|
Шрамы на душеАвтор статьи: Оксана Суржина
О жестоком обращении с детьми говорят и пишут много. Физическое и сексуальное насилие порицается всеми, хотя по поводу телесных наказаний нет- не да и возникает дискуссия. Но есть еще другое насилие, практически не видимое окружающими, оно обычно проходит за закрытыми дверями и опущенными шторами. От него не видно следов на теле, но от него остаются шрамы на душе, последствия от него для психического здоровья человека не меньше чем от физического. Это психологическое или эмоциональное насилие над детьми. Это не разовые случаи, это система отношений.Вряд ли есть люди, которые избежали эмоционального насилия, но влияние его на жизнь ребенка недооценивается. При психологическом насилии страдает самооценка. Ребенок живет в постоянном стрессе, тревоге, страхе. Он может быть как чрезмерно послушным, так и агрессивным. Он часто чувствует себя неуспешным, никчемным, ненужным, у него может сформироваться так называемая выученная беспомощность. Такие дети часто болеют – у них болит живот, голова, поднимается температура- так они реагируют на плохой психологический климат в семье. Эмоциональное или психологическое насилие- это не только крики, но и регулярные действия, такие как оскорбления, унижение, постоянная критика, запугивание, отвержение, игнорирование. Это превращение ребенка в «козла отпущения» , игнорирование его потребностей., запирание в темной комнате. Психологическим насилием следует считать и те картины интимной жизни родителей, которые должны быть скрыты от глаз ребенка, но свидетелем которых он стал, а также информированность об этой стороне жизни, не соответствующая возрасту ребенка. Славе 8 лет, он уже во втором классе, мальчик с большими печальными глазами и головой, вжатой в плечи. Он разговаривает тихим голосом, кажется, что он чего-то боится, но нет-нет, да и мелькнут в его глазах искорки смеха. Несколько раз его приводила мама в прошлом году, но прекращала терапию без всякого предупреждения. Слава часто болел и у него было много страхов. Его мама очень яркая женщина , с громким голосом, очень уверенная в себе, не слышит никого кроме себя. Папа тихий на фоне мамы, авторитетом в семье не пользуется. В этом году Слава пришел в терапевтическую группу. Когда прорабатывали страхи, вырезал из черной бумаги рожу с огромным ртом, пояснил, что боится, когда на него кричат. На занятии он чувствует себя вольготно, смеется, дружит, но как только выходит за дверь и видит встречающую его маму, втягивает голову в плечи и опускает глаза. Славу не бьют, но нагружают сверх всякой меры- школа, У-шу, плавание, английский и шахматы. Мама всегда мечтала, чтобы ее сын играл в шахматы. Кроме секции он еще ходит на индивидуальные занятия, делает успехи, но боится участвовать в соревнованиях. Боится проиграть, потому что мама выскажет ему все, что она о нем думает, что он бестолковый, дурак, трус и весь в отца. Слава был счастлив, когда мама не повела его на соревнования по моей рекомендации- у мальчика к тому времени начались тики. Димина мама мечтала, чтобы ее сын стал знаменитым прыгуном с вышки. Ей очень нравилась тренер, нравился этот вид спорта, но вот беда, восьмилетний Дима наотрез отказывался ходить на тренировку, хотя подавал надежды. Его уговаривали, заставляли, стращали. Плача, Дима плелся в бассейн. На консультации мама горячо доказывала, какой это замечательный вид спорта., что она не позволит сыну бросить его, от меня хотела, чтобы я убедила сына продолжить карьеру прыгуна в воду. Дима же мне доверчиво сказал, что очень боится, до дрожи в коленках, прыгать с десятиметровой вышки, что он очень хочет просто плавать или играть в водное поло, но мама его не слышит. Я ей предложила самой заняться этим замечательным видом спорта, раз ей так нравится, а Диме разрешить, наконец, заниматься тем, к чему лежит душа. Мама услышала. Диме сейчас двенадцать, он успешен в плавании. Антону было девять, он не делал сам уроки. Родители разработали балльно-рейтинговую систему, призванную стимулировать мальчика. Гордо принесли мне отпечатанное положение, предложив его использовать для всех детей. Прочитав его, я подумала, что не хотела бы быть их ребенком. Там был прописан каждый шаг , причем за хорошую оценку ставилось 5 баллов, а за тройку снималось 25 баллов. Баллы снимались за все, за забытую тетрадь, немытую чашку, не заправленную постель. Первый месяц, сказала удивленная мама, Антон старался, а потом перестал. Как он не пытался, результат был отрицательный, а он сулил запрет играть на компьютере, гулять и т.п. Я спросила Антошку, почему он не делает сам уроки- ведь он умный парень. Он внимательно посмотрел на меня, подумал и ответил: «Я все продумал. Я делаю уроки- папа проверяет. Если я сделаю хоть одну ошибку, он даст мне еще пять дополнительных номеров, я их буду до ночи решать. А так- я вместе с ним сделаю только то, что задали». Молодец, Антон, сумел противостоять. Но у него уже сформировалась выученная беспомощность, уверенность в том, что он сам ничего не может. Знакомые ситуации? Во многих семьях такое встречается. Сами родители, будучи детьми, страдали от такого отношения своих родителей, но переняли эту модель воспитания, когда родители не обращают внимание на способности ребенка или их отсутствие, действуют ради своих амбиций. Отвержение, наказание, моральное насилие, развращение детей, крики, оскорбления, игнорирование мнения ребенка, его потребностей, отказ от общения с ним, унижение… Знакомо?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|