|
Символы трансформации в сновидениях. Клинический случай.Автор статьи: Алфимова Елена Николаевна
На каждой стадии развития от рождения до смерти цель трансформации – раскрытие индивидуального потенциала человека, его талантов и духовной позиции внутри культурного и исторического контекста. Цель первой половины жизни – развитие и укрепление Эго, цель второй половины жизни-развитие индивидуальности. Трансформация середины жизни - переход от Эго к Самости, от личных интересов Я к достижению духовной гармонии. Но что делать, если цель первой половины жизни не достигнута, Персона намертво приросла к Эго, ложное Эго не позволяет выйти из сценарных рамок, будучи подчинено семейному сценарию? И с таким багажом человек оказывается в середине пути. Так случилось с моей клиенткой, женщиной средних лет, которая прожила всю жизнь заложницей семейного сценария, и только похоронив очень старую маму, на склоне лет впервые вышла замуж, учится принимать и строить отношения с мужчиной, детей нет. На примере моей клиентки мы видим, как человек, не выполнивший задачи коллективного уровня, пытается совершить индивидуацию. Анализ продолжается 12 месяцев, и мы только в самом начале ее пути трансформации. Характерной особенностью юнгианского анализа является концепция архетипов и архитипической амплификации мотивов сновидений. Как говорил Юнг «..сновидения часто содержат фантазии, которые хотят стать осознанными». Конечно, можно интерпретировать сновидения не затрагивая архетипический уровень, но иногда именно этот уровень открывает возможности для осознания того материала, который иначе бы остался недоступным. Появление архитипического сюжета в сновидениях указывает на глубинные изменения в психике сновидца. В своих снах моя клиентка проживает некий социальный сюжет, так как не была принята своей семьей как женщина, ее тело росло, возраст набирался, как положено, но она не становилась женщиной. Запрет мамы взрослеть, привел к тому, что какая-то ее часть осталась в прошлом и сама она не принимает пока ни маскулиного, ни зрелого фемининого. И в своих снах она проходит путь трансформации от девушки к женщине заново. В ходе аналитической терапии у моей клиентки сны меняются от образов разрушения к созиданию, от образов безвыходности к надежде. И я, хотела бы рассмотреть амплификацию архитипических мотивов сновидений моей клиентки. В сновидениях моей клиентки проявились мотивы инициации, как посвящения, как трансформации, как перехода из одного статуса в другой, от девушки к женщине. Для инициации недостаточно формальных признаков взросления, важен не внешний, а внутренний психологический переход из одной стадии в другую. В психологическом смысле, по выражению Мирча Элиаде, «инициация – это внеисторическое архитипическое поведение психики». Ведь конфликт не может быть преодолен, если сознание остается захваченным противоположностями; именно поэтому нужен символ. В сновидениях моей клиентки можно проследить такие этапы трансформации как трансформация маскулинной сферы и трансформацию фемининного начала. Серия сновидений о быках - принятие мужского, маскулиного; серия сновидений о свадьбах – инициация, женственность. К.Г.Юнг в своей книге «Человек и его символы» так пишет об этом:«Здесь мы подходим к той стороне посвящения, которая знакомит мужчину с женщиной, а женщину с мужчиной с тем, чтобы исправить некоторое первоначальное противостояние мужского и женского начал. Их союз представляет символический обряд священного брака, составляющий сокровеннейшую основу инициации со времени ее зарождения в мистериальных культурах древности.» Моя клиентка не прошла инициацию, она избегает и не принимает всего мужского, маскулиного, агрессивного. В этих снах отражается, как идет принятие того, что ее раньше пугало - принятие мужского.
