|
Садизм и мазохизм. Почему люди любят страдать?Автор статьи: Шакин Алексей Сергеевич
Почему нервно больные радуются от страдания? Почему иногда и здоровый человек чувствует приятные ощущения при определенном страдании? Конечно, это приятное находится на грани неприятного. Психоанализ в первую очередь уделяет внимание детству и рассматривает многие наши ощущения и психические закономерности, как последствия детской истории жизни, что и в этом случае полностью раскрывает причину того, почему можно ощущать приятные эмоции при страдании. Поэтому, в каком-то смысле, практически все люди проходят стадию мазохизма в детстве. Под этой стадией подразумевается манипуляция окружающими, особенно взрослыми, через свои поступки, похожие на самобичевание. Например, плакать, не есть, не ходить в туалет и другие примеры. И если человек не уходит от детских методов взаимодействия с окружающими, то это может переходить, в том числе, и в мазохизм. А приятные ощущения только как воспоминания хороших исходов таких действий. Только во взрослой жизни остаются ощущения, а само воспоминание находится в неосознанном состоянии. В чем истоки? Для начала, хотелось бы привести элементарный пример из жизни ребенка. Представьте себя ребенком, у вас болит зуб, и вас ведут к стоматологу, вы никогда не видели этого врача и не знаете, что он с вами сделает, идете как на казнь, и вы боитесь, что он будет вырывать часть вас в виде зуба. И тут из кабинета выходит врач и говорит, что он сегодня не может обслужить вас и нужно приходить завтра. В этом случае родитель расстроен, а вот счастье ребенка зашкаливает — он избавился от «смерти», и он чувствует приятные ощущения, хотя зуб все равно болит. И тут происходит столкновение приятного с болью, это столкновение является предтечей мазохизма. Казалось бы, боль, разрушение эго, но в этом случае ребенок скорее сохранил свое эго, так как часть его не вырвано. И внешний «дядя» не вмешался в его пространство. Вот и получается, что само начало мазохизма идет от сохранения своего эго. Однако для трансформации эго, ее взросления и изменения есть энергия либидо, позволяющее получать удовольствие при разрушении эго. И если эта энергия не используется на благо, на развитие и взросление, то она направляется на другие сферы эго и их разрушает, например, тело человека или какие-то психологические связи. Под разрушением целостности эго, подразумевается также добавка новой части к эго. Только в детстве обычно в эго скорее не добавка происходит, а создание и обтачивание границ эго. Добавка только в знаниях и опыте. Следующий пример — это расставание со своей второй половинкой. У всех людей, которые не имеют успех в личной жизни, либо часто меняют партнеров, есть одно схожее ощущение при расставании — это приятное ощущение, которое находится рядом со слезами или агрессией. Тут проявляется и садистское стремление заодно. Вообще садизм и мазохизм мы считаем двумя сторонами одной медали. Так вот это ощущение может показаться странным, но оно приходит как причина того, что «К счастью, мне не пришлось разрушать свое Эго», однако не только из-за этого, есть и другие причины, заставляющие чувствовать приятное при страдании и боли. Мы, последователи компенсаторической теории психоанализа, вывели четыре причины того, почему боль и страдания могут сопровождаться приятными чувствами и ощущениями: 1) Жалость к страдающему человеку, которая прививается в детстве. Если человек оставил свое либидо на этом уровне (не повзрослел), инфантильность, регрессия, то он, безусловно, будет чувствовать приятные ощущения при страдании. Тебя жалеют родители, тебе уделяют внимание, тебя любят, холят и лелеют. Вот и получается предзнаменование (предчувствование) приятного «жалеть меня», которое выражается в самом ощущении уже при страдании. Это можно сравнить с тем, как объяснял Фрейд появление «Сверх-Я», которое сформировалось от первых наказаний за нарушения, которые потом постепенно сформировались в часть человеческой психики в виде страха наказания или страха потерять хорошее отношение к себе. Что переходит в следующую стадию развития в виде совести или самонаказания, причем, сами психологические чувства самонаказания порой больнее наказания родителя в детстве. И такое крепкое прикрепление самонаказания к психике объясняется тем, что родители являются частью эго ребенка. Наказания и остаются в человеке, как часть его. Поэтому так тяжело бороться психоаналитику с тем, чтобы убрать самоосуждение у клиента. Но нас интересует аналогия с приятным чувством при страдании. Так же, как при плохом поступки у нас появляется предзнаменование наказания (Сверх-Я), так и при страдании появляется ожидание приятного ощущения заботы. И это уже как существующая приятная жалость со стороны других и все родительские «ухаживания», только это не осознаваемые эмоции. Тут еще интересна связь со Сверх-Я, как образ приятного ощущения от подчинения, если ребенок подчиняется, то он не получает наказание, а то и получает награду за это. А если подчинение приятно, то не далеко выработать мазохизм. Все это имеет тонкие грани. 2) Эго-защита. Само «Эго» по Фрейду состоит из приятных ощущений, а неприятные отпадали от большого эго ребенка. Поэтому, если человек сохраняет свое эго, то он имеет радость. А разрушаться она может при любых формах обновления человека и самое сильное разрушение при половом акте. Также изменение формы эго происходит при новой дружбе или открытии другому человеку. И все это сопровождается страхом, как инстинкту самосохранения, который направлен на сохранения эго в первую очередь. Но тут же при благоприятном разрушении, например, взаимная любовь, либидо приносит достаточно наслаждения. Но когда нас бросают (мазохизм) или мы бросаем (садизм), то все это сопровождается приятным ощущением того, что эго сохранилось. Тоже происходит с зубным врачом и ребенком. 3) Управлять по средствам мазохизма. Страдания дают возможность ребенку и инфанту получить что-то желаемое или уйти от не желаемого. Как пример в моей работе «Страх и агрессия» про то, как ребенок поднял свою температуру тела ради того, чтобы не идти в школу и в этот же день благополучно опустил ее, чтобы пойти на концерт любимой группы. Или, например, когда ребенку плохо, то сами, его окружающие, люди начинают выполнять его желания. То есть здесь идет прямое удовлетворения лидерства. За счет страдания ребенок может заставить родителей, которые его превосходят, работать на себя еще больше обычного. Безусловно, это приятно. 4) Страдания как честь и доблесть. Признание: «Я крутой, потому что я терплю и переживаю страдания. Если я страдаю — я герой». Как пример известности распятия и страдания Христа, что для настоящего христианина даже блаженство (самое приятное чувство): страдать ради Христа и быть подобным ему, то есть, если тебя гонят и презирают, значит ты лучший, ты подобен богу. Снова лидерское стремление. Все эти четыре причину могут влиять на человека любого возраста, и существовать приятное ощущение может при страдании так же явно, как и «Сверх-Я» при нарушении норм. Поэтому вполне объяснимо стремление некоторых людей (чаще меланхолики) что-то терять, страдать, плакать и все время попадать в передряги. И чтобы обрезать эту связь нужно копаться в детстве и во всех случаях получения награды за страдания в истории психики конкретного человека, чтобы дать ему осознать вытесненный материал и помочь понять, что его мотивирует к садистским и мазохистским наклонностям.
https://ridero.ru/books/sadizm_i_mazokhizm/ - полная версия книги. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|