В прошлый раз я писал о том, что обусловленность любви в социуме формируется по 2-м основным направлениям: 1. Фиксация на успехе, обладании. Кто успешнее в чём-либо, у кого больше чего-либо - тот ценнее. И 2. Фиксация на уважении. Кого больше любят, уважают, не отвергают - тот ценнее. Фиксируя своё внимание на этих установках, человеческое сознание интоксицируется ложными целями: добиться как можно больше признания и как можно больше уважения( любви) от других людей, а если это не удаётся, то субъективная ценность человека и его жизни снижается. Я хочу ещё раз подчеркнуть, что не надо обманывать себя по поводу того, что будто-бы это относится лишь к деловой сфере, эти установки разрушают в первую очередь именно личную жизнь человека и его здоровье. Просто увидеть как эти установки проявляются в личных отношениях не так просто и очевидно как в профессиональной сфере, но это вовсе не означает, что их там нет и они не оказывают своё разрушительное воздействие. Например, когда у вас есть ожидание по поводу того, каким «должен» быть и как себя «должен» вести ваш ребёнок – это типичное проявление фиксации на такой вот ложной цели с неминуемой последующей отрицательной обратной связью ( помним, что система отношений замкнутая и голографическая). Ничто так не влияет пагубно на нашу жизнь как манипуляции с любовью, а всякая нужда в другом человеке( особенностях его свойств, поведения, внешности и т.п.) – это и есть манипуляция, нездоровое проявление эгоизма. Но откуда возникает эта нужда? Почему человек начинает верить в то, что ему необходимо чего-то добиться или быть каким-то особенным образом любимым, чтобы по-настоящему ценить себя самого? Откуда вообще берутся все эти «должен», «нужно», «обязан»? Предпочтение превращается в долженствование в тот момент, когда предпочитаемый объект связывается( ассоциируется) с любовью, ценностью. И здесь, внимание, ключевым является то обстоятельство, что предпочитаемое поведение подкрепляется авторитетным и безусловно любимым человеком( обычно родителем, позже – учителями и руководителями), но, самое главное, на эту фигуру юным человеком проецируются собственные невоспринимаемые, но желанные свойства, качества и состояния, так называемая «золотая тень». В приведённом в прошлый раз примере девочка плачет на самом деле не из-за того, что её платье, якобы, не самое красивое на празднике. Она плачет из-за того, что не чувствует свою собственную красоту и проецирует её на внешний объект, обладание которым кажется ей совершенно необходимым, нужным, а иначе – она сама не красивая, а следовательно – не ценная. Что же произошло такого, чтобы ребёнок начал думать так? Ребёнок в своей среде, не обязательно через прямое подкрепление, достаточно просто, чтобы эта информация была « в поле», научается тому, что для того, чтобы быть позитивно отражённым в своём окружении, ему необходимо что-то сделать, каким-то быть, как-то выглядеть, что-то получить и т.п. То есть наша девочка не получала достаточно сигналов о том, что она красивая сама по себе. Окружение сигналило ей, что она красивая, когда нарядная, или опрятная, или послушная, или маме помогает и т.п. Взрослые в магичеком сознании ребёнка являются волшебниками – распорядителями желаемого свойства красоты. Чтобы обладать этим свойством, надо девять железных хлебов изгрызть, девять железных сапог истоптать, как пишут в наших детских сказках. Итак, человеку «нужен» не столько успех и любовь, выраженные во внешних объектах и событиях. Человеку в первую очередь хочется ощущать присутствие в себе неких качеств и свойств, с которыми он ассоциирует свою ценность, так как если он не обладает или не проявляет эти качества, или, тем более, проявляет качества противоположные желаемым, то его, якобы, ценность снижается в силу того, что окружение не даёт ему положительной обратной связи. В магическом мире ребёнка он становится «должен» быть сильным( особенно если он мальчик), и «должен» быть красивым( особенно если он девочка). А к силе и красоте идут большим списком все те качества, которые традиционно считаются «хорошими», духовными: смелость, доброта, бескорыстие, щедрость, милосердие, решительность, мудрость, спокойствие, дружелюбие, благородство и т.