Наказание - средство воспитания или устрашения?

Автор статьи: Галина Зарипова

Мы наказываем с целью воспитать, предостеречь, дать НАКАЗ, т.е. передать наставление на будущее.

Так мне отвечали родители на групповой встрече.

И действительно, корни у НАКАЗАНИЯ лежат в НАКАЗЕ. Но стоит заглянуть в словарь, как НАКАЗАНИЕ становится мерой воздействия за проступок, а НАКАЗ – поучением, наставлением.

Наказание  средство воспитания или устрашения

"И что не так-то?!" - спросит меня дотошный родитель.

В этом месте мне становится грустно(

Я вспоминаю, как наказывали меня, наверняка, в попытках воспитать достойного человека. Наказывали за опоздание с прогулки, невымытые полы, желание сходить на взрослый фильм, порванную одежду.

Я злилась, плакала, тихо бунтовала, прятала вещи, скрывала проступки, училась врать и угадывать родительское настроение.

Могут ли детские слезы, обиды, затаенная боль быть наказом? А наказанием? Для кого этот урок станет значимым? Какой вывод из него следует? Стоит ли использовать такую форму передачи поучения? Есть ли иные варианты? Возможно ли, передать наказ без наказания?

«Но как?! Если ребенок совершает проступок, он должен понять, что так делать нельзя, как без наказания-то?!» - вопрошали меня родители.

Я не знаю.

Я искренне не знаю, как можно обойтись без наказания. И крамольно думаю, что мир без наказания – утопичен.

Тогда рождается следующий вопрос – как же быть тем, кто воспитывает прямо сейчас?

И здесь забрезжила надежда. Именно с вопроса «Как быть?» начинается новое трудное, неизведанное путешествие. Путешествие в мир ребенка. В мир чистой, открытой, полной открытий и чудес вселенной. Если бы Колумба «тыкали» носом за сломанные корабли, погибших моряков, потраченные продукты и оружие, как долго он смог бы плавать? Если бы Сашу Пушкина няня не кормила сказками и присказками, а грубо обрывала на полуслове, исправляла его словесные игры, стал бы он гением русской литературы? Если бы Галину Уланову ругали за порванные колготки, грязные пуанты и кривые ноги, смогла бы она стать балериной?

Возвращаясь к наказанию, мне хочется спросить – какую цель вы преследуете, наказывая ребёнка? Как можно по-другому показать на его ошибку? Нужно ли вообще показывать ошибку? Что будет, если вместо наказания вы предложите ребёнку альтернативу?

«Ты пролил воду, давай уберем, принеси тряпку»

«Ты принес двойку, как ее можно исправить?»

«Ты порвал брюки, можно ли их починить?»

«Зачем ты раскрасила мамин загранпаспорт!» - увы, документы и дети несовместимы)))

Итак, если вы горите праведным гневом и строите планы наказания на год вперед, то сначала выдохните. Спросите себя, стоит ли ваших нервов и сил совершенный проступок? Оцените последствия здесь-и-сейчас. Спросите у ребенка, он сам-то ожидал полученный результат? Поинтересуйтесь, как можно исправить сделанное сейчас и предотвратить в будущем. Повторно оцените, на этот раз детские обещания. Сможет ли ребенок прекратить лазать через забор, рисовать на обоях, проверять глубину луж, украшать и исследовать мир)))



Просмотров: 379
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Можно быть счастливым, если ты виноват? | Справедливость и любовь. Преступление и наказание.
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Про границы, договоренности и наказания в деле воспитания ребенка
  • Телесные наказания - прямой путь воспитать драчуна
  • Детские наказания формируют невротиков и первертов
  • Поощрения и наказания ребенка
  • Вместо Наказания
  • Пять правил наказания ребенка.
  • Вместо Наказания, часть Вторая
  • Вместо Наказания, часть Седьмая
  • Вместо Наказания, часть Шестая
  • Вместо Наказания, часть Четвертая
  • Вместо Наказания, часть Пятая
  • Вместо Наказания, часть Третья
  • Самые популярные наказания детей …. А последствия?
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Страх наказания. Что делать?
  • Можно ли быть счастливой, если муж намного моложе
  • Про телесные наказания детей. Ответ на вопрос родителей
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • Медитативные сказки для трудных детей с "иммунитетом против наказания".
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Преступление без наказания
  • Наказания: за и против
  • О пользе наказания.
  • Страх наказания
  • Наказания детей
  • Страх оценки. Как избежать "наказания"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь