Психологическая помощь детям получившим физическую травму

В этой статье как психолог и как отец, хочу поделится с вами собранным материалом, наблюдениями и собственным опытом в оказании помощи детям получившим физическую травму, испытывающим болевые ощущения и дискомфорт.

Прежде чем приступить к основной части, думаю важно будет напомнить, что при необходимости оказания первой помощи и медицинского обследования ребёнку ВСЕГДА И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ обращайтесь за ними, нижеуказанные методы не заменяют собой медицинского обследования и лечения, проводимого квалифицированным врачом. Сначала обратитесь к врачу, затем помогите ребёнку так как вы можете.

Не менее важно учесть то, что сами родители в случае травмировании своего чада, автоматически активизируют в себе состояние «растерянного внутреннего ребёнка» и в панике не знают что сделать в первую очередь, поэтому важно в таких ситуациях сохранять самообладание, ваше внутреннее равновесие будет благотворно влиять и на ребёнка в том числе. Дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию всех взрослых, а в особенности — своих родителей. В первую очередь займитесь своими собственными реакциями, внутренне признав тревогу и страх за травмированного ребенка. Сделайте глубокий вдох и медленно выдохните; ощутите чувства в собственном теле. Если вы все еще расстроены, повторите это еще раз. Время, которое вы потратите на обретение собственного спокойствия, стоит того. Это усилит вашу способность быть полностью присутствующим с ребенком, сводя к минимуму его реакции на ваш страх или замешательство.

В случае когда ребёнок переживает шоковое состояние и дезориентацию, от вас как от родителя необходима позиция принятия или как её обозначает травматерапевт Питер Левин – позиция сострадающего присутствия. Вы можете взять ребенка на руки, если видите что он этого хочет, или обнять его, до тех пор пока не пройдёт первая волна шокового состояния. Мягкое возложение вашей руки в центре спины, за сердцем, может говорить ему о вашей поддержке и ободрении, не препятствуя естественным телесным реакциям ребенка (непроизвольное дрожание, тряска и плач). Успокаивающая рука, лежащая у него на спине или на плече, вместе с несколькими мягко произнесенными словами, такими как: «Все в порядке» или «Все хорошо» могут очень сильно помочь ему. Напротив, чрезмерное поглаживание или покачивание может препятствовать процессу восстановления (это похоже на слишком усердного ребенка, который, с добрыми намерениями, калечит раненую птицу). Обеспечьте ребенку при необходимости покой и неподвижность. Побуждайте (при необходимости — настаивайте) ребенка отдохнуть достаточное количество времени в безопасном месте. Если ранение требует немедленного перемещения, поддержите ребенка или перенесите его, даже если он/она выглядит способным/ой двигаться самостоятельно.

Так же Питер Левин отмечает, что очень важно в процессе появления таких телесных реакций у ребёнка, как дрожание, тряска и плач, не подавлять их, ваша задача состоит в том, чтобы сообщить ему, что плач и дрожание — это нормальные, здоровые реакции. Вашей основной функцией является создание безопасного окружения для того, чтобы ребенок мог завершить свои естественные реакции на причиненную ему боль. Чтобы избежать непреднамеренного нарушения этого процесса, не меняйте положения ребенка, не отвлекайте его внимания, не держите ребенка слишком крепко и не располагайтесь слишком близко к ребенку или слишком далеко от него, чтобы сохранить ощущение комфорта. Отметьте, когда ребенок снова начнет ориентироваться во внешнем мире. Ориентация — это признак завершения.

Самое простое что можно сделать для ребёнка который расстроен или получил небольшую травму это спросить его, о чем он плачет, даже если вы прекрасно знаете в чём дело и что случилось, это облегчит последствия. Спросите ребенка: «О чем ты плачешь?» или «Что случилось?» «Как ты ударился?» «Расскажи мне об этом». Когда он начинает рассказывать об этом, переключите его в настоящее время, т.е. как будь то травмвтический случай происходит здесь и сейчас, если конечно он сам не начал пересказывать происшествие в настоящем времени. Попробуйте сделать так:
Родитель: «О чем ты плачешь?»
Ребёнок: «Ну – я стоял на большом камне, поскользнулся и упал, и (плачет).
Родитель: «Тебе больно, когда ты СТОИШЬ на этом камне?»
Ребёнок: «Нет»
Родитель: «Что происходит, когда ты СТОИШЬ на этом камне?»
Ребёнок: «Я поскальзываюсь . . .»
Родитель: «А потом?»
Ребёнок: «Я падаю на землю»
Родитель: «Там трава – на земле?»
Ребёнок: «Нет, песок кругом»
Родитель: «Расскажи мне об этом еще раз»
Вы проводите ребенка таким образом через этот случай несколько раз, пока он не заскучает или не засмеется, если ребёнок начнёт злится, это тоже хороший показатель.

