|
Интерсубъективный подход в психоанализеАвтор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Психоанализ практикуется и развивается уже более ста лет, в результате чего теория и клинический опыт Фрейда обогащен трудами других исследователей и практиков в области глубинной психологии. Одним из самых ярких современных направлений является интерсубъективный подход. В этом подходе развитие личности рассматривается не автономно, а как процесс трансформации, разворачивающийся в процессе установления аффективных связей с другими. Аналитическая ситуация – это встреча двух реальностей («субъективностей»), аналитика и пациента. Такая мысль соответствует высказыванию Юнга о том, что «встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента». В какой-то степени интерсубъективный подход перекликается с понятием субъекта у Лакана, который акцентировал свое внимание на том, что в психоанализе постоянно происходит конкретизация субъективной (личной) истины. В рамках этого подхода, как и в юнгианской терапии, аналитик отказывается от идеи, что ему известна некая объективная реальность . Его задачей не является оценивать, насколько объективен клиент или чья истина «правильнее». Одной из задач в работе является прояснение того, что происходит в интерсубъективном пространстве между ним и клиентом. Ключевой техникой является предложенная Когутом эмпатическая интроспекция. В этом случае аналитик опирается скорее не на интерпретации, а на уточняющие вопросы и установление эмпатической связи. Особенно важным установление прочного эмпатического альянса является для лечения клиентов, получивших травму на ранних стадиях своего развития, которые относятся к пограничному уровню психической организации. Под травмой в данном случае подразумевается не домашнее насилие и явное отвержение, а недостаточная эмпатичность, чуткость родителя, его неспособность откликаться на эмоциональные потребности ребенка. Разумеется, это не значит, что если все потребности ребенка были не удовлетворены, то он будет травмирован, однако именно эмпатическое участие родителя помогает справляться с неизбежными разочарованиями и лишениями. Если же окружающие, чаще всего родители, эмоционально не настроены на ребенка, происходят «разрывы» в Я-объектных связах. Маленький человек перестает осознавать свои чувства, не получающие отклика и подтверждения у окружающих. Не получая поддержки в своем детском чувстве всемогущества, он становится уязвимым и болезненно зависимым от мнения других. В результате человек начинает постоянно искать одобрение, любовь и принятие вовне, не имея собственной точки уверенности и здоровой нарциссической самоценности. При этом такие клиенты часто одержимы мыслью о недостижимых идеалах, что еще сильнее усиливает депрессивные переживания и пустоту. Эмпатическая настройка аналитика способствует формированию Я-объектного переноса, что позволяет исследовать сложное и многомерное Я-клиента. При этом следует отметить, что какие-либо эмпатические ошибки неизбежны в аналитической работе. От специалиста не требуется быть сверх-чутким и буквально улавливать малейшие мысли и колебания чувств клиента. Именно анализ периодически возникающих разрывов эмпатической связи, непонимания и разницы двух субъективностей способствует развитию психики анализируемого. Перенос с данном случае понимается как нормальный способ психической организации опыта и придания ему смыслов. В анализе происходит исследование многообразия смыслов, которые существуют в поле взаимодействия двух людей. Аналитическая работа дает клиенту возможность прожить внутреннюю неизвестность, открыть в себе чувства любви, ненависти, беспомощности в присутствии Другого.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|