|
Родительская (не)забота | Подмена понятий или порок эпохи?Автор статьи: Попенкова Ирина Михайловна
Из последних «критических» эпох в России часто вспоминаются 90-ые года, когда социально-экономический кризис напрямую отразился ни только на качестве жизни обычных семей, но и на качестве отношений внутри них. Сейчас я наблюдаю нечто похожее. Массово. Или быть может, так было всегда и во все времена, но с разной степенью выраженности? Я не историк, и мне сложно глубоко судить об этом, но вот какие явления я замечаю в современных семьях на сегодняшний день. 1. Основной ориентир деятельности современных взрослых – оплата счетов (коммунальных, медицинских, образовательных, машину… и т.д.). И соответственно – родители заняты в непрекращающейся гонке за заработками на одной-трёх работах. 2. Основные родительские функции сошлись на приказе и контроле:
3. Совместная деятельность родителей и ребёнка ограничивается:
4. Оказание помощи ребёнку по решению конфликтных ситуаций в детском коллективе, обращение в медицинскую организацию, учебные трудности, проблемы с поведением – родители организуют через «третьи руки»:
В итоге виноваты оказываются все, но они сами остаются в стороне на правах «заказчиков» и «приёмщиков». Чем современные родители, практически не занимаются в воспитании своих детей:1. Редко проводят совместный досуг или общее развлекательное дело. Предпочитают посадить ребёнка перед телефоном, телевизором, компьютером, раскрасками, книжкой, конструкторами, но редко сядут рядом. 2. Мало интересуются эмоциональной жизнью ребёнка: что «было интересного и что сегодня понравилось?», и мало выражают своё отношение – восторг и интерес к тому, чем ребёнок занимается. Обычно все беседы сводятся сразу с порога к двум традиционным вопросам: «Что получил?», «Уроки сделал?». А чтобы просто посидеть с ним на ночь, или просто обнять, проходя мимо… 3. Практически не делятся своим жизненным опытом, в какие похожие ситуации попадали сами и как из них выходили. Это важно чтобы просто поддержать ребёнка, что произошедшее это не катастрофа, что так бывает, и расстроиться – это нормально, но и что ещё есть и выход из ситуации, и есть способы такого избежать в будущем. Это бы очень сблизило детей к родителям как к источнику знаний и ответов на важные им вопросы. Но все типичные бытовые попытки родителей сделать это сводятся к краткому и жёсткому нравоучению и наставлению, форма подачи которых вызывают обиду, сопротивление и отторжение, и даже намеренное действие «на зло». 4. Изредка помогают детям сформулировать их первые детские «выводы про жизнь» как личную ответственность за причинно-следственные связи в событиях их жизни. Когда у ребят происходят какие-то ситуации, где они поступили неверно или совсем растерялись, то многие родители выбирают просто отругать и запретить каике-то действия. Это же проще и быстрее, чем жевать долгую жвачку про то, что случилось, что он хотел от ситуации, и что вместо этих «неправильных действий» полезнее поступать так-то и взять эти способы на будущее. И ребёнок остаётся в непонимании, а что, собственно, произошло, и как это можно контролировать в следующий раз, и как вообще с этим быть-то. Так и получается, что дети попадают в одну и ту же ситуацию, раз за разом, с одним и тем же неполезным поведением, потому что они не знают, что если «так нельзя», то как «можно», и выбирают действовать по привычке. 5. Редко или мало учитывают интересы и способности ребёнка при выборе кружка, секции, школы, профиля класса, факультета ВУЗа… Известно классическое явление, когда родители толкают ребёнка по какому-то образовательному и потом профессиональному пути:
Так и отрабатывают бедные дети чужую карму, теряя себя, свой индивидуальный мир, реализуя себя в мире теней чужих планов. 6. Не тратят время на то, чтобы передать ребёнку его ответственность и самостоятельность за его детские сферы жизни. Всё начинается с того, что детский портфель собирается родителями. Порядок в комнате наводится родителями. За выпрошенным на день рождения хомячком тоже убирают родители. С учителями спорят за оценки и решают конфликты с другими детьми тоже родители… В итоге, у ребёнка формируется картинка мира, в которой многое из его обязанностей становится «нужным родителям», а не ему. Это они же чего-то всё ходят, делают, требуют, это им надо. А ребёнок просто начинает пользоваться последствиями – портфель собран, карандаши в стакане на столе и под рукой, двойка исправлена сама по себе и МариВанна не придирается больше, Сашка с третьей парты сам извинился… И в тоже время из образовательных учреждений на голову таких родителей сыпятся упрёки: — «Вы не занимаетесь своим ребёнком!» На что праведный гнев родителей отвечает: — «Да как же?! Я работаю на трёх работах! Он сыт, обогрет, одет, в школу приходит вовремя, уроки до 12 ночи делаем! Как это не занимаюсь?!» РЕЗЮМЕ Я печалюсь о таких массовых семейных тенденций в российских семьях быть «номинальными механическими родителями», лишёнными души и участия. И особо скорблю о детях, родители котрых не могут ответить на рядовые вопросы: «Как Вы показываете своему ребёнку, что Вы его любите?» «Как Вы помогаете ему осваиваться в мире людей»? Уважаемые родители! Давайте вернёмся к нашим детям просто как люди, а не финансисты, прачки, кухарки, училки, секретари, личные водители, судьи и палачи… Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ" Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|