Далее можно направить внимание ребенка на его телесные ощущения. Мягким голосом спросите: «Что ты чувствуешь в своем теле?» Медленно и спокойно повторите ответ, который вы получили, в форме вопроса — «Ты чувствуешь неприятные ощущения в теле?» — а затем подождите кивка или какой-нибудь иной реакции. В следующем вопросе вы можете быть конкретнее: «Где у тебя появились эти неприятные ощущения?» (дайте ребенку показать вам). Если ребенок покажет на какое-то конкретное место, спросите: «Что именно ты чувствуешь у себя в животе (голове, руке, ноге и т.д.)?» Если ребенок расскажет об отчетливом ощущении, мягко поинтересуйтесь о его точном местоположении, размерах, форме, цвете, весе и других характеристиках. Осторожно верните ребенка к настоящему моменту (например: «Как твоя шишка (синяк, царапина, ожог и т.д.) чувствует себя сейчас?»).

После травмирования вы можете распределить внимание ребёнка по всему телу (расфокусировать), просто попросив его почувствовать вашу руку на определённом участке тела. Можно взять его руку и похлопать ею по той части ВАШЕГО тела, которая у него травмирована. Потрепите ребенка рукой, погладьте его по голове и попросите притронуться к той части вашего тела, которая у него пострадала. Если он ударился к примеру плечом, пусть он прикоснется к вашему плечу, а потом вы прикоснетесь к его плечу.
Например:
«Прикоснись к моему плечу» (ребёнок прикасается)
«А теперь я прикоснусь к твоему плечу»
«Видишь, я прикоснулся к твоему плечу. Ты чувствуешь что я прикоснулся к твоему плечу? Хорошо, теперь ты прикоснись к моему»
«Хорошо, а я прикоснусь к твоему плечу»
«А ты – к моему»
И так далее.
Проходите до тех пор, пока ребенок не почувствует себя лучше.

«Помирится» с травмой и наладить с ней общение:
Обычно травмированная часть тела у ребёнка ассоциируется со страхом и болью, для того что бы ребёнок снова наладил «дружеские» отношения с повреждённой конечностью или участком тела, можно предложить ему представить, что место где болит, это какое то живое существо с которым можно разговаривать. Можно нарисовать рожицу или фигуру какого нибудь реального или фантастического животного вокруг больного места. Попросите ребёнка спросить у такого преображённого места травмы «Как дела?», «Как тебя зовут?» и пусть он представит. Что она может ему ответить. Можно задать вопросы «А почему ты болишь?» «Что ты хочешь для выздоровления?».
Можно использовать следующий шаблон, если ребёнок не очень в настроении развивать театрализованный разговор.
1. «Спроси, как дела у …(например у колена)»
2. «Пусть …(…колено ) ответит «отлично!»
3. «Пусть …(…колено ) спросит у тебя «Как дела?»
4. «Ответь …(…колену) «отлично!»

«Обрати внимание на мою руку».
Это элементарный и легко выполняемый процесс поможет рассеять нервный шок от повреждения и вернуть внимание ребёнка в повреждённую область. Тысячи лет человеку было известно о том, что «наложение рук» или мамин поцелуй являются эффективной технологией. Даже если просто сжать при боли травмированную часть тела, то это помогает.
Выполняйте этот процесс с минимальным количеством разговоров, так же важно что бы глаза ребёнка были закрыты. Положите свой указательный палец, пальцы или ладонь на пострадавшую часть тела, очень легким движением, и скажите ребёнку: «Обрати внимание на мою руку» или «Почувствуй мою руку». Теперь поменяйте положение вашего пальца или ладони и снова попросите ребёнка сделать то же самое. Лучше дотрагиваться до тех частей тела человека, которые расположены дальше от его головы, чем травма. Не говорите лишних слов, просто кратко и мягко просите его, прикасаясь, точка за точкой, обращать внимание на ваши пальцы или ладонь. Меняйте место через короткие промежутки времени. Будьте спокойны. Ободряйте ребёнка. Продолжайте действовать таким образом, пока не исчезнет боль или расстройство.

Техника направленной энергии V – spread
Если позволяет ситуация и степень травмирования, если ребёнок отказывается по каким либо причинам разговаривать, то в этом случае можно воспльзоватся техникой направленной энергии V – spread, которая очень проста в исполнении, я взял её на вооружение у остеопата Джона Апледжера из книги «Вы и ваш внутренний врач». Поместите одну руку на стороне тела противоположной травме, расположите пальцы этой руки так, что бы они направляли проекцию невидимой энергии на повреждённое место. Пальцы один, два и три необходимо поставить под углом к поверхности кожи которой они касаются. Теперь сложите ладонь другой руки в виде «чашечки» и накройте ею сверху больного места, что бы края «чашечки» находились вокруг больного места, а не на нём. Вообразите силу идущую от первой руки ко второй. Когда энергия направится от одной руки ко второй, повреждённая область начинает пульсировать. Через несколько минут пульсация ослабнет, а повреждённая поверхность размягчится и боль в ней уменьшится. При необходимости можно повторить процесс два-три раза в день, пока болезненные симптомы совсем не уменьшатся.