д. Посмотрите как воспитывают детей и что вы увидите? Вы увидите, что даже в самой далёкой от духовности семье, в самой неинтеллектуальной среде родители и воспитатели всё равно дрессируют детей на долженствование проявлять и демонстрировать определённые качества «силы» и «красоты», просто в каждой семье будут свои приоритеты в этом списке. Но принцип везде тот же самый. Это принцип насилия через мораль. Проявляй такие-то и такие-то качества и добьёшься успеха, будешь любимым, а следовательно ценным и достойным человеком. А если не проявляешь эти качества или проявляешь противоположные, то не получишь успеха и любви, а значит будешь неценным и недостойным человеком. Приехали. Да мораль, или ещё иногда люди именуют её «совестью», а в действительности просто манипуляция любовью через прививание чувства вины и стыда. Пагубность морали видна хотя бы в том, что человек свои желания и требования, облачив в одежды морали, «совести»( я намеренно пишу это слово в кавычках, так как у него может быть и другой смысл) начинает чувствовать себя «правым». Мораль – это лучшее подкрепление для эгоизма, для оправдания насилия, и мы это видим всю историю человечества. Человек без морали – это просто эгоист, индивид, отвечающий сам за своё счастье и жизнь. Человек с моралью – это эгоист в квадрате, который не осознаёт себя эгоистом, ведь его «правота» оправдана авторитетами «совести». Раз я морален( обладаю «нужными» качествами), то я прав, следовательно более ценен, чем те, кто не морален( не обладает качествами, которые есть у меня). А раз я более ценен и достоин, то почему бы мне не навязать свою волю менее ценным, моральным? Разве не этот спектакль мы смотрим уже несколько тысячелетий? Человек достаточно чувствительный и внимательный обладает тем, что можно назвать естественной нравственностью. По той простой причине, что его чувствительность, а следовательно – связь с надсистемой( творцом) подталкивает к тому, чтобы стремиться выстраивать с ближними как можно более гармоничные отношения. Так как это программа творения, которая неотменима: возлюби ближнего как себя, не зависящая от индивидуальной воли человека( помним, что свобода воли – иллюзия восприятия). Поэтому наличие качеств и проявление качеств – вне зоны выбора человека. Исправить свои качества без участия надсистемы человек не способен, сколь бы он ни бил головой об пол, сколь бы ему не внушало окружение, что буд-то бы таким-то быть «хорошо», а вот таким – то «плохо». И что , якобы, от наличия этих качеств зависит его ценность. Интересно также, что качества человек от надсистемы получает пакетом – вместе с полярным качеством. «Доброму» человеку не раз своей жизни приходилось почувствовать себя «злым», «смелому» «трусливым», а «щедрому» «жадным» и т.д. Если же мы отрицаем в себе противоположный, «нежелательный» полюс( потому что «не должны» быть такими, а иначе «я не ценный, не достойный»), то эти качества формируют нашу «тень» - плохо чувствуемую и отрицаемую часть психики, которая опять-таки проецируется на «недостойных», приводя к конфликтам и отрицательной обратной связи, так как нарушается принцип «возлюби ближнего как себя» в нашей замкнутой человеческой системе. Итак, в основе чувства недостойности, недостаточной самоценности, и в дальнейших нарциссических попытках скомпенсировать его добившись успеха и любви( уважения) лежит установка на соответствие нормам морали, регулируемая привитыми чувствами вины и стыда. Которая в свою очередь сформировалась из-за влияния искажений в информационной среде юного человека. Основной посыл этого искажения такой: ты должен добиться, доказать, что обладаешь ценными качествами всегда и везде и для этого тебе нужно наше подтверждение. Нет подтверждения - нет ценности...Продолжение следует.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.