|
Тренинговая программа «Психологическая готовность к родительству»Автор статьи: Анна Левченко
Авторский спецтренинг «Психологическая готовность к родительству» реализовался на факультете психологии и социальной работы ИЭиУ МиСС на протяжении пяти лет, продолжительность - от 20 до 50 академических часов. Эта программа является, безусловно, необходимой для каждого специалиста-психолога по ряду причин. Во-первых, в консультировании клиентов возрос процент обращений за психологической поддержкой родителей, пар, ожидающих рождения малыша или только планирующих беременность, а также мужчин – состоявшихся отцов или переживающих период беременности спутницы. Здесь актуализируются отношения в паре, проблемы внутриутробного развития плода, опасения и ожидания будущей матери, связанные с этим переживания и т.д. Во-вторых, несмотря на существование при гинекологических консультациях курсов подготовки к рождению ребенка, где освещаются лишь медицинские аспекты протекания беременности и родов, на формирование психологической готовности к родительству это мало влияет, а будущие родители часто оказываются в ситуациях фрустрации в связи с психологической некомпетентностью, как пар, так и медицинского персонала. Психологические занятия с беременными парами, будущими мамами и папами качественно отличаются от больничных курсов. Это обстоятельство обосновывает необходимость расширения этой сферы психологических услуг, т.к. в г. Краснодаре насчитывается лишь несколько центров, специализирующихся в этой области. Предлагаемый тренинг важен для восполнения дефицита компетентных специалистов – создания и ведения собственных клиентских групп, а также при психологическом сопровождении медицинских работников, работы в альянсе для оптимизации курсов при гинекологических консультациях. В-третьих, очевидно, что каждый слушатель спецкурса в скором будущем сам станет (или уже стал) частью новой семьи и задумается о собственных детях (аудитория тренинга в рамках образовательного процесса – студенты 4 и 5 курсов). В рамках направления возможна личностная проработка неизжитых чувств, опасений, нереалистичных притязаний. Актуальность данного проекта очевидна. Сегодня значительно возрос уровень родительской компетентности, папы и мамы стараются максимально использовать данные психологов в процессе воспитания детей. Однако вопросы внутриутробного развития, пренатальной педагогики, возникающих в этом периоде родительских ощущений и переживаний мало освещены в литературе. Особенно низок процент изученности феномена отцовства - что именно чувствуют, ощущают будущие отцы, с чем связаны те или иные изменения поведения мужчины, получившего известие о беременности супруги. В русле нашей авторской программы рассматриваются следующие темы и вопросы: - понятие психологической готовности к родительству; Программа построена таким образом, что вышеуказанные теоретические аспекты подкрепляются или иллюстрируются с помощью упражнений из различных психотерапевтических направлений – сказкотерапии и арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, современного психоанализа, символодрамы, позитивной и гуманистической психотерапии, пренатальной педагогики, психологии раннего развития ребенка и пр. В начале работы необходимо провести анкетирование и опрос, оценить стартовый уровень знаний, ожиданий и установок участников, по окончанию необходимо также произвести мониторинг. Эффективность программы подтверждается статистическими изменениями показателей аффективной, когнитивной и поведенческой сферы в аспектах психологической готовности к родительству. На первом этапе проводится вводная беседа, обосновывается актуальность программы. В групповом обсуждении анализируются мифы и стереотипы относительно беременности и родов, подтверждается или опровергается их правомерность согласно современным исследовательским данным. Например, седи распространенных установок чаще встречаются следующие утверждения: «Беременная не должна стричь волосы, красить их и т.д.», «Форма живота беременной определяет пол будущего ребенка», «Будущая мама не должна вязать спицами, есть мясо кролика», «Беременные чрезвычайно капризны и эгоцентричны», «Беременность омолаживает организм», «Роды не бывают безболезненными, а после них женщине трудно восстановится», «Беременным часто изменяют супруги», «Роды помогают излечить гинекологические и некоторые другие заболевания» и многие другие. Участникам группы предлагается выполнить рисунок-ассоциацию к слову «беременность» или «рождение», в ходе презентации рисунков создается общее смысловое пространство между участниками. В норме считаются изображения цветов, плодов, солнца, различных шарообразных форм, плодоносных деревьев, пейзажей в солнечную погоду, конкретной семейной ситуации с обязательным прорисовыванием фигуры отца. Изображение различного рода атрибутики детства, игрушек, колясок, бутылочек чаще свидетельствует о незрелости представлений о родительстве, а использование агрессивных цветов в их неестественном сочетании, абстракции в виде салюта, цветовых пятен скорее подтверждают амбивалентные ожидания, смешанные чувства и отношения участника к беременности и процессу родов. Для ознакомления с ходом внутриутробного развития ребенка участникам предлагается просмотр видеофильма о данных УЗИ-исследований «Первые дни жизни». Освоение родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи признаются психологами нормативным кризисом развития семьи и личности, т.