|
Как наладить пищевое поведение. Психотерапевтическая историяАвтор статьи: Лобова Наталья Тимофеевна
Все чаще среди пациентов, которые обращаются за психологической помощью, случается жалоба на нарушение пищевого поведения. Нередко бывает, что она сопровождает главный симптом (одиночество, семейный конфликт или тревожность). Казалось бы, так просто с питанием: проголодался, приготовил, насытился, прибрал… Вместо этого, встречаются самые тяжелые нарушения пищевого поведения, в том числе, ожирение, анорексия, булимия, при которых искажается естественная процедура питания и серьезно страдает здоровье. Пациентка, имеющая 20 килограммов лишнего веса, жалуется, что постоянно что-то ест и все ее мысли о еде. Она же задает вопрос о причине переедания. В самом деле, в чем причина? Где она кроется? Ответ простой. Причин несколько, но главная из них отыскивается в детстве. Именно тогда внимание ребенка, тем или иным образом, было зафиксировано на еде. А задача психотерапевта, работающего с уже взрослым пациентом, заключается в том, чтобы отыскать негативную связку «ситуация - эмоция - еда». А затем необходимо подобрать терапевтическую альтернативу. Убрав вышеупомянутую связку, мы облегчим и ускорим исцеление пациента. Однако, почему бы родителям не обратить внимание на неправильное пищевое поведение ребенка уже сейчас? Зачем дожидаться, пока оно превратится в грозный симптом? Один из "простых" детских случаев – привередливость в еде. Это детская подозрительность к незнакомым напиткам и продуктам. Такой ребенок, кстати, с трудом привыкает к новой обстановке. Он обычно сильно привязан к матери, к семейному укладу. Возможно, что такие случаи встречаются не часто. И опасности будто бы никакой. Даже, возможно, полезно, не есть и не пить все подряд. Однако, познакомимся с историей одной бабушки. Однажды, ко мне обратилась пожилая женщина с проблемой: можно ли что-либо изменить в домашней ситуации. Она хотела каким-то образом разнообразить у своей внучки вкус к еде. Она просила помочь ей наладить питание внучки, которая, по ее словам, была на вид не крепенькой, а невесомой и «прозрачной». «Дунь и улетит»,- отзывалась пациентка о девочке. 9-ти летнюю городскую внучку оставили у бабушки на лето. Оказалось, что малышка мало ест и весьма привередлива в еде. Она относится с подозрением ко всему, что подает ей бабушка. Часто отказывается от еды: «Я не буду этот суп, он не такой». Или, поколдовав над картошкой или котлетой, отодвигает тарелку: «Не хочу больше». Пациентка переживала, что ее невестка огорчится, увидев свою худенькую девочку еще более похудевшей. Женщина получила психотерапевтическую историю для внучки и указания, как ее применить. Сказка о крольчонке На зелёном лугу было несколько норок. В одной из норок, кстати, самой мягкой и уютной, жили кролики. Семья была такая: кролик-папа, крольчиха-мама и два крольчонка. Это были девочки. Младшенькую звали Джемм. Её так прозвали потому, что она умела жужжать, подражая шмелю, чего не умел никто из других кроликов. Джемм была пушистая и ласковая. Она любила резвиться, прыгать, кувыркаться вместе с другими крольчатами. Но больше всего ей нравились крольчата постарше, и она старалась им подражать. Но вот вопрос. Почему-то Джемм ела не всякую траву, как другие кролики, а только «самую-самую», которую долго искать и которую кролик-папа приносил издалека. И вот, однажды, крольчонка Джемм отправили к старой крольчихе, которую звали Ба-ба. В это время кролик- папа и крольчиха мама поскакали на далекий «вкусный» луг. Джемм нравилось путешествовать. Оказавшись у Ба-ба, она с интересом рассматривала ее большую, просторную нору. Она прыгала на лугу возле норы, но здешняя трава была совсем другая и вовсе не та, к которой привыкла Джемм. «Той» травы нигде не было. А Ба-ба не помнила или забыла вкус другой травы. Она ведь была старенькая и давно не уходила далеко от своей норы. Но Джемм всё помнила, и ей стало грустно, что «тут не так». Погрустив немного, она стала убегать подальше и сама отыскивать, что повкуснее. Джемм находила и приносила пучки этой травы старой Ба-ба. И когда крольчиха-мама вернулась издалека с охапкой пахучих трав, Джемм встретила ее своей охапкой, которая чудесно пахла. И с тех пор Джемм повадилась сама отыскивать полезную траву. А вскоре другие кролики стали приносить ей пучки новых трав, чтобы она попробовала это и оценила. Джемм, по-прежнему, жевала не все подряд, как другие кролики, а только самое –самое вкусное и то, что отыскивала сама-сама. Теперь пациентке необходимо было выбрать удобный момент перед сном и рассказать внучке историю «сказочным голосом». Разрешалось добавлять от себя описательные детали, которые сделали бы историю более «волшебной» и привлекательной. Она так и поступила. И через несколько дней произошло вот что. Пациентка так сообщила об этом по телефону: «На обед был суп. «Что это в нем?»,- как обычно, с подозрением спросила внучка. Я спокойно ответила: «Это рис, это морковка, а это фрикаделька» «Я буду пробовать всё отдельно» - сказала внучка. «Конечно, деточка», -ответила я. Когда внучка съела полную тарелку супа, я спросила: «Ну, как, супчик хорош?» «Ты тоже можешь попробовать», - засмеялась она в ответ. Ещё, как вы советовали, я привлекла её к готовке. Причём, она сама и заранее выбирала блюдо, которое мы собирались приготовить. Я специально положила на стол старинную кулинарную книгу. Там были яркие картинки. Она с удовольствием рассматривала. Думаю, невестка порадуется. С едой, действительно, стало немного проще» Смысл терапевтической истории вот в чем. У каждого ребенка велика тяга к активности, движению, самостоятельности и огромное желание повзрослеть. Эти нюансы и нужно схватывать в сюжете. Крольчонок хочет искать и выбирать САМ. Терапевтическая история трансформирует «самостоятельный отказ» от еды в «самостоятельный поиск» того, что нужно и нравится. И сам читатель, зная принципы составления психотерапевтической истории, сможет создать свою сказку, видоизменив имена, обстоятельства. Например, имя вышеупомянутой внучки было Женя. Отсюда – Джемм. Обстоятельства – это состав семьи, внешность и увлечения главного героя. Нужно оставить неизменной главную цепочку истории: «проблема - что хотим получить - ресурс(решение)». Родитель, желающий сам помочь своему ребёнку, может получить у автора более подробную инструкцию. А читателю с давней проблемой пищевого поведения стоит обратиться к автору за психологической помощью. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|