Первое сновидение: «В деревне забивают быка, но бык окровавленный вырывается и убегает. Далее я вижу его, превратившегося в мужчину с бычьей головой, который гонится за мной, чтобы проткнуть меня шампурами, а я убегаю и прячусь в лифте.» Используя метод амплификации, в этом сне мужчину-быка можно представить как образ перевоплотившегося в иную ипостась Бога, и его нападение на клиентку, можно интерпретировать как мифы о похищении девушек богами, превратившимися в быков, и лишением их девственности. Зевс стал быком и похитил Европу. Посейдон в облике быка овладел Арной. Зевс превратился в быка, чтобы овладеть Кибелой. В средиземноморской наскальной живописи часто встречаются рисунки бычьей головы с рогами и девушек – это архитипический знак пары. Когда взрослое, сильное агрессивное сталкивается с девическим, чистым, еще не искушенным. Пенетрация созвучна протыканию бычьим рогом. В этом сне мы видим проявление архетипа посвящения, клиентка должна была пройти ритуал инициации, обряд изначально нацелен на пассивность, на принесение женщины в жертву, чтобы испытать рождение новой жизни и новой женской функции. Бык это-мощь, сила, грубость, агрессия, воля, но и плодовитость. Девушка, сталкиваясь с этим, дезинтегрируется - она может убежать или превратиться в дерево как Дафна от Апполона, или продержаться, и только тогда она сможет пройти в своей эволюции дальше, и получить новое качество – стать женщиной. В этом сне моя клиентка убегает от мужчины-быка и своей инициации, ей еще страшно принять мужское, агрессивное. Здесь мы видим архетипический сюжет инициации и современный образ. Лифт, в котором находятся участники сна, может означать подъем сознания, но трусливое Эго сбегает, как пока и во втором сне. Второе сновидение: «В деревне коровник и в загоне один в центре стоит огромный бык – производитель, даже издалека он навевает страх своей мощью, своим злобным взглядом исподлобья, он просто стоит в загоне и оглядывается вокруг, не поднимая своей тяжелой головы, и от его присутствия становится страшно.» Здесь образ быка, хоть и навевающего страх, но уже становится более позитивным, он бык - производитель, от него будет потомство, и его мощь и угрожающую силу можно преобразовать в здоровых и сильных детях. Но и здесь клиентка еще не подходит ближе, боится издалека. Третье сновидение: «В деревне луг, на зеленой травке пасется стадо телят, их много, они еще маленькие, но уже способные самостоятельно кушать травку, они спокойные и очень милые.» Эти три сновидения клиентка принесла в первые три месяца нашей работы друг за другом. Затем после того, как мы работали с выстраиванием ее отношений с мужем, ее желанием его поглотить или кастрировать, с его принятием, принятием мужского в ее жизни, через 6 месяцев она принесла еще одно сновидение. Четвертое сновидение: «Мы с мужем стоим вместе, кого - то ждем, и тут видим, что рядом с нами стоит огромный бык, он стоит спокойно и я смотрю на него спокойно без страха, хотя понимаю, что он рядом, близко, и мы с мужем, как будто бы говорим о нем, смотри какой большой и спокойный бык» Этот сон говорит моей пациентке о том, что она уже готова изменить свое отношение к мужественности, что она готова принять совместную жизнь с мужчиной и привязанностями, и что эта жизнь тоже будет наполнена смыслами. Трансформация фемининного начала представлена в серии ее сновидений о свадьбах – это тоже архитипический сюжет - процесс инициации.
Ее частые сны о свадьбах, сначала не своих, затем в качестве приглашенной на свадьбу, а затем и ее свадьбе, показывают нам постепенную динамику развития ее Эго. И вот свадьба уже ее, она уже невеста, и ее жених-Анимус намного старше ее, и она принимает его. Мы видим, как негативный образ Анимуса принимает все более позитивные черты. Но меня беспокоит вопрос – а куда же делись негативные образы? Может быть усилился негативный перенос? Может быть они находят свое отыгрывание вне рамок анализа? Ведь в своих сновидениях она сталкивается и со своей теневой агрессивной стороной. Но до встречи с Тенью еще далеко. Путь ее трансформации только начинается, в пространстве анализа ее более зрелое Эго позволит ей выстроить адаптивную Персону, потом приблизиться к Тени, а затем через Анимус, как психопомп приблизится и к Самости. Ее движение к Самости начнется тогда, когда она выйдет из банальных сценарных рамок, примет свою индивидуальность и уникальность. На примере сновидений моей клиентки, мне хотелось продемонстрировать, как неизменные архетипические сюжеты показывают моей клиентке путь трансформации. Что взросление женщины происходит через инициацию, лишение девственности, принятие мужчины, замужество, материнство. Образы в сновидениях моей клиентки трансформируются от агрессии и деструкции к образам плодовитости, конструктивного взаимодействия и покоя. В самом первом сновидении с быком агрессия носит символический характер и по мере символизации происходит исцеление. Архетип начинает проявляться в большей целостности, а не только в полюсах.
Доклад был представлен на Международной юнгианской конференции «Символы трансформации в современном мире» г.Самара 12-13 марта 2016г. Литература
Аналитический психолог, психоаналитик Алфимова Елена Николаевна.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|