Чему меня научил курс по физиологии ЦНС

Весной и в начале лета у меня случился урожай сертификатов. Одни учебные программы закончились, другие закончились давно, а сертификаты выдали только сейчас. Среди этих сертификатов есть один курс, про который мне хочется рассказать отдельно. Это "Физиология ЦНС", который читает Вячеслав Дубынин на базе центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ.

Я записался на него, чтобы разобраться наконец, как работают все эти дофамины и серотонины. Но в результате я получил гораздо больше. Я познакомился основополагающими принципами жизни человеческого организма на биологическом уровне, в полной мере осознал наши сходства и отличия от остального животного мира, увидел сложность, красоту, возможности и ограничения нервной системы как основы, на которой базируется психика. Я хочу рассказать, чему меня научил этот чудесный курс, и какие выводы я сделал:

Покоя нет. Внутренняя жизнь организма - это беспрестанное состязание разнонаправленных процессов: возбуждения и торможения, синтеза и разрушения, напряжения и расслабления, накопления и расходования. Даже если внешне организм находится в покое, внутри всегда кипит бурная жизнь. А любое проявление происходит благодаря выходу системы из этого сложносочинённого динамического равновесия. На примере нервной системы это очень хорошо видно. Отсюда есть важное следствие: поскольку система организма постоянно напряжена, то небольшой сбой в каком-то из механизмов может вызывать сильные эффекты и нарушения, если организм сам или с внешней помощью не найдёт, как восстановить динамическое равновесие.

БелкИ - молодцы! В организме вообще много кто молодцы, но белки особенно. Я не перестаю восхищаться красоте и элегантности механизма синтеза белков, который позволяет создавать огромное их многообразие с самыми специфичными функциями: синтез, расщепление, транспортировка веществ, строительство тканей и исполнительных механизмов. Когда человечество освоит синтез любых белков "по заказу", я уверен, что мир изменится до неузнаваемости.

Всё пригодилось. Если в школе вы плевались от естественных наук, думая, что они в жизни не пригодятся, то после прохождения этого курса у вас не останется сомнений в их пользе. Тут пригодилось и физика, и химия, и биология. Перед курсом не вредно будет освежить темы про диффузию, электричество и строение клеток.

Разработка непрерывна. Нервная система эволюционирует вместе со всем организмом. В ней появляются и тестируются новые, более оптимальные версии разных функций. А так как переделать всё "с нуля" невозможно, новые механизмы работают вместе с более древними. Как, например, шванновские клетки вокруг аксонов, которые увеличивают скорость прохождения нервного импульса, или выбивание магниевых пробок из рецепторов, которое обеспечивают кратковременную память.

Упрощать и... страдать. Природа стремится к разумной экономии. Если какие-то вещества можно использовать повторно, она это делает. Поэтому одни и те же вещества участвуют как нейромедиаторы в разных частях нервной системы и разных отделах мозга. Природе, наверное, так проще, а заболевшим людям и фармакологам -- сложнее. Последним приходится изобретать изощрённые молекулы и способы их доставки именно в ту область организма, на которую нужно оказать воздействие, чтобы исключить побочные эффекты.

Природа мудра не всегда. Яркий пример тому - растительные яды. Они предназначены для защиты растения от травоядных животных, а на человека действуют просто благодаря схожести наших нервных систем. Вот так, вроде ты эволюционировал уже, а твой организм хранит в себе следы былой уязвимости. Не специально, просто так вышло исторически. Главное, и растения-то тоже от этого не выигрывают, поскольку человек может их уничтожить и без поедания. Хорошо бы что-то поменять, но пока что нет. Эволюция не любит торопиться.

Мы знаем о мозге очень мало. Мозг - невероятно сложная вещь, и то, что о нём сейчас известно - маленькая верхушка айсберга. Науке не хватает хороших "наразрушающих" методов исследования, поэтому самая интенсивная работа ведётся в основном на лабораторных животных.

Чему меня научил курс по физиологии ЦНС



Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Древо жизни как основа нервной системы"
  • Игрушка-раскладушка "Развитие нервной системы младенца"
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Чему научил меня "синдром спешащего человека".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Род, большая Душа, бессознательное семейной системы...Влияние на жизнь "здесь и сейчас".
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Психофизиология здоровья: мозг, ресурсы и функциональные системы организма.
  • "Симптом- сигнальная "лампочка" организма"
  • Анализ сна: "На следующий день, после этого сна, меня предал близкий друг"
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • "Узнаешь ли ты меня, если меня подменят киборгом?" О любви и сомнении
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Как сделать так, чтобы желания сбывались быстрее? Курс "Везение по-женски"
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Легко сказать: "вот сейчас как изменюсь, и человек меня полюбит!"...
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "О чем же наш курс" книга Татьяны Чурсиной Жизнь человеческая
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь