Согласно трансактному анализу мы с вами можем пребывать в трех возможных состояниях: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В), «Дитя» (Д).
Модель взаимодействия | Формы взаимодействия | Примеры взаимодействия | Эффект оказываемый на ребенка |
Р - Д | Оценка личности (отрицательная) | «Ты трус», «ты плохой», «ты ленивый», «ты неумеха». | Сильный эффект внушающего воздействия, тормозит самостоятельность, подавляет инициативу |
Р - Д | Оценка личности (положительная) | «Ты самый лучший», «ты сделал это лучше всех», «ты самый красивый на свете», «ты самый умный». | Такое взаимодействие может спровоцировать формирование истероидных черт личности, в виде избыточной потребности в восхищенном состоянии. |
Р - Д | Оценка поступка (положительная) | «Ты хорошо поступил», «как хорошо, что ты сам убираешь игрушки», «это хорошо, что ты уступил бабушке место». | Подкрепляется правильное поведение ребенка. |
Р - Д | Оценка поступка (отрицательная) | «Ты струсил», «ты совершил плохой поступок», «ты не уступил бабушке место». | Дает понимание, что так нельзя поступать, не обижает ребенка. |
Р - Д | Оценка поступка (отрицательная) | «Ты струсил», «ты совершил плохой поступок», «ты не уступил бабушке место». | Дает понимание, что так нельзя поступать, не обижает ребенка. |
Р - Д | Запреты | «Ты еще маленький, тебе нельзя брать градусник», «тебе нельзя шоколад». | Вызывает желание нарушить запрет, по типу делай, что хочешь, но не думай о белом медведе. |
Р - Д | Запрет с продолжением | «Тебе это нельзя, но ты можешь поиграть в куклы», «на стенах рисовать нельзя, но ты можешь порисовать в альбоме». | Отвлекает ребенка, перенаправляет его активность. |
Р - В | Напоминания, предупреждения, советы | «Если будешь ходить по лужам, ноги промокнут, и мы пойдем домой», «завтра тебе нужно подготовиться к занятию». | Развивает самостоятельность ребенка, дает возможность выбора. |
Р – Р | «Мы с тобой заодно» (редко встречается в реальной жизни) | «Опять все игрушки раскидали. Было так чисто. Опять нам с тобой убирать.» | Развивает в ребенке критичность, желание соответствовать нормам, понимание как должно быть. |
Д – Р (можно смоделировать) | Взрослый выполняет поручения ребенка | Во взаимодействии взрослый специально ошибается, а ребенок его поправляет. | У ребенка развивается чувство уверенности в себе и критичность. |
Д – В (можно смоделировать) | Ребенок помогает взрослому в трудной ситуации | Дети приглашают взрослого в игру, которой он не знает. | Дети учатся помогать друг другу, растет самоуважение |
Д - Д | Взрослый и ребенок на одном уровне | Возможно в рамках проигрывания ролевых игр (например: кукольный спектакль) | Создается глубокий контакт с ребенком, высокая доверительность, возможна отработка страхов. |
В – Р | Просьбы, напоминания | «Прошу тебя напомнить, что мне сегодня нужно сделать, ты точно не забудешь» | Развивает у ребенка ответственность, доверие, самоуважение. |
В - В | Общение на равных, постановка задач, разъяснение ситуации. | «Чтобы много знать, нужно много учиться. Помнишь, как Петька Н не выучил стихи и потом плохо рассказал их на уроке. | Ответственность, самостоятельность, инициатива. |
В - Д | Понимание, приятие и признание | «Ты это оденешь или это», «ты пойдешь со мной или с папой» и т.д. | Чувство безопасности, уверенность в себе, в правильности своих действий. |