Детская агрессия – это поведение ребенка, целью которого является нанесение вреда каким-либо объектам живой или неживой природы, либо демонстрация готовности произвести такие действия. Агрессивность – это уже свойство личности, заключающееся в предпочтении использования насильственных средств агрессии для реализации своих целей. Агрессивность формируется в результате того, что ребенок начинает получать удовольствие или выгоды от такого поведения, которое постепенно становится характерной чертой его личности. У всех людей есть природная способность вести себя агрессивно. Но будут ли они проявлять агрессию, зависит от того, как они воспринимают мир.
Изначально, агрессивность служила эволюционным механизмом для защиты человеком своих прав и интересов во враждебном конкурентном мире. Однако современное развитие общества в норме позволяет человеку достигать своих целей без открытых проявлений враждебного и агрессивного поведения с разрушительными (деструктивными) последствиями. Ребенок в своем индивидуальном развитии в некотором роде повторяет весь эволюционный путь человечества, и на определенном этапе он учится овладевать агрессией для защиты себя и своих интересов. Насколько далеко зайдет становление его агрессивности, зависит от воспитателей, которые обучаю ребенка граница добра и зла, хорошего и плохого поведения. В условиях формирования личности агрессия и агрессивность дают обильные всходы в семьях или коллективах, где не установлены высокие моральные и социальные нормы в силу различных причин. Другой причиной для патологической агрессии могут служить различные психические, нервные и телесные (соматические) заболевания.
КАКОЙ БЫВАЕТ АГРЕССИЯ?
Деструктивная агрессия ребенка (да и взрослого) может быть направлена не только на окружающий мир или окружающих людей, но и на самого себя (в виде саморазрушающего поведения, такого как алкоголизм, наркомания, психосоматических заболеваний – бронхиальной астмы, язвенной или гипертонической болезни). Агрессия может быть как прямой, непосредственно направленной на объект, вызвавший раздражение или создающий препятствия, так и косвенной, когда ребенок вымещает агрессию не на причине своего дискомфорта, а на более слабых или безответных объектах (младшие дети, животные, материальные объекты).
Агрессия может быть как явной, когда ребенок открыто выражает свои негативные чувства словами, жестами или действиями, так и скрытой, когда ребенок не демонстрирует свои чувства, и об агрессивном отношении к чему либо можно узнать только по негативным эмоциям, игнорированию или избеганию. Также агрессия у ребенка может быть реактивной, когда наблюдается четкая взаимосвязь агрессивной реакции с вызвавшей ее причиной, так и спонтанной, возникающей либо при разрядке постепенно накапливающегося раздражения, либо при развившемся психическом отклонении.
Агрессия у детей может принимать различные формы: злобные истерики, удары руками и ногами, топание ногами, кусание, разрушения и повреждения предметов и собственности, издевательства и насилие, нанесение повреждений людям или животным, словесные атаки, попытки контролировать других посредством угроз или насилия.
КАКИЕ ПРИЧИНЫ ПРИВОДЯТ К ПРОЯВЛЕНИЯМ АГРЕССИИ У РЕБЕНКА?
Физиологически, агрессия в большинстве случаев возникает при нарушениях гормонального ответа на стресс. В одних случаях у детей не повышается уровень важнейшего гормона стресса - кортизола в ответ на неблагоприятное воздействие. В других случаях, повышение происходит медленно, до недостаточного уровня, а исходный уровень восстанавливается слишком медленно. Во всех этих случаях ребенок не в состоянии нормально справиться с возникающими проблемами и реагирует самым примитивным способом – с помощью агрессии.
Основные причины детской агрессии можно разделить на несколько групп:
Нарушения настроения. Агрессивными могут быть дети, страдающие биполярными расстройствами - во время маниакальной фазы, когда они плохо могут контролировать свои чувства, эмоции и поступки. Очень часто они становятся агрессивными, теряют самообладание, становятся импульсивными. Даже на другом полюсе своего расстройства, когда они впадают в депрессивное состояние, они могут быть раздражительными и проявлять хоть и менее выраженную, но агрессию.
Психотические состояния. При психотических заболеваниях дети нередко проявляют агрессию. Например, дети с шизоидным расстройством или шизофренией очень часто агрессивно и неадекватно реагируют на самые незначительные раздражители. При развитии параноидальных состояний дети защищаются от своих страхов с помощью агрессии.
Разочарование. Дети, у которых имеются когнитивные расстройства или расстройства личности также нередко проявляют агрессию. Чаще всего это происходит из-за того, что дети не могут справиться с их беспокойством или разочарованием и не могут вербализовать свои чувства, как это делают другие дети.
Импульсивность. Плохой самоконтроль приводит к импульсивному поведению. Например, у детей с синдромом недостаточности внимания и гиперподвижностью агрессивность является характерной чертой их личности. Спонтанные, необдуманные эмоциональные реакции таких детей могут привести к поведению, которое интерпретируется как агрессивное. Эти дети в большинстве случаев не умеют оценивать последствия своих действий, которые могут оказаться весьма бессердечными или злыми.
Расстройства поведения. У детей с поведенческими расстройствами агрессивность является составляющей частью их болезни. В отличие от детей с синдромом гиперподвижности, которые попросту не думают о последствиях своего поведения, дети с поведенческими расстройствами целенаправленно используют агрессию для достижения своих целей.
Органические заболевания головного мозга. Иногда вспышки агрессии являются проявлением органических нарушений головного мозга, например, при повреждении лобной доли или при определенных типах эпилепсии. В этих случаях агрессия у ребенка может быть спонтанной, часто взрывного характера, без очевидного повода для ее проявлений.
