|
Страх неудачиАвтор статьи: Раиса Коваленко
Вчера была сессия о такой нарциссической защите, как Всемогущество. Если в детстве ребенок был перегружен чувством ответственности за то, что чтобы не случилось, в этом виноват только он сам, нет вклада других, обстоятельств, то в его внутренней картинке мира формируется образ себя Всемогущего, который отвечает абсолютно за все, чтобы ни происходило. Во-первых, вырастая он становится обвинителем самому себе, потому что это становится частью его внутренней структуры, обвиняющий Взрослый теперь всегда под рукой, а точнее он сам им себе становится. А во вторых любая ситуация неопределенности, которую он не может контролировать, вызывает у него слишком много тревоги и напряжения, потому что из этого образа себя Всемогущего проигрыш воспринимается, как тотальный, и возвращает к Внутреннему Ребенку, который опять не справился. Что в этой ситуации делать родителю, неужели вообще не передавать ответственность ребенку за его действия? Мне кажется, это тоже неправильным но ответственность должна передаваться по мере того, как ребенок уже может с чем то справляться, а для этого ему вначале важна помощь и поддержка взрослого. У Л. Выготского есть прекрасная теория о развитии зоны ближайшего развития, согласно которой процессы развития идут вслед за процессами обучения. Если ребенок с чем то не справляется, родитель делает это вместе с ним, каждый раз, по мере того, как ребенку все больше удается справиться с поставленной задачей, уменьшая свое участие в этом процессе, пока ребенок не сможет справиться с задачей самостоятельно. Так он в процессе обучения или выполнения какой то задачи, все больше сможет опираться на себя, а затем, когда уже освоит этот процесс, тогда уже можно и передавать ему за него ответственность. Часто же ребенку пытаются передать ответственность раньше, чем он на это способен. И если он не справляется, а его еще за это и обвиняют, круг замыкается. Но вернусь к защите Всемогущества, другой полярностью которой обязательно будет ощущение собственной Беспомощности. Если у ребенка, даже если он уже справляется с рядом задач самостоятельно, без взрослого и несет за них ответственность, в его картине мира нет смягчающего понимания того, что не все и не всегда зависит только от него, а все таки сопряжено с рядом внешних обстоятельств, то нагрузка в некоторых ситуациях может превысить возможную для ребенка. Отсюда истории, когда вроде бы успешный ученик, провалил от волнения экзамен, корреляция между ответственность и страхом за неудачу здесь прямая. Чем меньше внутрення нагрузка по этому поводу во внутренней психической реальности ребенка, а затем уже и взрослого человека, тем меньше внутреннего напряжения и волнения перед неопределенностью и страхом неудачи. А что делать взрослому человеку у которого уже этот страх неудачи и ощущение, что он абсолютно за все отвечает и не имеет право на ошибку, уже есть? И оно вызывает жуткое волнение и страх, в тот момент, когда перед ним стоят какие то важные задачи? Учиться опираться на свою компетентность в каких то вопросах, изучать те, в которых он еще не компетентен, опираться на уже более опытных и старших и главное, понять, что он делает все возможное и зависящее от него на сейчас и в этом конечно будут время от времени случаться ошибки, но они не повод отчаиваться, скорее материал для того, чтобы извлечь из них уроки.Ну, а если с волнением и страхом неудачи самостоятельно спраивиться все же не удается, то обращаться к психологу, который сможет оказать профессиональную поддержку и понять именно ваши причины, по которым этот страх и возникает, и поможет их преодолеть. Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальтерапевт
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|