Психология конструирования будущего: 1929: Манифест Венского кружка. Логический позитивизм.

Автор статьи: 404

Предложение – это модель действительности,

как мы ее себе мыслим

Людвиг Витгенштейн

 

Истоки философского подхода к изучению психологии конструирования будущего прослеживаются в философии позитивизма, а более всего - в одной из его школ - в логическом позитивизме. Это философское направление было создано группой мыслителей, объединившихся в Вене в конце 1920-х годов (Венский кружок). Они, в частности, опирались на классические идеи Д. Юма (1711-1776) о том, что:

         1) познание основывается на опыте, им начинается и заканчивается (эмпиризм);

         2) мир представлен в сознании каждого человека - мы можем познать наше восприятие явлений, которые происходят вокруг нас, но сущность мира скрыта от нас. Человек не в силах ответить на такие вопросы как существование Бога, изучить, бессмертна ли душа (агностицизм).

В "Манифесте" Венского кружка (1929), указывалось «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано… Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа» [172]. Последователи логического позитивизма задались вопросом: "Стоит ли считать осмысленными утверждения, которые не могут быть проверены на опыте?".

Оказывается, нет: "Если кто-либо утверждает: "Существует Бог", "Первоначальной причиной мира есть бессознательное", "Существует энтелехия, которая является основой жизни существ", то мы не должны говорить: "То, что вы говорите, ошибочно", а должны скорее спросить: "Что вы имеете в виду под этими предложениями?" По-видимому существует четкое разделение между двумя типами утверждений. Один из типов включает утверждения в том виде, как они высказаны в эмпирической науке, их значение может быть определено логическим анализом, или, более точно, сведением к простым предложениям об эмпирически данном. Другие утверждения, включая вышеупомянутые утверждения, оказываются полностью бессмысленными..." Мир логичен постольку, поскольку логичен язык описания. Через язык описывается прошлое, настоящее и будущее, "предложение - картина мира", любое описание можно подвергнуть проверке (в том числе, и описание будущего?)

Лидером Венского кружка принято считать Морица Шлика, чьи идеи положили основу многим направлениям и школам современной философии. "Физическое пространство является понятийной конструкцией", писал М. Шлик о достижениях современной ему науки - об идеях А. Эйнштейна. Шлик вновь поднял идеалистическое знамя в философии, вокруг него сплотились такие философы как Курт Гёдель, Рудольф Карнап, Ханс Хан, Нейрат Отто, Карл Гемпель, Филипп Франк, Ганс Рейхенбах, Герберт Фейгль, Фридрих Вайсманн, Виктор Крафт, Людвиг Витгенштейн и Карл Поппер.

Стоит обратить внимание, что в 1928 году (годом раньше, чем манифест Венского кружка) принимается Манифест структуралистов (Пражский лингвистический кружок, существовавший с 1926 по 1953 годы). В него входили Вилем Матезиус, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон, С.О. Карцевский и другие. Последователи пражской школы – последователи Фердинанда де Соссюра (точнее - его идей, изложенных в «Курсе общей лингвистики» 1916 г.) и основоположники философского направления структурализма - они стремились исследовать язык как систему и найти принципы структурного описания языка, отношения между компонентами языковых объектов, понять, что дает системе языка сложность большую, нежели сложность всех вместе взятых отдельных его компонентов. Как пример, пословица, состоящее из отдельных слов («семь раз отмерь – один раз отрежь»), имеет и коммуникативное свойство и значение, которое невозможно найти в отдельных словах (семь, отмерь, раз и т.п.) Более подробно к философии структурализма мы вернемся позже - в 60-х годах ХХ века, когда уже на весь мир прозвучат имена М. Фуко, Р. Барта, Ж. Лакана и др. Теперь именно язык рассматривается как инструмент для объяснения прошлого, настоящего и даже будущего.

 

Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего

 

http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!

Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru



Просмотров: 447
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • О "ловцах мерзавцев" - кто они и как с ними "бороться"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Ложки не существует" или "защитный механизм проекция"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать..."(еще раз об идентификации с агрессором)
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Фантазии обо исцелении: пути из точки "А" в точку "Б" не существует
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь