Непререкаемая власть Супер-Эго, или Обреченные быть нравственными

Непререкаемая власть Супер Эго или Обреченные быть нравственными

Регуляция правильного (= нравственного, морального) поведения в обществе бывает двух видов - внешняя и внутренняя.

Внешняя осуществляется с помощью осуждения (крайняя степень - силовое принуждение, заключение в тюрьму) и одобрения (крайняя степень - прославление героев и пр.). Инструменты такого регулирования - законы юридические и институты власти их реализующие, пропаганда и общественные организации, отвечающие за нее. Напрямую сложно регулируемый, но являющийся более действенным и больше связанный с внутренней регуляцией способ - общественное мнение, вырабатывающееся с помощью обсуждения поведения членов общества, в просторечии - сплетен - “древнейшего средства распространения компрометирующих сведений о неблагонадежных членах социума, что способствует наказанию обманщиков”. (А. Марков)

Но решающее значение в том, чтобы человек вел себя так, как это угодно обществу имеет внутренняя или само- регуляция каждого человека, осуществляющаяся той частью личности человека, которую З. Фрейд назвал Супер-Эго (или Сверх-Я), а в обыденной жизни мы используем понятие “совесть”.

Регуляция внутренняя развивается и поддерживается из внешней - как у каждого ребенка, так и у взрослых членов социума. Как писал по этому поводу Ч. Дарвин: “Всякое животное, одаренное ясно выраженными общественными инстинктами, включая сюда привязанность между родителями и детьми, должно обязательно приобрести нравственное чувство, или совесть, как только его умственные способности достигнут такого же или почти такого же высокого развития, как у человека.“

Супер-Эго неизбежно должно занимать главенство в психике и влиянии на поведение. И обладать сильными средствами для обеспечения оного. В противном случае общество не смогло бы нормально функционировать. Внешние механизмы кнута и пряника не смогли бы справиться с тем разладом, которое бы вносил в его жизнь тандем Эго с Ид. Безграничные желания нашего бессознательного и стремящееся в космос самомнение и эгоизм нашего сознательного, сталкиваясь с такими же проявлениями со стороны других людей обостряли бы конкуренцию и борьбу до предела. Общество бы просто застопорилось и развалилось. Люди не смогли бы собираться и поддерживать такие огромные общности, как государства и выстраивать эффективное взаимодействие и внутри, и между.

Формирование Супер-Эго, предположительно и в общих чертах, происходит так:

а) Ребенок полностью зависит от родителей (а также беззащитен перед другими взрослыми). Для него вызывать и поддерживать к себе любовь равносильно тому, чтобы жить (чтобы его кормили, защищали, не убивали и т.д.);

б) Обеспечивает любовь к себе он своей внешностью, улыбкой и смехом, плачем и пр., но главное - тем, что сам любит родителя и умеет понимать (с помощью эмпатии) его отношение к нему. Не случайно симпатию (= эмпатию) Ч. Дарвин ставил в основу общественных инстинктов, морали: “Какое бы значение мы ни придавали общественному мнению, отношение к одобрению или неодобрению наших ближних зависит от симпатии, которая, составляет существенную часть общественного инстинкта, и, без  сомнения, является его фундаментом”;

в) Ребенок делает все, чтобы его любили. И когда его поведение не нравится родителю, он на него сердится (= перестает его любить), ребенок испытывает сильный страх и старается больше не повторять подобного поведения. Он и любые свои намерения и уже совершенное, и совершаемое оценивает с этой точки зрения;

г) Таким образом формируется центр в мозге, который отслеживает все поведение (в том числе и внутрипсихическое) как бы глазами родителей, а в дальнейшем других авторитетных фигур на предмет одобрения и осуждения;

д) Поскольку родители являются также детьми своих родителей, они придерживаются правил поведения, которые сформировались у них таким же образом. А правила эти формируются и транслируются в обществе с самого его существования. Правила эти обеспечивают сохранение общества, а значит и выживание каждого его члена. Супер-Эго формируется и меняется вслед за изменением морали общества, которая обслуживает то его устройство, которое позволяло ему сохраняться на протяжении длительного времени в жесткой конкуренции с другими социумами. Поэтому эти правила так важны и имеют главенствующее значение для каждого его члена. Поэтому Супер-Эго обладает решающей властью в управлении поведением человека. Властью более сильной, чем древняя, животная власть Ид (Бессознательного) и эволюционно сравнительно недавно появившаяся власть разумного Эго (Сознательного) - еще двух инстанций личности по З. Фрейду.

 

Универсальных, в глобальном, философском смысле, норм добра и зла не может быть потому, что мораль поставлена на службу сохранения общества и служит его интересам, неразрывно связанным с видовыми особенностями (в данном случае с особенностями Homo Sapiens), которые не могут противоречить биологическому смыслу всего живого - сохраниться и продолжиться.

Ч. Дарвин иллюстрирует этот момент интересным метафорическим примером: “Подобно тому, как всем животным присуще в какой-то мере чувство прекрасного, хотя они восхищаются очень разнородными предметами, они могут иметь и такие понятия о добре и зле, которые поведут их к поступкам, совершенно противоположным нашим. Если бы, например, я намеренно беру крайний случай, мы были воспитаны в совершенно тех же условиях, как домашние пчелы, то нет ни малейшего сомнения, что наши незамужние женщины подобно пчелам-работницам считали бы священным долгом убивать своих братьев, матери стремились бы убивать своих плодовитых дочерей,— и никто не подумал бы протестовать против этого. Тем не менее пчела (или всякое другое общественное животное) имела бы в приведенном случае, как мне кажется, какое-то чувство добра и зла, или совесть”.

Однако, так как мы, люди, принадлежим к одному виду, у нас фундаментально одни и те же представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. И человек станет подлинно нравственным тогда, когда станет применять эти моральные правила не только по отношению к членам своей группы, своей нации, своей страны, но и по отношению ко всему живому во вселенной. Только тогда, как писал все тот же Ч. Дарвин  “борьба между высшими и низшими побуждениями будет менее напряженной и добродетель будет торжествовать”.

 

Литература

  • З. Фрейд “Введение в психоанализ”
  • А. Марков “Эволюция человека”
  • Ч. Дарвин “Происхождение человека и половой отбор”


Просмотров: 526
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Психоанализ, как высшая стадия Супер-эго
  • Чтобы удержать или вернуть человека, нужно его отпустить
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Как Супер-Эго сужает сознание
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Наркотик, как защита от давления Супер эго.
  • Как зависит счастье человека от его склада ума?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • О природе эго и его устройстве
  • «И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34-36) Или как почитать отца и мать своих
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Плохому продавцу ЕГО ЭГО мешает!
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Патовая позиция или «почему я ни жив, ни мертв»? (Чувство вины и его отпечаток на судьбу человека).
  • Выход из травмы есть! (Или не так страшен чёрт, как его малюют)
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Чужих пап не бывает или как рассказать ребёнку, что его воспитывает неродной папа.
  • Мастерство психотерапевта или немного о том, как его выбирать.
  • Что такое место психоаналитика и как его занимать?
  • Успех каждого определяется его желанием. Быть на пьедестале или стоять внизу – каждый решает сам.
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Как его перевоспитать или все мужики СВО...
  • В отпуске неотпустило… или о том как избавится от «надо» и превратить его в приятности.
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Насколько счастье человека зависит от его способности адаптироваться.
  • Что за зверь такой – любовь к себе? И как его поймать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь