Родительская (не)забота | Подмена понятий или порок эпохи?

Родительская не забота  Подмена понятий или порок эпохи

Из последних «критических» эпох в России часто вспоминаются 90-ые года, когда социально-экономический кризис напрямую отразился ни только на качестве жизни обычных семей, но и на качестве отношений внутри них.

Сейчас я наблюдаю нечто похожее. Массово. Или быть может, так было всегда и во все времена, но с разной степенью выраженности? Я не историк, и мне сложно глубоко судить об этом, но вот какие явления я замечаю в современных семьях на сегодняшний день.

1. Основной ориентир деятельности современных взрослых – оплата счетов (коммунальных, медицинских, образовательных, машину… и т.д.).

И соответственно – родители заняты в непрекращающейся гонке за заработками на одной-трёх работах.

2. Основные родительские функции сошлись на приказе и контроле:
  • содержание детей (кормить, лечить, одеть, и т.д.);
  • доставка в образовательную организацию (школу/садик, кружок, репетитору и т.д.).
3. Совместная деятельность родителей и ребёнка ограничивается:
  • совместными бытовыми делами по поддержанию порядка в доме (навести порядок в комнате/квартире, убрать со стола, убрать за хомячком, выгулять собаку и т.д.);
  • контроль выполнения домашних заданий.
4. Оказание помощи ребёнку по решению конфликтных ситуаций в детском коллективе, обращение в медицинскую организацию, учебные трудности, проблемы с поведением – родители организуют через «третьи руки»:
  • бабушки и дедушки (или другие родственники);
  • воспитатели;
  • учителя;
  • репетиторы;
  • другие семьи (дружественные семьи из детского сада, школы, дополнительного образования).

В итоге виноваты оказываются все, но они сами остаются в стороне на правах «заказчиков» и «приёмщиков».

Чем современные родители, практически не занимаются в воспитании своих детей:

1. Редко проводят совместный досуг или общее развлекательное дело.

Предпочитают посадить ребёнка перед телефоном, телевизором, компьютером, раскрасками, книжкой, конструкторами, но редко сядут рядом.

2. Мало интересуются эмоциональной жизнью ребёнка: что «было интересного и что сегодня понравилось?», и мало выражают своё отношение – восторг и интерес к тому, чем ребёнок занимается.

Обычно все беседы сводятся сразу с порога к двум традиционным вопросам: «Что получил?», «Уроки сделал?».

А чтобы просто посидеть с ним на ночь, или просто обнять, проходя мимо…

3. Практически не делятся своим жизненным опытом, в какие похожие ситуации попадали сами и как из них выходили.

Это важно чтобы просто поддержать ребёнка, что произошедшее это не катастрофа, что так бывает, и расстроиться – это нормально, но и что ещё есть и выход из ситуации, и есть способы такого избежать в будущем.

Это бы очень сблизило детей к родителям как к источнику знаний и ответов на важные им вопросы.

Но все типичные бытовые попытки родителей сделать это сводятся к краткому и жёсткому нравоучению и наставлению, форма подачи которых вызывают обиду, сопротивление и отторжение, и даже намеренное действие «на зло».

4. Изредка помогают детям сформулировать их первые детские «выводы про жизнь» как личную ответственность за причинно-следственные связи в событиях их жизни.

Когда у ребят происходят какие-то ситуации, где они поступили неверно или совсем растерялись, то многие родители выбирают просто отругать и запретить каике-то действия. Это же проще и быстрее, чем жевать долгую жвачку про то, что случилось, что он хотел от ситуации, и что вместо этих «неправильных действий» полезнее поступать так-то и взять эти способы на будущее. И ребёнок остаётся в непонимании, а что, собственно, произошло, и как это можно контролировать в следующий раз, и как вообще с этим быть-то.

Так и получается, что дети попадают в одну и ту же ситуацию, раз за разом, с одним и тем же неполезным поведением, потому что они не знают, что если «так нельзя», то как «можно», и выбирают действовать по привычке. 

5. Редко или мало учитывают интересы и способности ребёнка при выборе кружка, секции, школы, профиля класса, факультета ВУЗа…

Известно классическое явление, когда родители толкают ребёнка по какому-то образовательному и потом профессиональному пути:

  • потому что сами упустили такие шансы и хотят их «подарить» своим детям;
  • судят по своему опыту и знаниям, что «выгоднее».

Так и отрабатывают бедные дети чужую карму, теряя себя, свой индивидуальный мир, реализуя себя в мире теней чужих планов.

6. Не тратят время на то, чтобы передать ребёнку его ответственность и самостоятельность за его детские сферы жизни.

Всё начинается с того, что детский портфель собирается родителями. Порядок в комнате наводится родителями. За выпрошенным на день рождения хомячком тоже убирают родители. С учителями спорят за оценки и решают конфликты с другими детьми тоже родители…

В итоге, у ребёнка формируется картинка мира, в которой многое из его обязанностей становится «нужным родителям», а не ему. Это они же чего-то всё ходят, делают, требуют, это им надо. А ребёнок просто начинает пользоваться последствиями – портфель собран, карандаши в стакане на столе и под рукой, двойка исправлена сама по себе и МариВанна не придирается больше, Сашка с третьей парты сам извинился…

И в тоже время из образовательных учреждений на голову таких родителей сыпятся упрёки:

— «Вы не занимаетесь своим ребёнком!»

На что праведный гнев родителей отвечает:

— «Да как же?! Я работаю на трёх работах! Он сыт, обогрет, одет, в школу приходит вовремя, уроки до 12 ночи делаем! Как это не занимаюсь?!»

РЕЗЮМЕ

Я печалюсь о таких массовых семейных тенденций в российских семьях быть «номинальными механическими родителями», лишёнными души и участия. 

И особо скорблю о детях, родители котрых не могут ответить на рядовые вопросы:

«Как Вы показываете своему ребёнку, что Вы его любите?»

«Как Вы помогаете ему осваиваться в мире людей»?

Уважаемые родители! Давайте вернёмся к нашим детям просто как люди, а не финансисты, прачки, кухарки, училки, секретари, личные водители, судьи и палачи…

Чего Вам не хватало или не хватает от Ваших родителей?

Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ"

Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ"



Просмотров: 369
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • "Как жаль, что вы мои родители!"
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Что хотят родители и что нужно ребёнку 4-6 лет
  • Почему все так? За что мне это?
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "Это он ухаживает и я ему нравлюсь или это просто вежливость?"
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь