|
Родительские посланияАвтор статьи: Раиса Коваленко
Слушала сегодня видеолекцию Ольги Троицкой о родительских посланиях, как они транслируются, как воспринимаются ребенком и какое влияние оказывают на его дальнеюшую жизнь. Лекция большая, кто захочет найдет ее в интернете, а я здесь изложу свои мысли по поводу лекции, такой краткий конспект.
Субъект, получающий двойное послание, воспринимает противоречивые указания или эмоциональные послания на различных коммуникативных уровнях: например, на словах выражается любовь, а параллельное невербальное послание выражает ненависть; либо ребёнку предлагают говорить свободно, но критикуют или заставляют замолчать всякий раз, когда он так делает. При этом «индивид не имеет возможности высказываться по поводу получаемых им сообщений, чтобы уточнить, на какое из них реагировать. Основные послания:
Приходит иногда такой человек на терапию, а он такой взрослый и говорит все серьезно, как должно, нужно, рационально, и понятно, что его связь с эмоциональной и творческой частью была когда то утеряна. Его самые сокровенные силы, которые заключены в его живости, любопытстве и творчестве когда то были отвергнуты, и с одной стороны взрослость, реалистичность, ответсnвенность, а сдругой отсутствие ощущения себя живым чувствующим. И следующее, что касается непосредственно послания "Не отличайся" и очень близко к нашей черно-белой реальности: Когда они сталкиваются с его отличиями, им невозможно это различие признать, и тогда они начинают его стыдить, пытаясь вернуть к принадлежности. "Ты наш, если ты такой же как мы!" Ребенку сложно не отказаться от себя в этой ситуации, потому что потребность в принадлежности - одна из базовых потребностей человека. И он может либо отказаться от той части себя, которую не принимают, или воевать с родителями постоянно.А правильное послание будет таким: "Я тебя люблю, если ты похож на меня! И я тебя люблю, даже если ты от меня отличаешься!" То, есть я вижу тебя самого, а не отражение и точную копию себя и своих ценностей в тебе, тогда у ребенка появляется выбор. Но, многие дети отказываются от себя, чтобы принадлежать. И тогда они должны делать и говорить только то, что одобрит родитель, а если не одобрит ждать его разрешения. И вот это сомнение имеет ли он право говорить, то что думает или делать, то что нравится, чувствовать то, что чувствует, остается потом во взрослом возрасте. И тогда такой человек проецирует родителя на окружающих, и появляется зависимость от их мнения и оценки. Проблема в том, что он ведь может так никогда и не дождаться так нужного ему разрешения, чтобы все таки позволить себе быть собой. Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальттерапевт
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|