Внутренний мир человеческой драмы (Гоголевская «Шинель»: образы Саввы Бродского)

Такого предмета, как психология, в школе нет. Но тем не менее каждый из нас, выходя за порог школы, может сказать, что знаком с этим предметом не понаслышке. Откуда же? Какой предмет преподносит нам психологические знания в школьном возрасте?

Конечно же, это литература. Мы читаем, думаем, обсуждаем, даже пишем сочинения, вникая в психологию героев, их характеров, мотивы их поступков. Используя самые настоящие психологические термины. Слыша из уст учителей, какие замечательные и тонкие психологи были наши великие классики.

Причем изучаем мы художественную литературу в этом возрасте гораздо больше именно, как психологи, а не литературоведы. Потому что воспринимаем героев, как живых людей, а не образы, оценивая их, как если бы оценивали своих друзей, знакомых и незнакомых, самих себя.

Вот Гоголя, например, — автора людей-образов, «не живых», а обобщенных и чаще всего карикатурно воспринимаемых персонажей, читать в школе многим не просто. Один мой знакомый психолог — автор книги психотерапевтических сказок для детей, который до сих пор не понимает Гоголя и специально не настаивает на том, чтобы его сын-школьник проникся его произведениями.

А можете ли вы вспомнить книгу, в которой прочитали «Шинель»? И действительно прочитали — или просто пролистали, «уловив общую идею»: «маленький человек» великой русской литературы, у которого украли шинель, из которой вышли, если помните, Тургенев, Достоевский, Толстой и другие русские писатели?

Печатная (а сейчас и электронная) книга — пиршество для визуалов — людей, которые в своем восприятии действительности опираются главным образом на то, что могут увидеть глазами. В ней писательский текст помогает нам понять, прочувствовать художник. Он создает иллюстрации — а по сути дает свой образ прочитанного, воплощенный в графической, а значит зримой, форме.

Может быть, кому-то именно такая художественная книга, к созданию которой приложил свою руку мастер пластического искусства, поможет лучше познакомиться с нашей великой классикой ХIХ века и создать в голове и сердце свой образ прочитанного и — увиденного.

Возьмем с полки издание «Шинели», вышедшее в 1985 году с иллюстрациями Саввы Бродского, подготовленное в издательстве «Художественная литература».

Внутренний мир человеческой драмы Гоголевская Шинель  образы Саввы Бродского

Уже с суперобложки видим очень неожиданную для нашего восприятия этого классического произведения картину — сюрреалистически великанская шинель на громадном манекене, водруженном на высоченный шест, распласталась над площадью, над целым городом, и даже над миром, словно какой-то вселенский памятник, вздымающийся через время и пространство. Внизу — желтые фонари, словно поминальные свечи на тетраподе, а вверху в небе — белые холодные звезды. Мы — посередине, между землей и небом.

В самом начале книги между двумя торжественно вводящими в мир книги авантитулами — разворотная иллюстрация: по полю, подняв вверх руки, словно зовет высшую силу на помощь, бежит вперед куда-то мимо нас между двумя рядами металлических пуговиц с хищными двухглавыми орлами и кричит человечек. Поле оказывается сукном шинели. Это не иллюстрация непосредственно к тексту произведения, а нечто выходящему за его рамки. Здесь, кажется в какой-то момент, что мы могли бы поймать, остановить Акакия Акакиевича или он мог бы задеть, столкнуть нас.

На фронтисписе традиционно — портрет автора. Но сделан он очень нетрадиционно. Здесь Гоголь — один из героев своего рассказа. Он смотрит в зеркало. Его мы видим со спины. И видим отражение его лица в зеркале. Оно смотрит, но опять не на нас, а вглубь себя. Лицо снизу освещает свеча. Причем кажется, что в зеркале Гоголь уходит сам от себя, куда-то в сторону, и в центре отразившегося в зеркале оказывается длинный коридор с высокими стрельчатыми потолками, дающими намек на какие-то зрительные иллюзии, шахматную доску и ассоциации с крыльями летучих мышей — стражников ночи: сейчас раздастся звук шагов и они разлетятся, как химеры, в разные стороны. Здесь же, но в другом уже зеркале отразится лысый затылок значительного лица.

И зеркало стоит на площади — той самой с суперобложки, по безлюдной пустыне которой бредет одинокая фигура в шинели и без нее на иллюстрациях-разворотах.

В зеркале отражаются шинели и цилиндры, висящие на вешалках и словно переговаривающиеся о чем-то друг с другом, пять раз — фигура Акакия Акакиевича: в шинели — у портного, лицо застывшее и еще одно — искаженное зеркальной кромкой — у героя дома; среди дамских юбок на званом вечере; согнутого на коленях перед иконой; согнутого крючком на приеме у важного чиновника и отразившегося в парадных зеркалах. Бросающиеся в глаза детали: манекен и портновский мешочек со втыканными в него иголками, огромная и совершенно пустая одинокая железная кровать Акакия Акакиевича, часы-ходики, обрезанные краем иллюстрации сверху; сапоги возле кровати, железная печка с трубой, свеча, прильнувшая к стеклу.

 

Пять пейзажей пустынного замерзшего города с геометрически однообразными линиями одинаковых домов казарменного вида, окон, крыш, со странными в своей примитивности «лабиринтами» парапетов: кажется, что в них нельзя потеряться, но почему-то фигура человечка выглядит совершенно потерянной среди этого однотонного бело-серого безмолвия. Художник все время «выгоняет» своего героя на улицу.

Так отражается внутренний мир человеческой драмы. Драмы одиночества, забитости, убогости и ненужности, доведенной до своего абсурдного предела.



Просмотров: 646
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Материнство в зеркале общественных представлений. Все ли так радужно, как нам это обычно кажется?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне…» Поговорим о проекциях?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Вселенная устроена так, что отражает нам именно то, что мы видим!
  • Личное пространство - наш внутренний мир- ценно только нам здесь и сейчас.
  • Почему мы видим людей искаженно, и что делать, чтобы увидеть реальность.
  • Она что, не видит себя в зеркале?
  • Аниме «Дети моря». «Этот мир наполнен тем, что мы не видим». Смотреть или нет?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как увидеть в своем зеркале истинное?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Как сохранить самооценку? Даже если кажется, что никак.
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как пережить измену, даже если кажется, что жизнь разрушена?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Что такое «поле» в системных расстановках и как мы его «читаем»?
  • Почему со мной все ОК, даже если мне кажется, что я схожу с ума
  • Как уничтожить свой мир и спасти его обратно? Психология в котятах.
  • Как Юлия увидела себя в зеркале правды и изменила свою жизнь к лучшему. Терапевтическая сказка
  • Как разглядеть себя в зеркале оценок?
  • Звездное небо над нами - и звезды среди нас
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Что делать, если мир кажется опасным местом?
  • Если вам кажется, что вы вкладываете в отношения гораздо больше, чем ваш мужчина…
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Кто такие взрослые люди, почему среди нас их так мало и что значит психологическая зрелость



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь