|
"О чем же наш курс" книга Татьяны Чурсиной Жизнь человеческаяАвтор статьи: Чурсина Татьяна Михайловна
О чем же наш Курс? Давайте возьмем за аксиому то, что, создавая свою жизнь, мы могли бы ее сделать счастливой и сил (энергии) бы на это ушло столько же, как и на создание того, в чем вы живете сейчас. Я имею в виду суммарное количество сил за всю жизнь. Всякий здравый человек ответит «да, конечно», иначе вы и не жили вовсе. И хочется понять, почему вы выбрали такую жизнь. Она вас выбрала – совсем плохой ответ! Как так получается, дружище, что в вашей жизни выбираете не ВЫ, а кто-то или что-то. Жизнь от этого не перестает быть вашей, и ответственность за нее тоже только личная и разделить ее ни с кем не удастся, т.к. внутри себя ты всегда один и никаких партнеров там нет, тем более коллектива сотоварищей. Так что уж не «так сложилось», а ты сложил свою жизнь в то, что есть, выбрав из тысяч возможных вариантов. Вот уж воистину «твою бы энергию бы да в мирное русло»! И все-таки, почему выбор именно таков? Ведь всем нам хочется жить хорошо, быть счастливым, успешным, богатым. Ведь уже столько сил потрачено. Чего же не хватает? Чаще всего людям не хватает честности для откровенного разговора с самим собой, решимости для принятия решения и воли для его реализации. Ведь защищая от самих себя картину собственного счастья, человек спасает свою психику от перенапряжения, в страхе потерять все, отказывается даже знать, чего на самом деле просит его душа. На своих Курсах я сотни раз видела людей, чей страх перед знанием, как может или могла бы выглядеть их жизнь, побеждал нормальных, вполне здоровых людей. Иногда до отчаяния жаль их похороненную в этот момент мечту, реальную возможность счастья. А ведь работаем мы со взрослыми людьми, которые не спят, не пьяны и не под наркозом, а в полном сознании и понимании задачи, решаемой в этот момент. И все-таки он говорит: «Нет, я дальше не пойду». И остается там, где был, и, скорее всего, отказался он от этого рывка навсегда. А ведь он не использовал и половины своих сил, даже не попытался жить на 100%! Зато, при чтении книги, именно люди, так прожившие свою жизнь, вызывают у нас восхищение и воспоминания о давно забытых позывах души. Почему из двух вариантов «все возможно» и «ничего не получится» ты выбираешь последнее? Или ты хочешь сказать, что в твоей жизни присутствует все, что ты, затаив дыхание, просил у падающей звезды. Честнее, мой друг, честнее! Я верю, что это единственный путь к осознанной жизни, к жизни, в которой ничего не происходит механистично, а только по твоему осознанному выбору, исходя из принятых тобою же критериев в выборе поступков. Еще одной важной составляющей такой жизни есть способность признать себя причиной происходящего со мной в жизни. Даже на первый взгляд – работы много. Я это называю «работой», потому что иногда для даже небольших подвижек в личностной структуре, требуются титанические усилия, так как сопротивление личности может быть огромным, а может не быть вовсе. Процесс индивидуальный уже потому, что жили мы все в разных условиях и в разное время, и, как следствие, имеем различные внутренние структуры. Хотя нельзя не признать, что бывает и так, что человек проходит существенную часть пути без особых трудностей, а просто с радостью. Этот вариант обычно привлекает людей больше, быть здоровым красивым и счастливым уже вчера и бесплатно, хотя мысль, что бесплатный сыр только в мышеловке, тоже не отрицается. Давайте же не противоречить сами себе. Усилия нам потребуются и, скорее всего, немалые. Но ведь мы с вами с этого начали, что усилия тратятся все равно уже сейчас на ту жизнь, которую вы живете, каждый день, и это уже стало делом привычным. Иногда люди, приходя на Курс, вообще не видят и не осознают наступившей или уже стучащейся в двери проблемы. Бывает так, что ее действительно нет, но чаще иначе: человек давно перестал ее замечать, принял как неизбежное зло и привык. Работа в группе обнажила эту ситуацию, снялись самим процессом Курса всевозможные построения, оправдания человеком права на существование в его жизни этого объекта, препятствующего возможному счастью. Часто большего душевного труда стоит человеку признать, что это так, и разрешить себе перемены в этом направлении. Еще раз хочется отметить, что Курс - это психотерапия здоровых людей, не имеющая никакого отношения к психиатрии. Мы занимаемся коррекцией личностных нарушений, и наша деятельность лежит в области практической психологии. Совершенно справедливым является утверждение К. Роджерса о том, что занятие психотерапией является ответом на собственные личностные проблемы, и каждый психотерапевт строит свою профессиональную концепцию, ориентируясь, в первую очередь, на себя. Ко мне это имеет прямое отношение. С научной точки зрения они, вероятно, небезупречны, но, с точки зрения психотерапевтической практики, они прошли проверку жизнью и доказали свое право на существование. В частности, это касается моего глубокого убеждения в том, что многие элементы нашей