к. рождение ребенка – это не только медицинский факт, но и совершенно новые качество и социальная роль. В отличие от супружеских отношений, человек, как правило, продолжает исполнять роль и обязанности родителя даже тогда, когда обстоятельства его жизни меняются. Женщина, ожидая появления на свет первенца, должна осознать, что с рождением ребенка предстоит перейти рубеж к взрослому поколению, а сама она уже никогда не будет маленькой девочкой. Перед будущей мамой раскрывается новая роль и относительное одиночество в период долгой беременности, потому что близкий не сможет до конца испытать телесные и психические ощущения, как она, одиночество во время родов и тревожность, когда предстоит остаться дома одной с новорожденным ребенком. В практике консультирования нередко наблюдается вместо радостного и возвышенного ожидания ребенка – безразличие, пассивность, безэмоциональный факт принятия беременности. Однако формирование активной сознательной материнской позиции не всегда прямо связано с семейным статусом женщины. В то же время, велики психологические издержки нежелательного рождения ребенка: разрушение планов, невольное свыкание с обстоятельствами, преждевременные роды, нарушение лактации, негативное отношение к малышу, отказ матери от ребенка. В 56% случаев нежелательная беременность отмечается как причина аномального отношения родителей к ребенку и развития детских неврозов. Серьезные изменения происходят и в сознании мужчины, даже при условии желанной беременности. Вызванный предстоящим отцовством стресс может проявляться в импульсивных, совершенно несвойственных человеку поступках (алкоголизация, поиск новой временной спутницы, дромомания). Связано такое поведение с тем, что предстоящее рождение ребенка радует и одновременно очень тревожит мужчину, он перестает чувствовать моральные и физические силы обеспечивать комфорт жене и ребенку, даже иногда полагая, что при появлении последнего жена и теща непременно «выгонят». Ф. Питман назвал разнообразные особенности поведения мужей синдромом приближающегося отцовства, подчеркнув, что он встречается у 25% будущих отцов и только при ожидании первенца, достигая максимальной выраженности на 5-6 месяце беременности. Феномен особенно ярко проявляется у мужчин, не имеющих родных братьев и сестер. В период предстоящего отцовства любой мужчина затрачивает массу психической энергии, что играет немаловажную роль в появлении эмоциональной подавленности и даже депрессии. Согласно нашим исследованиям, у будущих отцов резко снижается уровень склонности к риску, т.к. мужчина осознает, что несет ответственность не только за себя, но как минимум еще за две жизни. В то же время, падает и уровень эгоцентризма, как свидетельство невозможности для мужчины в этом периоде думать лишь о себе. Все эти обстоятельства объясняют ощущение «третьего лишнего», возникающего у мужчины, спутника беременной женщины. Становится очевидной необходимость психологической поддержки мужчины именно на данном этапе развития супружеских отношений. Несмотря на то, что 1% всех семей вообще не хотят иметь детей (даже если могут), каждая третья бездетная пара распадается чаще по инициативе мужа, что подчеркивает значимость отцовской роли для мужчины. 20-35% пар после рождения ребенка начинают получать даже большее удовлетворение от супружеской жизни. Такое удовлетворение становится возможным лишь тогда, когда мотивация беременности обоих супругов будет носить конструктивный характер. К таковой относят: стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью и неповторимостью, беременность как способ принадлежать семейной системе, как выражение обоюдного желания супругов иметь ребенка, как результат психофизиологической готовности женщины к материнству. Деструктивными мотивами являются: стремление иметь существо, которое воплотит нереализованные планы, мечты и стремления родителей; стремление избежать одиночества; способ восполнения дефицита любви к самой себе; как соответствие социальным ожиданиям; как способ сохранения отношений и удержания супруга в браке; как достижение псевдодифференциации от родительской семьи; как способ легализации брака; как отказ от прошлого и символ нового этапа в жизни; для сохранения собственного здоровья; ради материальных выгод. Как видим, важно уметь различать мотивы в ходе консультирования, и, понимая, что мотивы всегда выступают в некой связке, уметь выделить ведущий из них, дав ему верную оценку. В пространстве тренинга рекомендуются следующие упражнения: «Лобное место» для прояснений ожиданий каждого участника в данном тренинге; «Как меня называли родители»; «Разговор больших пальцев», способствующее пониманию невербальных сигналов и выработке единого языка в паре и группе; «Прошлое, настоящее, будущее»; медитативная техника из телесно-ориентированного направления «Мать и дитя»; «Бумажный человечек»; «Второе рождение»; «История моего детства»; «Любимая игрушка или книжка»; «Скала», имитирующая процесс прохождения по родовым путям; «Слепой и поводырь», диагностирующее и развивающее способность доверять партнеру и окружающему миру; дискуссия «В родительстве мне нравится/ особенно трудно и неприятно»; образ «Двор моего детства»; «Медные трубы»; медитация «Замок и старинная одежда», открывающая внутренние ресурсы личности; «Аллея прикосновений» и другие. Рефлексия опыта участников доказывает эффективность и ценность практических навыков программы. Список использованных источников: Борисенко Ю.В. Психология отцовства // Журнал практического психолога. №1, 2007г. Статья опубликована в 2010 г. под названием "Реализация тренинговой программы "Психологическая готовность к родительству" в пространстве высшего профессионального образования" // Конференция молодых ученых и аспирантов "Молодежь - 65-летию Великой Победы", Краснодар, ИЭиУ МиСС, 25.05.2010. Автор: Левченко Анна Викторовна, кандидат психологических наук Е-mail: [email protected] @lavlevchenko Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|