|
Произношение на иностранном языке - нужно или нет? Взгляд со стороны психофизиологии.Автор статьи: Нина Брянцева
Необходимость хорошего произношения на иностранном языке стала в последнее время спорной темой. Разнообразные коммуникативные методики привнесли в жизнь идею: «Говорите хоть как-то, лишь бы не молчать». Некоторые популярные лингвисты тоже развивают мысль о том, что произношение не имеет значения. Всякая точка зрения имеет право на жизнь, всё зависит от целей изучения и применения языка, а также от самого учащегося и той планки, которую он сам себе ставит. В данной статье мы расскажем вам как раз обратное – почему произношение всё-таки важно, и зачем его нужно развивать, если вы хотите чего-то добиться в изучаемом языке. Помните сюжет романа Бернарда Шоу «Пигмалион»? Для тех, кто забыл, краткое содержание. Профессор-лингвист, специалист по английским диалектам, умеющий безошибочно уловить на слух географическое и социальное происхождение любого собеседника, решается на смелый эксперимент. Втайне от всех он берёт девушку в прямом смысле с улицы и начинает с ней заниматься исправлением речи и постановкой произношения. Наряду с обучением хорошим манерам это приносит свои плоды: он представляет её высшему обществу как леди, а не как «девушку», и никто оказывается не в силах раскрыть этот обман, потому что речь Элизы безупречна! (К слову, бытующее в современной разговорной речи привычное всем обращение к незнакомке: «Девушка!» в известном смысле просто невежливо.) В «Пигмалионе» дальше идёт романтическая история, в данном случае это нам не так интересно. Суть вы поняли: человека научили говорить так, как принято в приличном обществе, и это стало её пропуском в новый мир. Другой пример, уже из реальной жизни. Об этом мало кто знает: неспособность схватывать на лету и имитировать иностранное произношение служило абсолютным критерием выбраковки курсантов Академии Генштаба. Это было в СССР, и стало одной из предпосылок создания метода обучения, который теперь известен как «метод CLP». Эти требования были абсолютно оправданы, вы сейчас сами поймёте, почему. Психофизиология такова, что человек, не умеющий произносить, будет также плохо воспринимать речь на слух. Верно и обратное: неспособность воспринимать речь на слух приводит к плохому произношению. Это две стороны одной медали: произношение и восприятие на слух. Потому что с точки зрения физиологии, и то, и другое составляют слухо-речевую систему человека. Обратите внимание, что ни отдельно «слуховой», ни отдельно «речевой» систем у нас нет! Поэтому и нарушения этой зоны чаще всего выражаются в комплексе, так появляются глухо-немые люди. Возможность восприятия речи на слух основана на фонематическом слухе. Произношение – на имитационных способностях. И всё это вместе завязано в единую систему, представляя собой важнейшие компоненты такого сложного явления как «способности к языкам». Если быть совсем точными, то фонематический слух и имитационные способности – это даже способность к речи, а не к языкам. То есть, природный фундамент всей системы. Если вы построите «здание иностранного языка» без фундамента, оно не будет прочным. Знание грамматики, большой словарный запас не спасут его. Всё будет вечно рассыпаться на фрагменты: то правило не помните, то слова на ум не приходят… Поэтому свою слухо-речевую систему необходимо тренировать и развивать применительно к иностранному языку. Она поддаётся развитию, хоть и не у всех это происходит быстро и гладко. Тем не менее, результат может получить каждый – было бы желание и настойчивость заниматься! Для этого и создавался метод CLP и в дальнейшем основанные на нём программы и тренажёры. Взрослому человеку нелегко бывает добиться хорошего произношения и восприятия на слух. Загвоздка как в произношении, чем в слуховом восприятии. Проблема в том, что речевой аппарат уже сформировался! А это сложнейший механизм, в котором участвуют разные мышцы. Более того, есть наследственные особенности строения речевого аппарата у представителей отдельных народов и рас. Но к счастью, мышцы тренируемы, если их правильно включить в работу. Мышцы речевого аппарата запускают в работу остальные детали механизма. Если вас интересует только и непосредственно работа с (английским пока только) произношением – пользуйтесь нашим онлайн-тренажёром «ГОВОРЮ КРАСИВО», 30 дней занятий с тренажёром предоставляются бесплатно. Для развития всех разговорных навыков английского в комплексе – онлайн-тренажёр «ГОВОРЮ СВОБОДНО» - в данном случае тоже всё можно опробовать бесплатно. Заложенный в систему тренажёров механизм биологической обратной связи способен в достаточно короткий срок добиться хороших результатов. Ну а для тех, кто хочет не только индивидуального подхода по методу CLP, но также ментора-наставника, который помогает двигаться дальше и преодолевать любые трудности, есть персональные программы CLP. Во всех случаях мы будем рады, если вы поделитесь с нами рассказом о своих результатах. Нам очень интересно и важно знать, что и как у вас получится! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|