Тренинговая программа «Психологическая готовность к родительству»

Автор статьи: Анна Левченко
    Авторский спецтренинг «Психологическая готовность к родительству» реализовался на факультете психологии и социальной работы ИЭиУ МиСС на протяжении пяти лет, продолжительность - от 20 до 50 академических часов. Эта программа является, безусловно, необходимой для каждого специалиста-психолога по ряду причин. Во-первых, в консультировании клиентов возрос процент обращений за психологической поддержкой родителей, пар, ожидающих рождения малыша или только планирующих беременность, а также мужчин – состоявшихся отцов или переживающих период беременности спутницы. Здесь актуализируются отношения в паре, проблемы внутриутробного развития плода, опасения и ожидания будущей матери, связанные с этим переживания и т.д. Во-вторых, несмотря на существование при гинекологических консультациях курсов подготовки к рождению ребенка, где освещаются лишь медицинские аспекты протекания беременности и родов, на формирование психологической готовности к родительству это мало влияет, а будущие родители часто оказываются в ситуациях фрустрации в связи с психологической некомпетентностью, как пар, так и медицинского персонала. Психологические занятия с беременными парами, будущими мамами и папами качественно отличаются от больничных курсов. Это обстоятельство обосновывает необходимость расширения этой сферы психологических услуг, т.к. в г. Краснодаре насчитывается лишь несколько центров, специализирующихся в этой области. Предлагаемый тренинг важен для восполнения дефицита компетентных  специалистов – создания и ведения собственных клиентских групп, а также при психологическом сопровождении медицинских работников, работы в альянсе для оптимизации курсов при гинекологических консультациях. В-третьих, очевидно, что каждый слушатель спецкурса в скором будущем сам станет (или уже стал) частью новой семьи и задумается о собственных детях (аудитория тренинга в рамках образовательного процесса – студенты 4 и 5 курсов). В рамках направления возможна личностная проработка неизжитых чувств, опасений, нереалистичных притязаний. 

     Актуальность данного проекта очевидна. Сегодня значительно возрос уровень родительской компетентности, папы и мамы стараются максимально использовать данные психологов в процессе воспитания детей. Однако вопросы внутриутробного развития, пренатальной педагогики, возникающих в этом периоде родительских ощущений и переживаний мало освещены в литературе. Особенно низок процент изученности феномена отцовства - что именно чувствуют, ощущают будущие отцы, с чем связаны те или иные изменения поведения мужчины, получившего известие о беременности супруги.

В русле нашей авторской программы рассматриваются следующие темы и вопросы:

- понятие психологической готовности к родительству;
- мифы и стереотипы относительно беременности, процесса родов;
- мотивация беременности – конструктивная и деструктивная;
- аспекты переживаний беременности мужчиной и женщиной (в т.ч. послеродовая депрессия и синдром приближающегося отцовства);
- совместные роды – особенности мужского восприятия;
- способы поддержки комфортного психологического настроя беременной и мужа;
- рекомендации психологов и психотерапевтов будущим родителям;
-вхождение в родительство – роли, проблемы, ощущения;
- материнские и отцовские любовь и забота – гендерные отличия, роль в развитии ребенка;
- раннее развитие малыша; и т.д.

   Программа построена таким образом, что вышеуказанные теоретические аспекты подкрепляются или иллюстрируются с помощью упражнений из различных психотерапевтических направлений – сказкотерапии и арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, современного психоанализа, символодрамы, позитивной и гуманистической психотерапии, пренатальной педагогики, психологии раннего развития ребенка и пр.

   В начале работы необходимо провести анкетирование и опрос, оценить стартовый уровень знаний, ожиданий и установок участников, по окончанию необходимо также произвести мониторинг. Эффективность программы подтверждается статистическими изменениями показателей аффективной, когнитивной и поведенческой сферы в аспектах психологической готовности к родительству.

    На первом этапе проводится вводная беседа, обосновывается актуальность программы. В групповом обсуждении анализируются мифы и стереотипы относительно беременности и родов, подтверждается или опровергается их правомерность согласно современным исследовательским данным. Например, седи распространенных установок чаще встречаются следующие утверждения: «Беременная не должна стричь волосы, красить их и т.д.», «Форма живота беременной определяет пол будущего ребенка», «Будущая мама не должна вязать спицами, есть мясо кролика», «Беременные чрезвычайно капризны и эгоцентричны», «Беременность омолаживает организм», «Роды не бывают безболезненными, а после них женщине трудно восстановится», «Беременным часто изменяют супруги», «Роды помогают излечить гинекологические и   некоторые другие заболевания» и многие другие.

