|
А вы можете себя назвать «нормальным» человеком?Автор статьи: Барышев Артём Николаевич
А вы можете себя назвать «нормальным» человеком?У каждого из нас можно найти гораздо больше странностей, чем, кажется на первый взгляд. Мы пересчитываем ступеньки на лестницах, по нескольку раз возвращаемся домой проверить утюг или плиту на кухне, беспричинно ненавидим окружающих или впадаем в апатию. С другой стороны мы не слышим «голоса» и не советуемся с воображаемыми друзьями. Хотя, положа руку на сердце, кто решится назвать себя полностью нормальным? А вы знаете вообще, что такое «норма»? Некоторые могут подумать: «Какая разница… Я и сам(-а) знаю, что для меня нормально, а что нет». К такому утверждению можно относиться по-разному, ведь действительно бывают ситуации, где подобная точка зрения нам как-то помогает. Но очень часто утверждение многих психологов о том, что «принимай себя таким, какой ты есть» воспринимается весьма буквально и рубит на корню все попытки изменений и личностного роста. Приведу такой пример… Ко мне на приём пришёл подросток 17 лет для прохождения медицинской комиссии на годность к обучению на водительские права. Он окончил 11 классов средней школы в одной из деревень нашей республики. Во время беседы выяснилось, что он не знает дату и год своего рождения, не умеет читать, писать, не понимает время на часах, считает в пределах 10 на пальцах рук с ошибками и т.д. Когда я вызвал на приём его родителей для беседы, они заявили: «Он у нас нормальный парень! Зачем ему в деревне это знать? Будет работать трактористом и хорошо!». Получается, что конкретно для них такой расклад вещей в пределах «нормы». Психиатры, психотерапевты и психологи нередко расходятся в понимании того, что они называют «психическим здоровьем». Совместить их взгляды в некой единой концепции достаточно сложно. В данной статье будут проанализированы разные подходы «к пониманию психологической нормы и здоровья». Конечно, здесь будет много субъективизма и это продиктовано тем, что слова «нормальный» и «аномальный» имеют такое множество значений, что стали практически бесполезными. Среднестатистическое значение понятия нормы. Наша культура горой стоит за среднестатистического человека. Именно отклонения от «средних» показателей воспринимаются как некие отклонения от нормы. Хотя нам было бы полезно научиться говорить об «обычном или среднестатистическом» просто как об обычном или среднестатистическом, но не более того. Если принять статистическое понимание нормы, то придётся признать, что среднюю величину уровня развития интеллекта вполне могут образовать, к примеру, идиотия и гениальность. Понятие социальной нормы. Слово «нормальный» в данном контексте часто неосознанно используется в качестве синонима слов «традиционный, привычный или общепринятый», которые подразумевают одобрительное отношение к традиции. «Нормальное» в одном социуме для другого может быть совершенно чуждым и неприемлемым, при этом не имеет значения, идёт речь о предпочтениях в еде или духовных ценностях. Когда кто-то говорит, что «это не нормально», чаше всего он имеет в виду «так не принято», не всегда ясно при этом, что «принятое» и «нормальное» отнюдь не обязательно являются синонимами.
Понятие культуральной нормы. Слово «нормальный» в настоящем контексте обычно означает «соответствующий нашей культуре». Слова «болезненный, патологический, аномальный» используются вместо того, чтобы сказать «чуждый нашей культуре». По телевиденью мы часто видим и слышим, как кто-нибудь говорит от имени всего мира или конкретного народа в целом. Но даже эти люди не всегда в состоянии подняться над своей собственной культурой или посмотреть на неё со стороны. А как приятно в компании друзей и приятелей обсудить то, что какая-то страна живёт не по тем законам и ведёт «неправильную» политику. Понятие адаптивной нормы. Представление о хорошо адаптированной личности - результат ещё одной неудачной попытки подойти к определению соответствия нормы. Возможно, читатель будет озадачен, когда обнаружит, с какой неприязнью относятся психологи к этой, на первый взгляд, разумной и очевидной идее. В конце концов, каждому хочется, чтобы его дети были хорошо адаптированы, были частью группы, чтобы они пользовались популярностью и вызывали восхищение и любовь своих друзей-сверстников. В таком случае есть ряд важных вопросов.… К какой группе они должны быть адаптированы? Среди кого они должны пользоваться популярностью? Чье восхищение вызывать? В рассказе Герберта Уэллса «Долина слепых», признаком дезадаптации была способность видеть, в то время как все вокруг были слепы. В одной старой притче, единственный оставшийся разумным житель города должен был притвориться сумасшедшим, так как все остальные горожане сошли с ума, поэтому он стал для них странным и опасным человеком. Возможно, адаптация – это пассивное принятие облика, предписывается культурой и окружением. Но что делать, если эта культура больна? Понятие медицинской нормы. С точки зрения врача, норма есть отсутствие нарушений, заболеваний и дисфункций. Когда невролог говорит пациенту, что тот здоров, он имеет ввиду только то, что у пациента нет нарушений, которые могут быть выявлены имеющимися методами исследования. Врач, достаточно подготовленный по проблемам психиатрии и психологии, может увидеть у пациента нечто большее, чем отсутствие соматической патологии, и поэтому он гораздо реже употребляет слово «нормальный». Утверждать факт абсолютного отсутствия болезни, а стало быть, и факт полного здоровья медицина вообще не может и едва ли когда-нибудь сможет в будущем, иначе это означало бы знание совершенного, идеального и в принципе недостижимого. Перечисленные выше подходы вполне интересны с академической точки зрения, но в плане личностного развития мало чем полезны. Я имею убежденность в том, что каждый индивид обладает свойственной ему личностной природой в виде базовых потребностей, возможностей и склонностей, отчасти обусловленных наследственно, а в другой своей части являющихся уникально приобретенными в ходе своего развития. Полноценное здоровье и нормальное развитие человека состоит в реализации имеющихся у него возможностей и способностей. Вполне очевидно, что причиной психологических проблем большей частью является отрицание или искажение глубинной сущности человека. Отклонением от нормы является то, что подавляет или блокирует эту природу, а психологические проблемы - это все внутренние барьеры, которые препятствуют ходу самореализации. Психотерапия, любое лечение или развитие любого рода - это средства, которые должны способствовать возвращению личности на путь самореализации. Путь саморазвития и самореализации сложно назвать быстрым и лёгким, но вот эффективным уж точно можно.
Многие рассчитывают получить «волшебную таблетку», которая быстро решает все проблемы… Но таких таблеток нет, и они вряд ли когда-нибудь появятся. И в заключение хочется сказать, что история почти всегда недооценивала человеческую природу. Она видела в человеке только его внешнюю сторону, лишь то, кто он есть теперь, и закрывала глаза на то, кем он может стать, не замечала его потенциальных возможностей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|