«Посмотри кто убегает»
«Посмотри кто убегает», это диссоциирующую от травматических переживаний манипуляцию хорошо проводить сразу же после проведения вышеуказанной техники V – spread, или отдельно, в случае если вы успокаивающе держите свою ладонь поверх повреждённой области. Когда боль уже несколько уменьшилась, можно пойти на следующую хитрость которая обычно может рассмешить ребёнка и одновременно позволит представить что его боль может оказаться вне его тела, тем самым покинув его, что позволит гораздо быстрее нормализовать состояние. Можно сказать так «Смотри, под рукой кто то шевелится (при этом сделать движения ладонью так как будь то кто то пытается от туда выбраться) Это наверное твоя болячка хочет убежать, ей там стало совсем не уютно. После этого можно импровизированно двумя пальцами как будь то ногами изобразить бегство болячки с «места преступления» и дальнейшие её поиски вместе с ребёнком «Где болячка, что то её не видно? Наверное убежала и спряталась», обычно это вызывает у ребёнка смех и как следствие облегчение состояния. Данную технику можно многовариантно разнообразить под ситуацию и характер вашего ребёнка.

«Где это произошло, где ты сейчас»
Когда ребёнок получил травму, упал с велосипеда или ударил коленку он, даже если его переместить в другое место «несёт» в своём сознании место и событие где всё это произошло и в последствии может его избегать (например боятся сесть на велосипед снова или скатится с определённой горки итп) Для того что бы он мысленно «отцепился» от местоположения несчастного случая можно провести следующий коммуникативный процесс:
Спросите у ребёнка : «Где это произошло?»
Пусть он ответит на вопрос и покажет, где это произошло.
Спросите у ребёнка : «Где ты теперь?»
Пусть он ответит на вопрос и покажет, где он теперь.
Команду можно менять в зависимости от конкретной травмы или происшествия. Например: «Где ты упал?»
Пусть он ответит на вопрос и покажет, где он упал. .
«Где ты теперь?»
Пусть он ответит на вопрос и покажет, где он теперь.
Или . «Где ты ушибся?»
Пусть он ответит на вопрос и покажет, где он ушибся. .
«Где ты теперь?»
Пусть он ответит на вопрос и покажет, где он теперь.
И так пока ему не станет легче.
Разрешение при помощи вышеуказанных методов травматических реакции у детей, делает намного больше, чем просто обезболивает, приводит расстроенного ребёнка в чувства и исключает вероятность возникновения подобных реакций в дальнейшей жизни. Оно так же стимулирует способность проходить через угрожающие ситуации с гораздо большей легкостью. Оно создает, по сути, естественную устойчивость к стрессу. Нервная система, привыкшая к вхождению в стресс и последующему выходу из него, более здорова, чем нервная система, обремененная постоянным, если не накапливающимся, уровнем травматического стресса.

Использованная литература:
Джон Апледжер «Вы и ваш внутренний врач»
Джон Апледжер «Телесно эмоциональное освобождение»
Майкл Керн. Мудрость тела. Краниосакральный подход к здоровью.
Питер А. Левин, Энн Фредерик «Пробуждение тигра—исцеление травмы. Природная способность трансформировать экстремальные переживания»
Питер А. Левин «Исцеление от травмы, уроки природы»
L. R. Hubbard «Assist processing handbook»

© Михаил Мархинин



Просмотров: 264
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Когда родитель обиделся и не хочет разговаривать. Последствия для ребёнка!
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Можно ли злиться на своего ребёнка?
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Можно ли изменить свою жизнь? (глазами нашего внутреннего ребёнка)
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Ругать ребёнка. Можно? Как?
  • Можно ли не ругать ребёнка?
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • Можно ли воспитать ребёнка без травм.
  • Можно ли оставлять ребёнка «проплакаться»
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Помощь психолога. Что можно сделать, если муж пьёт?
  • Чем заполнить время ребёнка, если ограничить «общение с гаджетами»?
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • Можно ли отдавать ребёнка в садик до 3 лет с точки зрения нейропсихологии
  • Что можно сделать, если Вас не устраивает зарплата?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Что делать, если ребёнка оставляют на второй год? Правовая памятка
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Психосоматика: стоит ли лечить или можно просто взять себя в руки?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь