия. Символ-образы "Поляна", "Цветок"
  • Искусство выбирать. Символически-имагинальные карточки: Женщина без границ
  • Мужские сексуальные расстройства и методы работы с ними. Образы себя. Мужская сексуальность
  • "Говорящие" образы в эмоционально-образной терапии
  • Образы в эмоционально-образной терапии
  • Язык бессознательного - образы и метафоры
  • Дед Мороз не так прост. Архетипы и образы Морозко
  • Техно образы сновидений и их интерпретация в анализе пациентов. Часть 1. Металлическая птица.
  • Техно образы сновидений и их интерпретация в анализе пациентов. Часть 2. Гаджеты в сновидениях.
  • Упражнение для работы с образом семьи с помощью МАК
  • Архетипические образы тени, анимы и анимуса в сказке "Карлик Нос"
  • Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностей
  • Алгоритм работы с образом Я и актуальным психическим состоянием с помощью МАК
  • Что приводит к разочарованию в отношениях. Образы.
  • Архетип и символ: в чем различие
  • Размышление. Архетипические образы фильма А.Тарковского «Сталкер».
  • Как изменить картину мира? Образы и логика
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Как любовь к себе можно рассмотреть с помощью метафорических карт?
  • Корни архетипических образов карт Таро
  • Архетипические паттерны женской сексуальной реализации
  • Почему мы такие какие есть? Поток сознания, блоки сознания и наше развитие
  • Миома матки: Что? Кого символически вынашивает женщина?
  • Ценность символа "Дом" для личности и терапии
  • Женские образы мужских сновидений. Внутренняя женственность.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь