Начинающие консультанты частенько озадачены тем, какой вопрос задать клиенту? А потом какой вопрос? А потом...? Да, вопросы важны, последовательность их тоже бывает важна. Но сейчас не об этом.
У меня был такой случай, рассказываю его с разрешения клиентки. Ко мне на консультацию пришла клиентка, она прочитала мои статьи в социальных сетях, что-то ее зацепило и она выбрала меня в качестве специалиста, которому она готова довериться для решения ее трудностей. У нее были трудности на работе - она тяжело вписывалась в новый коллектив, а коллектив был женский (классический серпентарий) и плюс повылезали косяки с самооценкой, страхи, повышенная тревожность. Нужна была помощь.
В процессе консультации я не проронила ни слова - вот вообще ни одного слова не произнесла за 1,5 часа нашей встречи!!! Я не задавала вопросы, не комментировала, не делала пояснения. Я внимательно слушала все, что она мне говорила. И все. Я открыла рот только для приветствия и прощания.
Клиентка мне после консультации написала много благодарностей и меньше, чем через неделю пришла на следующую встречу. Мы работали в скайпе. Следующая встреча была абсолютно такой же - я молчала, внимательно слушала и все.
Эта клиентка купила у меня 3-х месячную терапевтическую поддержку, причем мы с ней не обсуждали детали, она просто написала мне в личку о том, что она готова со мной работать в долговременном формате, попросила номер карты и сообщила, что ей будет удобно встречаться со мной в то же время, как были предыдущие 2 встречи.
Она оплатила 12 встреч. Меня раздирало любопытство: я все 12 встреч буду молчать? Для меня это тоже новый опыт.
Оказалось, что потребность в моих комментариях возникла только на 10-й неделе нашей работы.
Когда она приходит на экспресс-терапию, а это случается раз в 3 месяца, мы уже в диалоге, сейчас уже наше взаимодействие идет по обычной для меня схеме работы.
Все должно быть в балансе - умение задавать вопросы и умение слушать так, чтобы клиент чувствовал себя в безопасности. Тогда может и у вас произойти такая встреча, как случилась у меня.
Оказывается, я поработала Слушателем. Я читала об опыте коллег из Японии, которые позиционируют себя именно так: их задача только слушать. Теперь и сама получила интересный для меня опыт.
Пишите о своих интересных случаях из практики.
Всем добра.