  Участникам группы предлагается выполнить рисунок-ассоциацию к слову «беременность» или «рождение», в ходе презентации рисунков создается общее смысловое пространство между участниками. В норме считаются изображения цветов, плодов, солнца, различных шарообразных форм, плодоносных деревьев, пейзажей в солнечную погоду, конкретной семейной ситуации с обязательным прорисовыванием фигуры отца. Изображение различного рода атрибутики детства, игрушек, колясок, бутылочек чаще свидетельствует о незрелости представлений о родительстве, а использование агрессивных цветов в их неестественном сочетании, абстракции в виде салюта, цветовых пятен скорее подтверждают амбивалентные ожидания, смешанные чувства и отношения участника к беременности и процессу родов.

     Для ознакомления с ходом внутриутробного развития ребенка участникам предлагается просмотр видеофильма  о данных УЗИ-исследований «Первые дни жизни».

    Освоение родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи признаются психологами нормативным кризисом развития семьи и личности, т.к. рождение ребенка – это не только медицинский факт, но и совершенно новые качество и социальная роль. В отличие от супружеских отношений, человек, как правило, продолжает исполнять роль и обязанности родителя даже тогда, когда обстоятельства его жизни меняются. Женщина, ожидая появления на свет первенца, должна осознать, что с рождением ребенка предстоит перейти рубеж к взрослому поколению, а сама она уже никогда не будет маленькой девочкой. Перед будущей мамой раскрывается новая роль и относительное одиночество в период долгой беременности, потому что близкий не сможет до конца испытать телесные и психические ощущения, как она, одиночество во время родов и тревожность, когда предстоит остаться дома одной с новорожденным ребенком.
    В практике консультирования нередко наблюдается вместо радостного и возвышенного ожидания ребенка – безразличие, пассивность, безэмоциональный факт принятия беременности. Однако формирование активной сознательной материнской позиции не всегда прямо связано с семейным статусом женщины.
    В то же время, велики психологические издержки нежелательного рождения ребенка: разрушение планов, невольное свыкание с обстоятельствами, преждевременные роды, нарушение лактации, негативное отношение к малышу, отказ матери от ребенка. В 56% случаев нежелательная беременность отмечается как причина аномального отношения родителей к ребенку и развития детских неврозов.
    Серьезные изменения происходят и в сознании мужчины, даже при условии желанной беременности. Вызванный предстоящим отцовством стресс может проявляться в импульсивных, совершенно несвойственных человеку поступках (алкоголизация, поиск новой временной спутницы, дромомания). Связано такое поведение с тем, что предстоящее рождение ребенка радует и одновременно очень тревожит мужчину, он перестает чувствовать моральные и физические силы обеспечивать комфорт жене и ребенку, даже иногда полагая, что при появлении последнего жена и теща непременно «выгонят». Ф. Питман назвал разнообразные особенности поведения мужей синдромом приближающегося отцовства, подчеркнув, что он встречается у 25% будущих отцов и только при ожидании первенца, достигая максимальной выраженности на 5-6 месяце беременности. Феномен особенно ярко проявляется у мужчин, не имеющих родных братьев и сестер. В период предстоящего отцовства любой мужчина затрачивает массу психической энергии, что играет немаловажную роль в появлении эмоциональной подавленности и даже депрессии. Согласно нашим исследованиям, у будущих отцов резко снижается уровень склонности к риску, т.к. мужчина осознает, что несет ответственность не только за себя, но как минимум еще за две жизни. В то же время, падает и уровень эгоцентризма, как свидетельство невозможности для мужчины в этом периоде думать лишь о себе. Все эти обстоятельства объясняют ощущение «третьего лишнего», возникающего у мужчины, спутника беременной женщины. Становится очевидной необходимость психологической поддержки мужчины именно на данном этапе развития супружеских отношений.
   Несмотря на то, что 1% всех семей вообще не хотят иметь детей (даже если могут), каждая третья бездетная пара распадается чаще по инициативе мужа, что подчеркивает значимость отцовской роли для мужчины. 20-35% пар после рождения ребенка начинают получать даже большее удовлетворение от супружеской жизни.
    Такое удовлетворение становится возможным лишь тогда, когда мотивация беременности обоих супругов будет носить конструктивный характер. К таковой относят: стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью и неповторимостью, беременность как способ принадлежать семейной системе, как выражение обоюдного желания супругов иметь ребенка, как результат психофизиологической готовности женщины к материнству. Деструктивными мотивами являются: стремление иметь существо, которое воплотит нереализованные планы, мечты и стремления родителей; стремление избежать одиночества; способ восполнения дефицита любви к самой себе; как соответствие социальным ожиданиям; как способ сохранения отношений и удержания супруга в браке; как достижение псевдодифференциации от родительской семьи; как способ легализации брака; как отказ от прошлого и символ нового этапа в жизни; для сохранения собственного здоровья; ради материальных выгод. Как видим, важно уметь различать мотивы в ходе консультирования, и, понимая, что мотивы всегда выступают в некой связке, уметь выделить ведущий из них, дав ему верную оценку.