обычной повседневной жизни оказывают на личность как травмирующее, так и терапевтическое воздействие личностно значимыми событиями. Каждому человеку хочется, чтобы в его жизни присутствовали только желательные события. Что должен думать и делать человек, чтобы это происходило? Как помочь себе и людям? Я полагаю, что помочь человеку - значит оказать на него воспитательное влияние, изменить его личностные установки. Поэтому психотерапия в большей степени, чем какая - либо другая дисциплина, соприкасается с вопросами мировоззрения. А это неразрывно связано с природой человека. Значит, психотерапевтическое воздействие должно быть родственно, подобно, конгруэнтно всему человеческому существу, всей личности человека и его жизни. Добротную и эффективную психотерапию мы на Курсе рассматриваем как максимально устремленную к цели, посредством обращения ко всем компонентам личности, пробуждая в ней насущную потребность самоусовершенствования, выработки у себя таких свойств, качеств (убеждений и навыков), которые позволят человеку привлечь в свою жизнь желаемые события и душевный комфорт. Ее основная цель - пробудить в человеке высокие интересы и устремления, дать ему мужество, высвободить душевные силы, противопоставить болезненному, несчастливому, часто подавленному, апатичному и даже озлобленному состоянию заинтересованность, охваченность возвышающими личность интересами, способными разорвать замкнутый круг, в котором заключен человек, всецело находящийся во власти травмирующих ситуаций, болезненных переживаний, безнадежности, потери позитивной и плодотворной активности. Для того чтобы разорвать этот замкнутый круг тяжелых переживаний, связанных с невозможностью самоактуализации, можно использовать изменение атмосферы окружающей его действительности. Именно это и происходит, когда человек оказывается участником Курса, где создается атмосфера принятия, и разрушение защит освобождает энергию, которая используется для личностного роста. Роль инструктора – создать особый психологический климат, климат безопасности, в котором постепенно развивается свобода в выражении чувств, и разрушаются защиты. Взаимное доверие вытекает из взаимной свободы выражать истинные чувства, позитивные и негативные. Каждый член группы идет ко все большему восприятию своего собственного бытия – эмоционального, интеллектуального и физического как такового, включая и потенциальные возможности. В результате личность становится более устойчивой в работе, взаимоотношениях и т.п. Обязательное условие работы Курса – наличие в кругу в течение всего Курса обратной связи, развитие которой приводит к тому, что человек начинает понимать, как он выглядит в глазах других. Появляется свобода отношений, и коммуникативность улучшается. Перед личностью возникают новые возможности, мысли и направления. Нововведения становятся скорее желанными, чем угрожающими. Навыки общения, полученные в группе, переносятся на отношения с близкими, семьей, коллегами по работе. Достигающий своих целей психотерапевтический процесс не может быть пассивным успокоением студента, только разъяснительным или охранительно - щадящим влиянием на него. Терапия, апеллирующая в первую очередь к эмоциональной сфере, затрагивает, волнует, чем создает наиболее благоприятные условия для личностных изменений студента. Я полагаю, что лучшая терапия достигается яркой экспрессивностью применяемых воздействий и точной адекватностью стоящей перед ними терапевтической задачи. При такой концепции психотерапевтический процесс в его максимальных проявлениях - это активное лечебное вмешательство, цель которого - произвести в душе студента настоящий переворот, который даст ему возможность на предельно высоком эмоциональном уровне пересмотреть, а в ряде случаев и радикально изменить отношение к себе, окружающим людям, прочувствовать и принять то, что предлагает ему сама жизнь, и повернуться к ней лицом, не предъявляя претензий к миру. Очень многие считают, что психотерапия должна быть рациональной, аналитичной, смысловой, в общем “умной”, и основываться на рассуждениях и диалектике. Конечно, порассуждать и “порефлексировать” всегда полезно, но если бы этого было достаточно для изменения состояния души, то тогда для того, чтобы перевоспитать бандита, достаточно было бы дать ему почитать книги моралистов, философов. Но там нет всех элементов, необходимых для получения заметного терапевтического эффекта. Поэтому самое главное основание, на котором зиждется психотерапия - это благотворное влияние одного существа на другое. Причем, именно всего человеческого существа, а не какой-нибудь одной его части, например, рассудка. И я очень сомневаюсь, что рассуждениями, беседами, лекциями можно сколько-нибудь серьезно помочь человеку, во всяком случае, это бывает довольно редко. Благотворные изменения приходят только тогда, когда человек верит. На самом деле психотерапия оказывает влияние только при условии, если тот, к кому вы ее применяете, может исповедаться вам во всей своей жизни, то есть питает к вам