Детская ложь. Любить или ненавидеть. Лечить или наказывать.

Эта статья написана по работе З.Фрейда «Из жизни детской души. (Два случая детской лжи)».

Для начала раскроем понятие лжи. Существует множество определений лжи (обмана). Вот несколько из них. Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.

С точки зрения психологии. Обман (или ложь) — намеренная попытка (успешная или нет) скрыть и/или сфабриковать (манипулировать) фактическую или/и эмоциональную информацию, устными или/и невербальными средствами, чтобы создать или поддержать в другом или в других мнение, которое сам коммуникатор считает ложным.

С медицинской психиатрической точки зрения ложь рассматривается как аморальный дефект вследствие различных психических заболеваний.

Как видим, во всех определениях ложь рассматривается как сознательное, намеренное желание вызвать у другого ошибочное мнение. Данное мнение, естественно, накладывает особенный отпечаток у взрослых при воспитании детей. Любая ложь, любой обман со стороны ребенка вызывает крайне негативную оценку, окрашивается стыдом и соответственно яростным желанием наказать ребенка за обман.

Случаи лжи двух девочек показывают, что желание обмануть может быть глубоко бессознательным и непонятным как взрослому, так и ребенку.

В первом случае семилетняя девочка просит деньги у отца на пасхальные краски. Ей отказывают. Девочка обманывает отца и тратит часть денег, данных ей на школьный взнос, на пасхальную краску. Девочка была очень привязана к отцу, она явно доверяла взрослым, и когда она была не понята ни отцом, ни матерью, т.е. была серьезно наказана за обман, ее либидо потухло, и в дальнейшем это была уже не та веселая, активная, уверенная в себе девочка. Девочка стала робкой и боязливой. Уже, будучи взрослой, у нее осталось опасение на счет денег, и для нее существовали только «её деньги», она не могла позволить взять деньги у другого.

В ходе анализа она вспомнила свою боню, которая часто посещала магазин, продавец которого был ее любовником. И скорее всего, она и ее любовник одаривали девочку деньгами, как бы покупали ее молчание. Так у девочки сложился паттерн: деньги дают за любовь.

Таким образом, деньги, данные отцом, были бессознательно восприняты девочкой как деньги за любовь. Девочку будоражила фантазия об отце как о возлюбленном, и теперь она просто обязана была купить краски и покрасить пасхальные яйца, чтобы показать отцу, как она ему благодарна за то, что он ее любит. Но гнев отца ее испугал, и она никак не смогла сознаться в обмане. Эта ситуация сильно травмировало девочку. Своим гневом отец как будто сказал ей: я тебя не люблю, я тебя отвергаю и презираю. Этот ранний опыт повторился в анализе. Просьба психоаналитика не дарить ему цветы была воспринята как отвержение ее любви, подняла ранние детские переживания анальной эротики, что помогло осознать ее любовные отношения во взрослой жизни.

Во втором случае девочке было очень важно быть не хуже других, иметь то, что есть у других. И поэтому после рассказа подруги о том, что у них дома вчера вечером «подавали мороженое», девочка, не задумываясь, похвасталась, что у них «мороженое подают каждый день». Хотя она даже не имела представления, что такое мороженое, девочка знало только «лед». Был еще второй случай лжи, когда на уроке рисования нужно было нарисовать круг от руки, без помощи циркуля. Девочка спокойно рисует ровный круг циркулем и отрицает этот факт.

Анализ показал, что девочка поняла, что ее отец не та всемогущая фигура, которая ей когда-то представлялась. И ей казалось, что отец нуждается в ее защите, и поэтому она хвасталась, что они едят мороженое каждый день. Ровно нарисованным кругом она как будто говорила: посмотрите, как виртуозно рисует мой отец! Тем самым избавляя отца от унижения.

Позже она узнала, что мороженое (лед) к обеду можно называть как glace. Постоянные упреки себя за эти поступки, постоянная вина за свою ложь в дальнейшем привело ее к страху стеклянных осколков.

И первая, и вторая девочки не могли сознаться в своей лжи, так как им обеим тогда надо было сознаться в своей тайной инцестуозной любви к отцу. И в первом, и во втором случае у девочек не развился безнравственный характер. У обеих, наоборот, сильное чувство вины, «слишком добрая и совестливая». И та, и другая видели в себе «глубокую испорченность». Психоаналитический взгляд на природу лжи дает более глубокое видение причины возникновения лжи, который опирается на личную историю пациентов.