   В пространстве тренинга рекомендуются следующие упражнения: «Лобное место» для прояснений ожиданий каждого участника в данном тренинге; «Как меня называли родители»; «Разговор больших пальцев», способствующее пониманию невербальных сигналов и выработке единого языка в паре и группе; «Прошлое, настоящее, будущее»; медитативная техника из телесно-ориентированного направления «Мать и дитя»; «Бумажный человечек»; «Второе рождение»; «История моего детства»; «Любимая игрушка или книжка»; «Скала», имитирующая процесс прохождения по родовым путям; «Слепой и поводырь», диагностирующее и развивающее способность доверять партнеру и окружающему миру; дискуссия «В родительстве мне нравится/ особенно трудно и неприятно»; образ «Двор моего детства»; «Медные трубы»; медитация «Замок и старинная одежда», открывающая внутренние ресурсы личности; «Аллея прикосновений» и другие. Рефлексия опыта участников доказывает эффективность и ценность практических навыков программы.

Список использованных источников:

Борисенко Ю.В. Психология отцовства // Журнал практического психолога. №1, 2007г.
Бурдули Г.М. Репродуктивные потери. М., 1997г.
Жукова О.С., Балабанова В.П. Обучение с пеленок. Популярная методика игровых уроков. М., 2004г.
Левченко А.В. Представления о собственном отцовстве у мужчин и факторы, их обусловливающие. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психол. наук. Краснодар, КубГУ, 2009г.
Лидерс А.С. Психологическое исследование семьи. М., 2006г.
Некрасов А. Материнская любовь. М., 2008г.
Овчарова Р.В. Психология родительства. М., 2005г.
Парсонс Б. Лучшая книга о беременности и малыше для будущих отцов. М., 2007г.
Филиппова Г.Г. Психология материнства. М., 2002г.
Хозяинова Т.К. Отношение матери к ребенку: личностный аспект. Краснодар, КубГУ 2006.

Статья опубликована  в 2010 г. под названием "Реализация тренинговой программы "Психологическая готовность к родительству" в пространстве высшего профессионального образования" // Конференция молодых ученых и аспирантов "Молодежь - 65-летию Великой Победы", Краснодар, ИЭиУ МиСС, 25.05.2010. 

Автор: Левченко Анна Викторовна, кандидат психологических наук

Е-mail: [email protected]

@lavlevchenko 



Просмотров: 380
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Потеря беременности: особенности психологической поддержки
  • Мужская измена во время беременности жены и после родов. Кто виноват и что делать?
  • Книга о прерванной беременности. Как пережить потерю ребенка. Перинаталья утрата.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • Психология «материнства», как совокупность медицинских и психологических аспектов беременности
  • Отношения женщины и мужчины после рождения ребенка
  • Психоанализ и не только во время беременности
  • Любовь с пинетками, или Изменения во время беременности
  • Беременность. Секреты успешной беременности
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Отношения в период беременности
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • 4–шаговая модель взаимодействия со страхами во время беременности (и не только!)
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Роль семьи в жизни ребенка
  • Особенности ценностных ориентаций женщин в период беременности
  • Малоизвестные психологические аспекты замершей беременности
  • Книга «От мыслей о рождении ребенка, до плана воспитания». Глава 2. Беременность и роды.
  • Расширение семьи. Выдумки о беременности и родах.
  • Расширение семьи. Выдумки о беременности и родах.
  • Книга «От мыслей о рождении ребенка, до плана воспитания». Глава 2. Беременность и роды. Продолжение.
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Чему непременно стоит научиться во время Беременности
  • Релаксация в период беременности
  • Психопрофилактика в период беременности
  • Питание в период беременности
  • Гимнастика в период беременности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь