|
Чему меня научил курс по физиологии ЦНСАвтор статьи: Ралько Андрей Александрович
Весной и в начале лета у меня случился урожай сертификатов. Одни учебные программы закончились, другие закончились давно, а сертификаты выдали только сейчас. Среди этих сертификатов есть один курс, про который мне хочется рассказать отдельно. Это "Физиология ЦНС", который читает Вячеслав Дубынин на базе центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ. Я записался на него, чтобы разобраться наконец, как работают все эти дофамины и серотонины. Но в результате я получил гораздо больше. Я познакомился основополагающими принципами жизни человеческого организма на биологическом уровне, в полной мере осознал наши сходства и отличия от остального животного мира, увидел сложность, красоту, возможности и ограничения нервной системы как основы, на которой базируется психика. Я хочу рассказать, чему меня научил этот чудесный курс, и какие выводы я сделал: Покоя нет. Внутренняя жизнь организма - это беспрестанное состязание разнонаправленных процессов: возбуждения и торможения, синтеза и разрушения, напряжения и расслабления, накопления и расходования. Даже если внешне организм находится в покое, внутри всегда кипит бурная жизнь. А любое проявление происходит благодаря выходу системы из этого сложносочинённого динамического равновесия. На примере нервной системы это очень хорошо видно. Отсюда есть важное следствие: поскольку система организма постоянно напряжена, то небольшой сбой в каком-то из механизмов может вызывать сильные эффекты и нарушения, если организм сам или с внешней помощью не найдёт, как восстановить динамическое равновесие. БелкИ - молодцы! В организме вообще много кто молодцы, но белки особенно. Я не перестаю восхищаться красоте и элегантности механизма синтеза белков, который позволяет создавать огромное их многообразие с самыми специфичными функциями: синтез, расщепление, транспортировка веществ, строительство тканей и исполнительных механизмов. Когда человечество освоит синтез любых белков "по заказу", я уверен, что мир изменится до неузнаваемости. Всё пригодилось. Если в школе вы плевались от естественных наук, думая, что они в жизни не пригодятся, то после прохождения этого курса у вас не останется сомнений в их пользе. Тут пригодилось и физика, и химия, и биология. Перед курсом не вредно будет освежить темы про диффузию, электричество и строение клеток. Разработка непрерывна. Нервная система эволюционирует вместе со всем организмом. В ней появляются и тестируются новые, более оптимальные версии разных функций. А так как переделать всё "с нуля" невозможно, новые механизмы работают вместе с более древними. Как, например, шванновские клетки вокруг аксонов, которые увеличивают скорость прохождения нервного импульса, или выбивание магниевых пробок из рецепторов, которое обеспечивают кратковременную память. Упрощать и... страдать. Природа стремится к разумной экономии. Если какие-то вещества можно использовать повторно, она это делает. Поэтому одни и те же вещества участвуют как нейромедиаторы в разных частях нервной системы и разных отделах мозга. Природе, наверное, так проще, а заболевшим людям и фармакологам -- сложнее. Последним приходится изобретать изощрённые молекулы и способы их доставки именно в ту область организма, на которую нужно оказать воздействие, чтобы исключить побочные эффекты. Природа мудра не всегда. Яркий пример тому - растительные яды. Они предназначены для защиты растения от травоядных животных, а на человека действуют просто благодаря схожести наших нервных систем. Вот так, вроде ты эволюционировал уже, а твой организм хранит в себе следы былой уязвимости. Не специально, просто так вышло исторически. Главное, и растения-то тоже от этого не выигрывают, поскольку человек может их уничтожить и без поедания. Хорошо бы что-то поменять, но пока что нет. Эволюция не любит торопиться. Мы знаем о мозге очень мало. Мозг - невероятно сложная вещь, и то, что о нём сейчас известно - маленькая верхушка айсберга. Науке не хватает хороших "наразрушающих" методов исследования, поэтому самая интенсивная работа ведётся в основном на лабораторных животных. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|