|
Непререкаемая власть Супер-Эго, или Обреченные быть нравственнымиАвтор статьи: Олег Викторович Климаков
Регуляция правильного (= нравственного, морального) поведения в обществе бывает двух видов - внешняя и внутренняя. Внешняя осуществляется с помощью осуждения (крайняя степень - силовое принуждение, заключение в тюрьму) и одобрения (крайняя степень - прославление героев и пр.). Инструменты такого регулирования - законы юридические и институты власти их реализующие, пропаганда и общественные организации, отвечающие за нее. Напрямую сложно регулируемый, но являющийся более действенным и больше связанный с внутренней регуляцией способ - общественное мнение, вырабатывающееся с помощью обсуждения поведения членов общества, в просторечии - сплетен - “древнейшего средства распространения компрометирующих сведений о неблагонадежных членах социума, что способствует наказанию обманщиков”. (А. Марков) Но решающее значение в том, чтобы человек вел себя так, как это угодно обществу имеет внутренняя или само- регуляция каждого человека, осуществляющаяся той частью личности человека, которую З. Фрейд назвал Супер-Эго (или Сверх-Я), а в обыденной жизни мы используем понятие “совесть”. Регуляция внутренняя развивается и поддерживается из внешней - как у каждого ребенка, так и у взрослых членов социума. Как писал по этому поводу Ч. Дарвин: “Всякое животное, одаренное ясно выраженными общественными инстинктами, включая сюда привязанность между родителями и детьми, должно обязательно приобрести нравственное чувство, или совесть, как только его умственные способности достигнут такого же или почти такого же высокого развития, как у человека.“ Супер-Эго неизбежно должно занимать главенство в психике и влиянии на поведение. И обладать сильными средствами для обеспечения оного. В противном случае общество не смогло бы нормально функционировать. Внешние механизмы кнута и пряника не смогли бы справиться с тем разладом, которое бы вносил в его жизнь тандем Эго с Ид. Безграничные желания нашего бессознательного и стремящееся в космос самомнение и эгоизм нашего сознательного, сталкиваясь с такими же проявлениями со стороны других людей обостряли бы конкуренцию и борьбу до предела. Общество бы просто застопорилось и развалилось. Люди не смогли бы собираться и поддерживать такие огромные общности, как государства и выстраивать эффективное взаимодействие и внутри, и между. Формирование Супер-Эго, предположительно и в общих чертах, происходит так: а) Ребенок полностью зависит от родителей (а также беззащитен перед другими взрослыми). Для него вызывать и поддерживать к себе любовь равносильно тому, чтобы жить (чтобы его кормили, защищали, не убивали и т.д.); б) Обеспечивает любовь к себе он своей внешностью, улыбкой и смехом, плачем и пр., но главное - тем, что сам любит родителя и умеет понимать (с помощью эмпатии) его отношение к нему. Не случайно симпатию (= эмпатию) Ч. Дарвин ставил в основу общественных инстинктов, морали: “Какое бы значение мы ни придавали общественному мнению, отношение к одобрению или неодобрению наших ближних зависит от симпатии, которая, составляет существенную часть общественного инстинкта, и, без сомнения, является его фундаментом”; в) Ребенок делает все, чтобы его любили. И когда его поведение не нравится родителю, он на него сердится (= перестает его любить), ребенок испытывает сильный страх и старается больше не повторять подобного поведения. Он и любые свои намерения и уже совершенное, и совершаемое оценивает с этой точки зрения; г) Таким образом формируется центр в мозге, который отслеживает все поведение (в том числе и внутрипсихическое) как бы глазами родителей, а в дальнейшем других авторитетных фигур на предмет одобрения и осуждения; д) Поскольку родители являются также детьми своих родителей, они придерживаются правил поведения, которые сформировались у них таким же образом. А правила эти формируются и транслируются в обществе с самого его существования. Правила эти обеспечивают сохранение общества, а значит и выживание каждого его члена. Супер-Эго формируется и меняется вслед за изменением морали общества, которая обслуживает то его устройство, которое позволяло ему сохраняться на протяжении длительного времени в жесткой конкуренции с другими социумами. Поэтому эти правила так важны и имеют главенствующее значение для каждого его члена. Поэтому Супер-Эго обладает решающей властью в управлении поведением человека. Властью более сильной, чем древняя, животная власть Ид (Бессознательного) и эволюционно сравнительно недавно появившаяся власть разумного Эго (Сознательного) - еще двух инстанций личности по З. Фрейду.
Универсальных, в глобальном, философском смысле, норм добра и зла не может быть потому, что мораль поставлена на службу сохранения общества и служит его интересам, неразрывно связанным с видовыми особенностями (в данном случае с особенностями Homo Sapiens), которые не могут противоречить биологическому смыслу всего живого - сохраниться и продолжиться. Ч. Дарвин иллюстрирует этот момент интересным метафорическим примером: “Подобно тому, как всем животным присуще в какой-то мере чувство прекрасного, хотя они восхищаются очень разнородными предметами, они могут иметь и такие понятия о добре и зле, которые поведут их к поступкам, совершенно противоположным нашим. Если бы, например, я намеренно беру крайний случай, мы были воспитаны в совершенно тех же условиях, как домашние пчелы, то нет ни малейшего сомнения, что наши незамужние женщины подобно пчелам-работницам считали бы священным долгом убивать своих братьев, матери стремились бы убивать своих плодовитых дочерей,— и никто не подумал бы протестовать против этого. Тем не менее пчела (или всякое другое общественное животное) имела бы в приведенном случае, как мне кажется, какое-то чувство добра и зла, или совесть”. Однако, так как мы, люди, принадлежим к одному виду, у нас фундаментально одни и те же представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. И человек станет подлинно нравственным тогда, когда станет применять эти моральные правила не только по отношению к членам своей группы, своей нации, своей страны, но и по отношению ко всему живому во вселенной. Только тогда, как писал все тот же Ч. Дарвин “борьба между высшими и низшими побуждениями будет менее напряженной и добродетель будет торжествовать”.
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|