|
Самые популярные наказания детей …. А последствия?Автор статьи: Ковалева Екатерина Львовна
В практике психологической работы 8 из 10 родителей признаются, что при воспитании детей применяют физические наказания (ремень, подзатыльник, пощечина). И разве только ремень, подзатыльник, пощечина? Нет! Помните такой вариант – поставить на колени на гречку? Это не древний способ, применяемый 100 лет назад, это способ и по сей день актуальный в некоторых семьях. Радует, что встречается редко, однако, встречается. «По-другому не понимает», оправдывается мама или папа или «меня родители только подзатыльниками воспитывали, все в норме». Знакомо? Конечно, многие дети (и не только дети, но и взрослые, вспоминая свое детство) ответят – знакомо. НЕприятно? НЕэффективно? Болезненно? Конечно! Естественно, детей наказывать физически нельзя. Боль и обиду чувствует ребенок, получая подзатыльник, ненависть и вину формируя постепенно в душе. Родитель значим, родитель – источник тепла, принятия, доверия и понимания. Может ли наказывающая (бьющая) рука формировать это? Может ли наказывающая (бьющая) рука принадлежать человеку, которого ребенок называет «мам» или «папа». Что получаем в итоге, что будет следствием. Здесь важно рассуждать отдельно про девочек и мальчиков. Девочка, воспитанная в стиле физических наказаний в детстве, будет строить жертвенные отношения в ее взрослой жизни, сама не осознавая того, будет искать унижающего ее достоинство мужа, начальника на работе, любовника. Мальчик, воспитанный в стиле «подзатыльника» будет агрессивен и настроен на проявление физической агрессии во вне. Кроме того, есть исследования, говорящие о том, что физические наказания могут влиять на формирование сексуальной ориентации. Наказание словом. Это обзывательства, оскорбления, вербальные унижения (тупой, вредный, вонючка, дурак, идиот, быдло, свинья и прочие). Они применяются родителями как дома, когда эти неприятные слова слышит только своя семья; а бывают и публичными – в магазинах, на улицах, торговых центрах, театрах, кино, на детских площадках, детских садах, во дворах и школах. Помните мультфильм про Капитана Врунгеля «Приключения капитана Врунгеля», где было два кораблика «Беда» и «Победа»? Основная психологическая идея – навешивание ярлыков эмоционально разрушающих ребенка. А если навешивание ярлыков негативного характера происходит прилюдно (в общественных местах), то кроме эмоционального разрушения, у ребенка может сформироваться страх непринятия его обществом, выражаемый социальными фобиями во взрослости и/или подростковом периоде. Психика ребенка делает выводы вне зависимости от его осознаваемых желаний и желаний родителя. В голове ребенка это происходит это примерно так: «меня называют тупым, значит я – тупой, об этом теперь все знают и это страшно. Следовательно, если я тупой и об этом теперь все знают, я не могу быть удачлив, я не могу добиваться успеха, я не имею право подходить к другим людям, звонить или писать им, так как они теперь знают, что я тупой и таким меня воспринимают». Еще одно популярное наказание – игнорирование. От родителей можно услышать «пусть прокричится», «путь поймет, что сделал неправильно, посидит один в своей комнате», «покричит по середине улице один и успокоится, а я отойду на соседнюю сторону улицы». Таким образом, родитель, молчанием проявляет игнорирование, а у ребенка сознается ощущение «я не значим, если мама не замечает мои слезы», «о моих эмоциях никто не хочет говорить, замечать их, значит я – никто». Все это формирует огромную обиду и боль, не умение быть адаптированным и самостоятельным, не умение быть социализированным, тревогу, а также глубинное убеждение о своей ничтожности. Какие впоследствии сформированы автоматизмы (автоматические мысли): «я тупой и это - правда», «если я тупой, значит я ничтожество», «если я свинья, то я не смогу быть кем-то другим», «если я заговорю с другим человеком, он осудит меня, подумает, что я глупый» и многие другие. Все это сопровождается эмоциями стыда, страха, тревоги, обвинением себя в том, что у хороших родителей такой плохой ребенок, недостойный. Еще одно наказание, о котором не могу не отметить, это наказание ребенка отбиранием подаренных ему на праздники игрушек, выкидывание или ломание игрушек в присутствии ребенка. Что такое подаренная ребенку игрушка? Получив игрушку в подарок, ребенок считает ее своей, это уже не родительская, а его собственность, его личная граница. Ломая игрушку, родитель ломает личные границы ребенка, показывает ему, что личных границ у ребенка по-просту нет. Помните – наши дети это ответственность и не только за то, что происходит сейчас, пока они маленькие, но и за будущее.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|