Психологическая травма. Бывают случаи, когда агрессия у детей или подростков провоцируется сильным стрессом и не является частью психического расстройства. В таких случаях агрессия обычно напрямую связана с раздражающим фактором и не проявляется регулярно.
Посттравматические расстройства. Физические повреждения головного мозга при черепно-мозговых травмах и состояния после сильнейших психических травм (когда существовала реальная угроза жизни и здоровью ребенка) также могут проявляться агрессией, особенно при ситуациях, любым образом напоминающих о травме.
Соматические болезни. Болезненные состояния при некоторых заболеваниях, например, понижение уровня сахара в крови при сахарном диабете, могут приводить к немотивированным вспышкам агрессии.
Социально-культурная среда. В определенных, примитивных по уровню социально-психологического развития кругах общества, агрессия может считаться желательным стилем реагирования. Чем выше готовность к агрессии, чем более деструктивны ее проявления, тем более высокую социальную ступень будет занимать такой человек. Некоторые семьи или сообщества специально культивируют высокую агрессивность у детей. Очень часто лидерами в таких сообществах становятся психически нездоровые люди, способные на самые крайние и жестокие проявления агрессии.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧАСТО ПРОЯВЛЯЕТ АГРЕССИЮ?
В большинстве случаев, даже когда у детей диагностированы серьезные нарушения поведения или личностные расстройства, родители способны оказывать значительное влияние на проявление агрессии у детей. Агрессивные тенденции формируются условиями окружающей среды – ограничениями, обучением, наказаниями, поощрениями, тренировками, оценкой последствий поведения. Изменяя эти условия, родители могут улучшить поведение ребенка и значительно улучшить перспективы его развития как личности. Даже самые агрессивные дети способны скорректировать свое поведение при настойчивом и конструктивном вмешательстве своих родителей или воспитателей.
Вмешательства работают, частично, потому что родители учатся определенной тактике для обработки агрессии. Но они все-таки работают, потому что родители учатся менять свое мировоззрение.
Борьба с проблемами в поведении поведения ребенка является стрессовой и деморализующей. Она может подорвать у родителей чувство оптимизма, компетентности и доброжелательности. Работа с детской агрессией может изменить отношения между родителями и детьми самым деструктивным способом. Поэтому чаще всего родителям нужна поддержка опытного специалиста психолога, психиатра или психотерапевта. С его помощью родители научатся конструктивным приемам и позитивному мышлению, с помощью которого можно будет предупреждать вспышки агрессии у ребенка до того, как они вспыхнут.
Некоторые советы специалистов по контролю агрессивного поведения у детей:
Позитивное авторитетное воспитание. Несмотря на подрывное, вызывающие или агрессивное поведение необходимо проявлять максимальное внимание проблемам ребенка и позитивным путям их решения. Несмотря на их неправильное поведение, которое делает родителей раздражительными, сердитыми, разочарованными или отчаявшимися – недопустимо сдаваться и опускать руки, либо втягиваться в деструктивные агрессивно-подавляющие отношения с ребенком. Устойчивая практика позитивных семейных отношений дает возможность детям чувствовать себя уверенными, ощущать родительскую любовь и внимание, что, в конечном итоге, сделает их более восприимчивыми к изучению хороших социальных навыков.
Дисциплинарная система ограничения нежелательного поведения. Дети, агрессия которых вовремя не ограничивается, достаточно быстро прогрессируют в своем отклоняющемся от нормы поведении. Необходимо установить самые строгие ограничения на агрессивное, антиобщественное поведение: любые действия, которые наносят ущерб, причиняют боль, физические или психологические травмы или моральные страдания. Агрессивному ребенку необходимо твердо донести, что такое поведение неприемлемо. Запреты и ограничения не означают проявлений родительской агрессии по отношению к ребенку. Необходима лишь твердость и последовательность в соблюдении всех условий, которые доводились до ребенка.
Преподнесите свои условия и ограничения ребенку четко и спокойно, сделав акцент на требуемых позитивных моделях поведения в каждой ситуации, а не на запретах и наказаниях за их несоблюдение. Не используйте большой набор запретов – такое управление ребенком препятствует развитию здорового самоконтроля. Но если дети начинают отклоняться от желаемой модели поведения, первоначально по-дружески напомните им об условиях ваших соглашений и что они должны делать в такой ситуации. Иногда у детей просто не хватает объема памяти и внимания, чтобы сосредоточиться на требуемой модели поведения.
Поговорите с детьми о том, как работают эмоции. Что заставляет людей сердиться или грустить? Как мы можем управлять своими чувствами и предотвращать вспышки агрессии. Лучшее понимание себя заметно улучшает регуляцию поведения у детей.
Не ждите быстрых изменений и не требуйте от детей моментального прогресса. Перестройка процессов регуляции поведения у детей занимает гораздо больше времени, чем у взрослых. Дайте детям больше времени, чтобы они меняли свое нежелательное поведение. Прежде, чем перейти к наказанию за непослушание, дайте им несколько минут на осмысление задачи и построение нового плана действий.
Определите проблемные зоны, вызывающие агрессию у ребенка и устраните провоцирующие факторы. Например, вместо того, чтобы оказать давление на вашего ребенка, готового драться за свою любимую машинку с товарищем, просто уберите ее подальше и предложите другие совместные игры с менее эмоционально значимыми предметами.
Уберите подальше отвлекающие факторы и ненужные соблазны. Трудно делать домашнее задание, когда на столе лежит игровая приставка.
Вознаграждайте ребенка обнадеживающей позитивной обратной связью, когда они изменят свое поведение. Это мощный способ формирования поведения.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.