безусловное доверие. Между рассуждением и принятием его другим человеком иногда лежит пропасть. И единственный мостик через нее - это подлинное, искреннее чувство. Любое - радость, скорбь, злость, любовь, но только настоящее! Без этого нет эффекта, нет терапии. А чувства всегда возникают не на пустом месте, а по поводу событий, ну а личностно значимые события происходят при общении людей. Поэтому я от всего сердца приглашаю людей для работы в группе, где есть тесное взаимодействие людей. Для понимания сути того, что происходит в группе, работающей на Курсе, можно поставить некоторые вопросы. Не является ли жизненная активность человека, его готовность рисковать, переживать взлеты и падения, другими словами, успешность и самоактуализированность человека следствием увлеченности, ответственности, желания участвовать в жизни? Разве явление скуки не говорит о дискомфортности “гомеостатического” состояния, разве геронтологи не говорят, что старение не является исключительно функцией возраста, а зависит также и от наличия каких-либо глубоких интересов в жизни? Я полагаю, что душевное здоровье мы обнаруживаем не у тех людей, которые заняты избеганием душевных волнений, стрессов, а у тех, кто имеет мужество, желание и умение их переживать, то есть - жить. Поэтому можно утверждать, что если человеку плохо живется, то психотерапия должна быть направлена на актуализацию эмоционально окрашенных устремлений, направленных на осознанное преодоление психотравмирующих ситуаций, а не ухода от них. Известно, что человек, стремясь к положительным эмоциям, получает их путем удовлетворения своих потребностей. Следует заметить, что между людьми существуют довольно многообразные различия в значении, которое они придают удовлетворению различных потребностей. Для некоторых людей высшие потребности имеют большее значение и большую силу, а для других - витальные потребности определяют их жизнь и придают ей стиль. Для одних эстетическая потребность служит источником неиссякаемой энергии, для других же - моральная и интеллектуальная потребности. Ведущие потребности определяют нравственность личности. В удовлетворении каких потребностей человек находит основную радость? Этот вопрос является первым, с которого следует начинать работу с человеком. Итак, если у человека есть потребности, то при помощи чего он их удовлетворяет? Как выглядит этот механизм? Стремясь удовлетворить свои потребности, человек действует. А деятельностью управляет личность. В формировании структуры потребностей и соответствующей ей структуры личности огромную роль играет история жизни человека. Здесь решающее значение имеет прошлое людей - та ситуация, в которой протекала их жизнь и в которой они воспитывались, те впечатления и переживания, которые имели для них исключительный вес. Без сомнения, в силу всего этого у каждого выработаны свои особые фиксированные убеждения, которые так или иначе, с большей или меньшей очевидностью проявляются и становятся основой готовности к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении. Между прочим, личность человека создают исключительно эти убеждения: они являются причиной того, что для некоторых основным источником энергии является одна система потребностей, а для других – другая. А.Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности:
Чем выше уровень потребностей, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. «Мне не до высоких материй»,- можно услышать на Курсе от человека, чьи усилия целиком направлены на добычу пропитания и то недостаточно успешны. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т.д. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость и счастье, обогащает внутренний мир. Фактически полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворил свои потребности в самоактуализации. Особенно это хорошо видно на примере тех людей, которые удовлетворили потребности первых четырех уровней, но не смогли удовлетворить пятый. Тогда выясняется, что хорошее питание, шикарная квартира, благополучная семья и высокая должность не приносят счастья. Существующий в человеке потенциал настойчиво требует употребления, реализации. Рост для каждого человека, осознавшего это, возможен уже только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому рано или поздно удовлетворение высшего становится скучным. Кода потребности не удовлетворяются, люди начинают чувствовать, что в их жизни появилась «проблема», они начинают жаловаться на жизнь. И если люди формулируют «проблему» как невозможность удовлетворить свои потребности в самоусовершенствовании, справедливости, истине, красоте, то это высокий уровень притязаний к жизни, и он указывает, что дела идут неплохо. Хуже, когда человек на Курсе жалуется на то, что он не может прокормить детей. В определенном смысле Курс вечен, так как жалобам не будет конца, можно лишь рассчитывать на повышение их уровня. Уровень притязаний людей служит показателем развития личности и просвещенности общества.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|