|
Наказание - средство воспитания или устрашения?Автор статьи: Галина Зарипова
Мы наказываем с целью воспитать, предостеречь, дать НАКАЗ, т.е. передать наставление на будущее. Так мне отвечали родители на групповой встрече. И действительно, корни у НАКАЗАНИЯ лежат в НАКАЗЕ. Но стоит заглянуть в словарь, как НАКАЗАНИЕ становится мерой воздействия за проступок, а НАКАЗ – поучением, наставлением. "И что не так-то?!" - спросит меня дотошный родитель. В этом месте мне становится грустно( Я вспоминаю, как наказывали меня, наверняка, в попытках воспитать достойного человека. Наказывали за опоздание с прогулки, невымытые полы, желание сходить на взрослый фильм, порванную одежду. Я злилась, плакала, тихо бунтовала, прятала вещи, скрывала проступки, училась врать и угадывать родительское настроение. Могут ли детские слезы, обиды, затаенная боль быть наказом? А наказанием? Для кого этот урок станет значимым? Какой вывод из него следует? Стоит ли использовать такую форму передачи поучения? Есть ли иные варианты? Возможно ли, передать наказ без наказания? «Но как?! Если ребенок совершает проступок, он должен понять, что так делать нельзя, как без наказания-то?!» - вопрошали меня родители. Я не знаю. Я искренне не знаю, как можно обойтись без наказания. И крамольно думаю, что мир без наказания – утопичен. Тогда рождается следующий вопрос – как же быть тем, кто воспитывает прямо сейчас? И здесь забрезжила надежда. Именно с вопроса «Как быть?» начинается новое трудное, неизведанное путешествие. Путешествие в мир ребенка. В мир чистой, открытой, полной открытий и чудес вселенной. Если бы Колумба «тыкали» носом за сломанные корабли, погибших моряков, потраченные продукты и оружие, как долго он смог бы плавать? Если бы Сашу Пушкина няня не кормила сказками и присказками, а грубо обрывала на полуслове, исправляла его словесные игры, стал бы он гением русской литературы? Если бы Галину Уланову ругали за порванные колготки, грязные пуанты и кривые ноги, смогла бы она стать балериной? Возвращаясь к наказанию, мне хочется спросить – какую цель вы преследуете, наказывая ребёнка? Как можно по-другому показать на его ошибку? Нужно ли вообще показывать ошибку? Что будет, если вместо наказания вы предложите ребёнку альтернативу? «Ты пролил воду, давай уберем, принеси тряпку» «Ты принес двойку, как ее можно исправить?» «Ты порвал брюки, можно ли их починить?» «Зачем ты раскрасила мамин загранпаспорт!» - увы, документы и дети несовместимы))) Итак, если вы горите праведным гневом и строите планы наказания на год вперед, то сначала выдохните. Спросите себя, стоит ли ваших нервов и сил совершенный проступок? Оцените последствия здесь-и-сейчас. Спросите у ребенка, он сам-то ожидал полученный результат? Поинтересуйтесь, как можно исправить сделанное сейчас и предотвратить в будущем. Повторно оцените, на этот раз детские обещания. Сможет ли ребенок прекратить лазать через забор, рисовать на обоях, проверять глубину луж, украшать и исследовать мир))) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|