Общение с ребенком (трансактный анализ)

Общение с ребенком (трансактный анализ)

 Согласно трансактному анализу мы с вами  можем пребывать в трех возможных состояниях:  «Родитель» (Р), «Взрослый» (В), «Дитя» (Д).

Общение с ребенком трансактный анализ
Чем характеризуется каждое состояние. «Родитель» - может быть карающим и жалеющим, «Взрослый» - рациональный, урегулирующий, умеющий  эффективно общаться. «Дитя» - бунтарь или покорный, интуитивный, веселый и т.д. Взрослый может быть в одном из этих трех  состояний и соответственно обращаться  к одному из трех состояний ребенка. В зависимости от комбинации этих состояний при общении с ребенком, возникает различный эффект от этого воздействия. В представленной здесь таблице приводятся примеры взаимодействия и возможный эффект от них. В модели взаимодействия первая роль взрослого, вторая ребенка.

 

Модель взаимодействия

Формы взаимодействия

Примеры взаимодействия

Эффект оказываемый на ребенка

Р - Д

Оценка личности (отрицательная)

«Ты трус», «ты плохой», «ты ленивый», «ты неумеха».

Сильный эффект внушающего воздействия, тормозит самостоятельность, подавляет инициативу

Р - Д

Оценка личности (положительная)

«Ты самый лучший», «ты сделал это лучше всех», «ты самый красивый на свете», «ты самый умный».

Такое взаимодействие может спровоцировать формирование истероидных черт личности, в виде избыточной потребности в восхищенном состоянии.

Р - Д

Оценка поступка (положительная)

«Ты хорошо поступил», «как хорошо, что ты сам убираешь игрушки», «это хорошо, что ты уступил бабушке место».

Подкрепляется правильное поведение ребенка.

Р - Д

Оценка поступка (отрицательная)

«Ты струсил», «ты совершил плохой поступок», «ты не уступил бабушке место».

Дает понимание, что так нельзя поступать, не обижает ребенка.

Р - Д

Оценка поступка (отрицательная)

«Ты струсил», «ты совершил плохой поступок», «ты не уступил бабушке место».

Дает понимание, что так нельзя поступать, не обижает ребенка.

Р - Д

Запреты

«Ты еще маленький, тебе нельзя брать градусник», «тебе нельзя шоколад».

Вызывает желание нарушить запрет, по типу делай, что хочешь, но не думай о белом медведе.

Р - Д

Запрет с продолжением

 «Тебе это нельзя, но ты можешь поиграть в куклы», «на стенах рисовать нельзя, но ты можешь порисовать в альбоме».

Отвлекает ребенка, перенаправляет его активность.

Р - В

Напоминания, предупреждения, советы

«Если будешь ходить по лужам, ноги промокнут, и мы пойдем домой», «завтра тебе нужно подготовиться к занятию».

Развивает самостоятельность ребенка, дает возможность выбора.

Р – Р

 

«Мы с тобой заодно» (редко встречается в реальной жизни)

«Опять все  игрушки раскидали. Было так чисто. Опять нам с тобой убирать.»

Развивает в ребенке критичность, желание соответствовать нормам, понимание как должно быть.

Д – Р (можно смоделировать)

Взрослый выполняет поручения ребенка

Во взаимодействии взрослый специально ошибается,  а ребенок его поправляет.

У ребенка развивается чувство уверенности в себе и критичность.

Д – В

(можно смоделировать)

Ребенок помогает взрослому в трудной ситуации

Дети приглашают взрослого в игру, которой он не знает.

Дети учатся помогать друг другу, растет самоуважение

Д - Д

Взрослый и ребенок на одном уровне

Возможно в рамках проигрывания ролевых игр (например: кукольный спектакль)

Создается глубокий контакт с ребенком, высокая доверительность, возможна отработка страхов.

В – Р

Просьбы, напоминания

«Прошу тебя напомнить, что мне сегодня нужно сделать, ты точно не забудешь»

Развивает у ребенка ответственность, доверие, самоуважение.

В - В

Общение на равных, постановка задач,  разъяснение ситуации.

«Чтобы много знать, нужно много учиться.  Помнишь, как Петька Н не выучил стихи  и  потом плохо рассказал их на уроке.  

Ответственность, самостоятельность, инициатива.

В - Д

Понимание, приятие и признание

«Ты это оденешь или это», «ты пойдешь со мной или с папой» и т.д.

 

Чувство безопасности, уверенность в себе, в правильности своих действий.

Возможно вас заинтересуют следующие статьи по детской психологии:

Развод родителей глазами детей

http://www.psyoffice.ru/article/56259/

Что делать с "почемучками"?

http://www.psyoffice.ru/article/54347/

Чего боятся наши дети?

http://www.psyoffice.ru/article/52019/

Как ответить на детский вопрос "Откуда я появился?"

http://www.psyoffice.ru/article/51462/

"Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!

http://www.psyoffice.ru/article/51389/

 



Просмотров: 374
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • "Нельзя" бывают разными, или запреты в жизни ребенка.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Взрослый мир в кошмарах ребенка и шизоидное расщепление: анализ романа Г. Кейера
  • Под каким "соусом" оставлять ребенка бабушке, или копилка вредных советов
  • «Лузер» — роль "взрослого ребенка" в дисфункциональной семье
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • [ПОДАРОК] "Мир глазами ребенка... Где мое место в мире?!" [визуализация]
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Притча про то, как Родитель, Дитя и Взрослый в "Поле Чудес" играли
  • "Со мной все хорошо" , или как формировать самооценку у ребенка?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Самостоятельность ребенка как залог зрелой и инициативной личности
  • Самостоятельность и ответственность ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Нельзя показывать себя, нужно быть "серой мышкой".
  • Избалованное дитя-похвала для "внутреннего ребенка" Мамы!
  • Привязанность I Мама - значимый для ребенка взрослый.
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • Роль отца в формировании личности ребенка
  • Дети скучают... (взгляд на развод глазами одного ребенка - подростка - взрослого)
  • Пять "С" или чему нужно научить ребенка?
  • Почему нельзя бить ребенка - последствия?
  • Почему нельзя учить читать ребенка до 5-ти лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь