Безусловно, в философии я не разбираюсь. По крайней мере, так, как хотелось бы. И когда в лекции Дмитрия Хаустова услышал, что одна из характеристик модерна – "тотальность", сразу же стал пытаться подстроить ее под себя. Ну а я же психотерапевт. И живу… не знаю в какую эпоху. Сложно это, но период модерна явно прошел, теперь и постмодерн миновал. Но стремление к "тотальности", законченным схемам или даже законченным картинам мира – остается. Впрочем, кажется, закрывать гештальт ведь в человеческой природе, не так ли? Хаустов как эталон тотальности приводит"Феноменологию духа" Гегеля, когда законченность мировоззрения видна, наглядна и останавливается именно на мировом духе (не забывайте, философию я не знаю и цитирую не точно и как услышал). Но в противовес законченности и тотальности существует незаконченность и изменчивость, я бы сказал вечное совершенство иррациональности… мне бы хотелось в качестве примера привести китайскую идеограмму Ян–Инь. Значит ли это, что китайцы живут в вечном "постмодерне" с их, тем более, страстью к использованию языка как отражения мира, посредником между человеком и миром? Не знаю.. Многие мыслители считают, что развитие западной философии она приводит ее все ближе к восточной, находят все больше точек сближения… я этого не знаю, а вот про что–то меняющееся и непонятное могу привести в пример пародоксальную теорию изменений.. А вот и иллюстрация. Она вошла в кабинет и села, вытянув шею, согнувшись и сложив руки в замок, постоянно ломая эту конструкцию. Дальше попробую воспроизвести наш диалог - У меня есть проблема. Один из друзей мужа постоянно критикует меня и обижает. - Давайте сделаем так. Попробуйте посадить его на этот стул напротив. Опишите, что видите? - Он сидит, смотрит, насмехается, постоянно издевается и критикует меня! (Она сидит в той же позе, которую я описал выше. И тут я подумал, а почему бы ей не изменить позу? ) - Попробуйте откинуться на спинку кресла... (Она откинулась и теперь выглядит совсем по-другому: спина опирается на спинку кресла, шея выпрямилась, руки лежат перед собой, ноги не перекрещены, ровно опираются на пол) - А теперь опишите, что видите перед собой… (Она вглядывается… как-будто не верит самой себе) - Он похож… на чайник! Он кипит, но теперь это смешно! Мы работали и дальше и это – только кусок сеанса. Без интерпретаций и всякого стремления к комментарию и "законченности/тотальности". Не знаю, в том смысле, что у меня нет желания на сеансе "понимать", что это было. Но некая динамика, волшебство, мгновенное изменение, то самое, вдохновение, которое так ждешь на сеансе и которое дает возможность окунуться во что–то происходящее здесь и сейчас. Исключительно в этом времени, взятом дискретно. А дальше можно было бы много рассказывать о теле и экспериментах с ним, обосновывая теорией, но пусть этим занимаются ученые, типа Гегеля. А я просто на этом закончу. Верю, что форма настолько же важна, как и содержание…
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.