|
Фантазии и психотерапияАвтор статьи: Афанасьева Елена
Психологические школы подарили человечеству множество методик и техник, зарекомендовавших себя в качестве прекрасного инструмента в умелых руках. Вот только споры об умелости этих рук, наверное, не прекратятся никогда, ни на открытых форумных площадках, ни в профессиональных кулуарах... Только ленивый психолог, в качестве весомого и загадочного аргумента, не предъявляет аудитории «терапию личностью». В ответ непсихологи просят объяснить, а ещё лучше показать, каким местом личность психолога может быть "приложена" к проблеме обратившегося клиента, особенно, если эта проблема не очевидна? На протяжении нескольких лет, на фоне этих споров, я отмечаю положительные изменения в жизни клиентов, с которыми удалось поработать в атмосфере творческого подхода. Нет, мы не пели, не танцевали, не рисовали картины маслом. Мы придумывали. Показать нематериальное не возьмусь, но готова подтвердить, что творческое воображение - терапевтично. Заглянем в настольную Википедию: «Творчество, направленное на решение любых проблем или удовлетворение любых потребностей — процесс деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности... Основной критерий, отличающий творчество от изготовления по шаблону - уникальность... Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Вот еще: Таким образом, в процессе творчества автор вкладывая в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности... И еще: Необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающимся в построении образа результата..., когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью, является воображение». Готовы ли мы присвоить результату психотерапии статус духовной ценности? Я – да, особенно если сам клиент примет и признает его для себя ценным. Приближены ли условия консультирования или психотерапии каждого нового клиента к неопределенности? Безусловно! Таким образом, творческая психология прекрасно сочетается с неповторимостью каждого из нас в изначально неопределенных терапевтических отношениях. Располагая самыми распрекрасными знаниями или разнообразными методиками, психолог вес равно не сможет воздействовать на разных людей одинаково, как механический станок на заготовки. Даже при условии, что эти люди оказались в похожих ситуациях или испытывают одни и те же эмоции. Вернее, психолог-то сможет… Вот только результат окажется непредсказуемым. Чтобы ответить на вопрос, в каком моменте воображение уместно, а где следует придерживаться строгих стандартов и рамок, последуем логике терапевтического цикла. Диагностика проблемы начинается с самых первых слов и невербальных сигналов. Приоритет остается за сеттингом, гарантией конфиденциальности и безопасности, стандартными тестами и интервью. И каждый ответ – факт в картине мира клиента, не терпящий обесценивания и подмены. На данном этапе фантазии искажают реальность и вплетаются в канву предстоящей работы, делая ее бесполезной. Последующее кропотливое наполнение первых впечатлений напоминает настройку оркестра. Естественное, практически незаметное, обновление контакта продолжается на протяжении всего рабочего цикла. Но, в отличие от реального оркестра, мы ориентируемся на персональные камертоны клиентов, с их историей, особенностями ЦНС и восприятие, а также на самочувствие, настроение и еще целый ряд нюансов... В транзактном анализе имеются диагностические инструменты, различающие состояние собеседника по его словам и поведению. Иногда, временно, в рамках терапии специалист может взять на себя функцию заботы и поддержки, когда-то недополученных клиентом в отношениях с реальными родителями. Это не означает реального усыновления или удочерения. Но даже «игровая» модель становится ощутимым ресурсом для того, кто пришел в растерянном и беспомощном состоянии, характерном для «раненого ребенка». Это внутренний ребенок, не способный позаботиться о своих чувствах сам, может проснуться во взрослом человеке в силу каких-то жизненных обстоятельств, лишая его воли, независимости и самодостаточности. Если вспомнить о том, что ведущей функцией реального ребенка является игра, то в нашем случае мы можем использовать эти знания, чтобы заговорить с «внутренним ребенком» клиента на его языке. И только в налаженном диалоге мы подключаем к контакту воображение, как ведущий исцеляющий мотив, наполняя терапевтическое поле возможностями и помогая открывать внутренние источники энергии, а в нашей терминологии - творческой свободы. Для некоторых клиентов возможности воображения являются единственным ощутимым ресурсом на начальных этапах. Включенное воображение означает, что человек, помимо беспомощности и потребности в уверенной и поддерживающей руке, почувствует что-то еще. Через некоторое время он сможет представить реальный желаемый результат и, потренировавшись на психологе, наполнит будущее новыми отношениями. Эта образ превратится в маяк, и воображаемый путь, выстроенный к нему, обретет различимость и отчетливость. Раз за разом, клиент будет укреплять свои возможности. И в какой-то момент, окрепнув и «повзрослев», перенесет эти возможности в реальность. Отвечая на письмо, и чтобы выразить не только творческую, но и серьезную сторону своей натуры, переведу тезис "творческое воображение желаемого результата" на формальный язык. Для вас это звучало бы так: "моделирование оптимальной структуры терапевтической беседы, тактики и эффективного или приемлемого результата, с возможностью вариативного выбора». Если вам ближе такой стиль, значит, в работе с вами он будет таким. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|