Поделюсь своими измышлениями, уже опираясь на свой психоаналитический опыт.

Как мне кажется, первая девочка, с точки зрения современной психоаналитической диагностики, представляется истерической личностью, для которой характерен страх отвержения. Девочка ощущает себя виновной и греховной, отсюда и сравнение себя с Иудой. Любящий и пугающий маленькую девочку отец, создал своеобразный конфликт притяжения – отталкивания. Возможно, поэтому для нее, будучи взрослой, было трудно, практически невозможно, взять деньги от мужчины.

Вторая девочка, на мой взгляд, близка к нарциссической личности. Девочка применила ложь как механизм защиты от унижения и зависти. Но ей невыносимо стыдно за свою детскую ложь, ей невыносимо страшно, что ее увидят плохой в этих ситуациях. Но сознательно испытывать этот страх еще невыносимее, поэтому психикой был придуман «свой» способ защиты – страх стеклянных осколков. С другой стороны, внутренний хороший объект в виде отца был не достаточно устойчив, и чтобы сохранить «хороший» объект, девочка начала выдумывать. Отсюда и фантазии: «мороженое каждый день», «я красиво рисую».

В терапии мы часто сталкиваемся с детскими травмами, нанесенными родителями. Иногда поступок, который взрослыми воспринимается как стыд и ужас, на бессознательном уровне несет любовь и привязанность, в первую очередь, к родителям. Этим разбором хорошо известной статьи Фрейда я хотела показать, как непонимание родителей, которое несет в себе наказание и порицание, ведет к возникновению невроза и порой к катастрофическим изменениям. Осознание факта, что дальнейшая жизнь после травмы - это просто защита от этой травмы, приносит некоторое облегчение, но, к сожалению, не меняют личность, не дает возможность психике «придумать» иные механизмы защиты. Необходим кропотливый и упорный труд в психотерапии, когда безопасные отношения с аналитиком создают пространство, где можно заново перепрожить ранние травмированные отношения со значимыми объектами. Только создав новые отношения, можно понять, что происходит с пациентом сегодня. Только на материале прошлого и настоящего мы сможем показать пациенту, почему он снова и снова совершает одно и то же, снова и снова попадает в одну и ту же ситуацию. Помощь в прохождении через боль и страдание помогают пациенту укрепиться и стать более стабильным.

Татьяна Шамильевна, врач психиатр, психоаналитик.



Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Девочка, которая была... бы...
  • Когда девочка, воспитанная девочкой, воспитывает девочку
  • Отвержение, брошенность... Или жила-была девочка...
  • Жила-была Девочка...
  • Жила-была девочка...
  • Жила-была девочка.
  • Архетип «Хорошая девочка» и его Тень «Плохая девочка»
  • Я плохая девочка и поэтому недостойна любви!
  • «Девочка была такая одинокая…»
  • Жила была девочка и она любила мальчика...
  • Виктимблейминг или жила-была девочка, сама виновата
  • парадокс родительского послания "Хорошая девочка- это взрослая девочка" (клиентская история)
  • Хорошая девочка, секс и деньги
  • Девочка ищет отца
  • Девочка ищет отца
  • Девочка, выросшая без отца
  • Взрослая девочка ищет ОТЦА
  • Взрослая девочка ищет отца
  • Девочка, выросшая без отца. Мужчинам на заметку.
  • Однажды одна девочка, у которой не было папы, приехала на море.
  • "Жила-была девочка"... Авторская сказка на заданную тему
  • Девочка, которая не хотела взрослеть. О личной ответственности в жизни и консультировании.
  • Девочка, которая верила в любовь
  • Девочка и Ветер Перемен. Сказка для родителей и не только.
  • Маленькая девочка в теле взрослой женщины
  • Что происходит, когда папа хочет мальчика, а рождается девочка?
  • Хороший мальчик и Плохая девочка
  • Девочка, которая не смотрела в глаза.
  • Когда рождается девочка, Бог этому миру делает подарок!
  • Одна девочка садилась на диеты и каждый раз мимо или почему диеты не работают? часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь