|
Реактивное сопротивлениеАвтор статьи: Обердерфер Наталья Николаевна
- Братец Лис, только не бросай меня в этот терновый куст. Исследователь Хейлман проводил эксперимент на улицах Нью-Йорка. К человеку подходили и просили подписать петицию в пользу сохранения, например, жука короеда на заливных лугах Биберии. Пока человек колебался, кто-то подходил и рявкал рядом, что нужно запретить распространять и подписывать такие просьбы о сохранении этих жуков. Предполагалось, что такое наглое ограничение свободы выбора, будет способствовать тому, что люди будут чаще подписывать глупую петицию. И эксперимент Хейлмана это и подтвердил. Позднее он повторил эксперимент,в котором результатом исследования стал вывод: Люди, покупающие продукты в супермаркетах, более охотно подписывают петицию за государственное регулирование цен на продукты, если перед этим им сообщают, что представители властей препятствовали распространению данной петиции. Существует так называемое реактивное сопротивление запрету. Возникает оно тогда, когда кто-то или что-то пытается ограничить свободу проявлений индивида. Почему нам важно знать про этот психологический феномен? Потому что его используют в разного рода манипуляциях от рекламы до политики. Данная теория была разработана Джеком Бремом. Согласно его теории у человека существует контроль сохранения своей свободы, и когда что-то угрожает этому контролю, человек стремится его восстановить. Это (запрет) заставляет человека желать запрещенный объект или недоступную возможность действия значительно сильнее, чем прежде. Его первый эксперимент изучал гендерные различия реактивного сопротивления. Результатом стал вывод, что у мужчин оно проявляется более выражено. Причем предположительно это сопротивление у нас генетически запрограммировано. Если детям говорили, что хлам трогать нельзя, и после этого выходили из комнаты, то через некоторое время дети в большинстве шли играть со сломанными игрушками. Срабатывал принцип: «Запрет – это скрытая провокация». Если запрета не вводилось, то и внимания этот хлам не привлекал. Многие родители отмечают, что примерно с двух лет дети начинают вести себя противоречиво. То капризничают, чтобы их отпустили с рук, то тут же требуют взять их на руки. Именно с этого возраста и начинает проявляться реактивное сопротивление. Дети начинают сопротивляться внешнему давлению, оказываемому на них родителями. Именно в этом возрасте у человека в психике происходят существенные изменения. Мы начинаем осознавать себя обособлено, и это наше представление о себе как об индивиде ведет к возникновению представления о свободе. А когда ребенок понимает, что он обладает некой свободой, то, само собой разумеется, что нужно выяснить - до каких же пределов она распространяется. Затем в подростковом возрасте усиливается осознание своей индивидуальности, и подростки начинают выступать против контроля со стороны родителей и других взрослых. В литературе хорошо описан так называемый феномен «Ромео и Джульеты». Это когда любви кто-то противостоит. Но, возможно, любовь подростков сошла бы на нет, как и у многих других, если бы не противостояние их семей. То есть реактивное сопротивление сделало свое дело. Так я в своей практике часто наблюдаю негативные последствия вмешательства родителей в отношения детей. В результате запрета на отношения дети, будучи уже взрослыми, несут в себе и обиды на родителей, и нарушения пищевого поведения, и неустроенные судьбы. А родителям всего-то нужно было поддержать подростка в его первой влюбленности, которая очень редко переходит в серьезные отношения. За свой более чем сорокалетний жизненный опыт я могу вспомнить только две такие семьи, и то это не результат юношеской любви, а результат дружбы с детства. И я знаю две семьи, которые, используя принцип реактивного сопротивления, поженили своих детей. Семьи дружили и хотели породниться, но когда их дети встретились после заграничного обучения, то обоим сказали, что они друг другу не подходят. Так у детей начались тайные встречи, которые закончились на радость родителей свадьбой. Ряд ученых (Джонс, Брем, Арнольд и другие) провели исследования на тему, как на людей влияет запрет на получение информации. Экспериментально было установлено, что люди реагируют усилением желания получить информацию, если ее запрещают. Но еще более интересно то, что люди начинают относиться к этой информации более позитивно, чем если бы она не была запрещена. Какой вывод мы можем сделать на основании выше написанного? Стремление к нарушению запретов и ограничений, которое индивидом воспринимается как свобода, заложено в природе человека. Это нужно учитывать, когда мы создаем правила и запреты для домочадцев и подчиненных. Желательно оставлять людям выбор. Друг нашей семьи своему 13-летнему сыну, после того как учуял от него запах спиртного, сказал так: «Ты можешь курить сигареты и пить алкоголь, затормаживая развитие своего мозга, и остаться на подростковом уровне развития. Естественно, разнорабочие тоже нужны, и это будет твой выбор. А можешь избежать этих глупых зависимостей и стать здоровым и умным мужчиной, и соответственно чего-то добиться в жизни кроме зарплаты, которой будет хватать только на еду и ком.услуги. В любом случае выбирать тебе». А также, когда мы сами стремимся к чему-то запрещенному, остановиться и подумать: «А так ли нам это нужно? Стоит ли это моих усилий - или я хочу это получить только потому, что оно запрещено?». Всякий раз, когда вы чувствуете азартное желание получить что-то, скажите себе: Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|