Деперсонализация личности, обусловленная психотравмами пубертатного периода

За двадцать лет, как наше общество открыло для себя Всемирную паутину, "сеть", этот противоречивый и великий Интернет, произошли серьезные изменения в психокультурном типе человека современного. 

Ежедневно мы сталкиваемся как в социальных сетях и форумах, так и на вполне нейтральных сайтах с т.н. "троллями",фейковыми сюжетами, различным сетевым мусором, засоряющим как неокрепшие умы тинэйджеров, так и весьма взрослых людей.

Однако попытаемся рассмотреть вопрос о деперсонализации личности в контексте пресловутого троллинга. 

Исследуя такой тонкий с научной точки зрения вопрос, мы встречаемся со множеством определений слова "деперсонализация".

Полный толковый словарь по неврологии" объясняет нам деперсонализацию как "расстройство самосознания, сопровождающееся отчуждением всех или некоторых собственных психических проявлений, в том числе собственных мыслей, а также своего голоса, своих поступков".

Психиатр, д.м.н. С.Ю.Циркин рассматривает деперсонализацию как "субъективно неадекватное искажение эмоций, когда они, сопровождая восприятие себя и мира, замещены на противоположные". 

"Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы" предлагают следующее определение термина "деперсонализация - (от лат. de – отрицание и persona – личность, лицо) – расстройство самосознания личности, утрата своего "Я", возникновения эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий". 

Таким образом, деперсонализация личности является угрожающим состоянием для человека, чреватым полным личностным разрушением. 

Так, к примеру, человек, злоупотребляющий социальными сетями (прошу не путать с активными, но адекватными пользователями), скрывающийся под ником, создающий на своей странице нечто вроде "ожидания апокалипсиса», привлекает к себе внимание подписчиков с помощью разнообразных постов, но чаще узкой направленности и тематики (будь то определенный субкультурный пласт или эмоциональные выпады о тленности бытия, суициде и т.д.). Здесь может проявляться типичная троллинговая картина (кстати, троллинг - слово весьма популярное, это особые формы коммуникации, в первую очередь, в интернете, с целью провокации, введения в заблуждение источником оных -тролля своих оппонентов или подписчиков). 

Однако анализируя психоэмоциональную картину "тролля", мы можем увидеть целый "букет" психологических расстройств, приводящих личность к деперсонализации.

Первым фактором здесь является тяжелый продолжительный стресс, появляющийся в период полового созревания, т.е. именно когда психика человека наиболее уязвима (это может быть вызвано тяжелой болезнью или смертью близкого родственника, с разводом родителей, особенно конфликтным и.т.д.). Бурные физиологические изменения, происходящие в теле подростка, обусловленные гормональным "фейерверком", вызывают вполне естественное сексуальное желание. Однако в неблагоприятных условиях, связанных со стрессовой ситуацией в семье (тяжело больные, смерти, трагические случаи) либо в семье со строгой системой запретов (например, религиозные или этнические табу) личность подростка, оставленная без внимания и контроля со стороны взрослых, психологов, педагогов, может быть подвержена диссоциативному расстройству или деперсонализации вследствие целого ряда причин, связанных именно с сексуальным влечением. Подросток может как стыдиться своих желаний, скрывая от родных физиологические процессы, так и наоборот, удовлетворять свои сексуальные потребности в самых разнообразных формах, что, безусловно, отразиться на его психическом здоровье. 

Психоэмоциональная картина такой личности отличается ранимостью, интроверсией, болезненным восприятием действительности (например,ситуация, когда подросток переживает о близком человеке, например, о тяжело больной матери, сталкивается с мыслями о смерти "моя мама может умереть!", но не находит поддержки со стороны близких или встречает их отчужденность и холодность). Таким образом создается почва для деперсонализации. Личность в недостаточной степени сформированная, начинает создавать свой собственный мир-иллюзию как альтернативу миру враждебному (где боль, страх, смерти близких и т.д.). Более того, возникающая деперсонализация в сложной стрессовой обстановке является защитным механизмом и корректируется с помощью психологических занятий. 

Психосексуальное развитие в условиях стресса, отягощенное целым рядом факторов, негативно влияющих на личностное становление, будет нарушено. Так, в условиях стрессовой обстановки дома, в семье, подросток может вести не только двойную жизнь, связанную с диссонансом реального и иллюзорного мира, но и искать формы удовлетворения, в том числе и сексуального, тщательно скрывая это от близких, опасаясь их недовольства или агрессии. В связи с этим появляется социальный риск (наркомания, ВИЧ, венерические заболевания, алкоголизм и т.д.).

 Возможны как альтернативы, так и сочетания различных, нередко противоречивых форм поведения подростка. То есть  развитие потенциальной диссоциативной личности начинается именно в условиях глубокого, затяжного стресса, когда сам подросток замкнут, уходит в свой мир при отсутствии помощи профессионалов. Такой человек растет как личность с низкой самооценкой, неуверенный в себе, с чувством отчужденности себя от мира (при этом наслаиваются возможные фобии и патологические состояния, к примеру, социопатическое). Взаимоотношения со сверстниками могут не складываться, такая личность не находит общий язык с окружением и дистанцируется от всех. Но вместе с этим компенсаторный механизм, связанный с желанием уйти от болезненной, травмирующей ситуации, нередко приводит к еще большим трудностям, являясь чаще всего социально неприемлемым. В данной ситуации деперсонализация может наступить в результате нарушения самовосприятия личности, обусловленным  увлеченностью подростка каким-либо персонажем или артистом. В частности, гипертрофированное увлечение японской анимацией (аниме, хентай и т.д.) приводит не только к нарушению или потере связи с реальностью, но и провоцирует психосексуальные отклонения. Так, индивид с деперсонализацией личности впоследствии испытывает огромные сложности во взаимоотношениях с противоположным полом, поскольку отождествляет симпатичных ему (ей) лиц со своим любимым героем или вообще может быть поглощен любимым персонажем настолько, что переносит на него весь спектр чувств влюбленного человека.

Таким образом, деперсонализация как следствие подростковой психотравмы  является психопатологическим состоянием человека, связанным не только с областью его эмоциональной сферы, но и со сложностями социализации и адаптации индивида.



Просмотров: 261
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • Как работает "серьёзная психотерапия", и каким образом изменяется личность.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Изменение личности "компьютерного" подростка
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Картина". Проективная методика исследования личности. Просто, ёмко, информативно.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь