Признание ответственности освобождает от ошибки

Автор статьи: Анна Зуйкова

Мы все совершаем ошибки, действуем опрометчиво, бываем несправедливы к другим людям. В большинстве случаев, подобные действия ненамеренны, часто бывают результатом недопонимания, плохого настроения, усталости, излишней импульсивности, особенностей характера, ситуации и других факторов. Особенно сильно и часто такие ситуации могут возникать в «непростые» периоды, такие, как переезд на новое место жительства, изменение жизненных и профессиональных обстоятельств, неожиданные неприятные (и даже приятные) события и так далее.

Тоже самое, и даже более того, касается детей. Они пробуют границы «на прочность», проверяют, как далеко могут зайти, что из желаемого могут получить, и как. Также они учатся проживать неудачи и ошибки, выдерживать неприятные ситуации, справляться со своими и чужими эмоциями и поступками. И здесь многое зависит от нас, родителей, взрослых, того, как мы реагируем не только на поведение детей, но и на ситуации в собственной жизни. Если мы излишне строги по отношению к себе (и это часто отражается в высокой критичности по отношению к другим), ребенок научится этому. Если мы говорим ему про нормы и правила, а поступаем иначе, он считывает наши действия прежде, чем наши слова. Не зря говорят, «Не воспитывайте детей — воспитывайте себя.»

В этом материале  есть ряд ценных советов о том, как избежать излишней травматизации ребенка наказанием, и при этом дать ему понять, «что такое хорошо и что такое плохо» — то есть, простроить здоровые границы.

Но как довести ситуацию до завершения, если ребенок совершил проступок и грядет наказание? Или наказание было незалуженным или слишком сильным для тяжести поступка? Или родитель просто «сорвался» на ребенка?

К сожалению, часто признание собственной ошибки, принятие за нее ответственности и исправление последствий становится настоящей проблемой. Как и ответная реакция — прощение другого человека. В результате дети начинают говорить неправду, чтобы не сталкиваться с тяжестью получения прощения от родителей, родители применяют «силовые игры» («Я лучше знаю, что правильно и что нет!»), чтобы сохранить свой статус, — и в итоге все это закручивается в сложный бесконечный психологический игровой «клубок».

Основатель теории эмоциональной грамотности Клод Штайнер говорит о том, что накопление эмоциональных обид рано или поздно приводят к охлаждению отношений и даже их завершению. И большая проблема состоит в том, что многи люди просто не знают, как сказать «прости», не защищаясь.

Он выделяет следующие шаги, которые нужно пройти, чтобы принять ответственность за ошибку и выйти на путь ее исправления:

  • признаться себе в совершении ошибки;
  • признаться в этом другим;
  • почувствовать и выразить истинное сожаление;
  • признать, что извинения необходимы.

И советует следовать следующим правилам, которые помогают по-настоящему извиниться:

  1. Для законченного извинение необходимы два компонента: извинение и ответ.
  2. Извинение должно описывать проступок.
  3. Извинение должно содержать признание его масштабов. Иногда мы не чувствуем глубину обиды другого человека, и чтобы извинится по-настоящему должны прояснить это.
  4. Важно не начать обвинять другого в процессе извинения. Мы просим прощения за свою часть ответственности, не больше этого, но и не перекладывая ее на другого.

Если не следовать этим пунктам, то даже многословные и эмоциональные извинения могут остаться пустыми словами.

Принимая извинения, есть несколько вариантов реакции на него: принять извинение, отложить прощение, ожидая дополнительных извинений или не принять извинения.

Важно также помнить о нескольких моментах:

  1. Не прощать слишком легко, если вы не чувствуете, что готовы это сделать.
  2. Не «отыгрываться» на извиняющемся. Желание воспользоваться раскаянием для мщения приведет только к разрастанию обиды.
  3. Не принимать извинение с условием. «Я прощу тебя, если ты обещаешь никогда так не делать». Здесь прощение оказывается «купленным», «выторгованным», что нивелирует его суть.

В этом контексте также важно помнить о принципе «разделять личность человека и его действия». То есть, совершение каких-либо негативно окрашенных действий еще не значит, что человек сам по себе «плохой». Отсутствие такого разделения делает признание ответственности особенно тяжелым и иногда даже невыносимым. Как со стороны ребенка, так и со стороны родителя (если родитель вырос в среде, где проступок относился к личностной характеристике).

В этом частая проблема конфликтов родителей и детей. Когда родитель ругает ребенка за его проступок, он часто переходит «на личность». Например, «Ты получил двойку в школе, ты – бездарь, неуч, из тебя ничего хорошего никогда не получится!». В этой ситуации ребенку не дается возможности поправить ситуацию. И он часто ранится и закрывается, либо переходит в нападение, либо пугается, что от него отвернутся, и начинает пытаться сделать все, чтобы угодить. Тогда как более экологично было бы указать на проступок, свои чувства относительно него и при этом дать понять, что родитель все еще любит ребенка и верит, что тот может поправить ситуацию. «Ты получил двойку и меня это очень расстроило. Ты хочешь это поправить? Я могу тебе помочь».

Будьте искренними, давайте себе и другим право на ошибку и возможность ее поправить. На ошибках мы учимся и развиваемся, а умение просить прощения и прощать являются неотъемлемой частью личностного и духовного роста.

Любите друг друга, и цените каждое мгновение, проведенное вместе!

Ваша Анна

* В статье использованы материалы из книги Клода Штайнера «Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем». – Киев, ТОВ «НВП «Интерсервис», 2016.



Просмотров: 351
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Что я должна сделать, чтобы понять, кто я и никогда больше в этом не сомневаться?
  • Если сильно злишься. Как выражать агрессию, чтобы не вредить себе и другим
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Как сделать так, чтобы тебя поняли и правильно понять другого.
  • Почему мужчины могут оставаться в отношениями, даже если уже разлюбили
  • Почему хочется секса с другим партнером, даже если вы счастливы в отношениях
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Если трудно принять решение даже по мелкому поводу
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Что такое ошибка? Нужно ли прощать себе свои ошибки?
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Ошибки в распределении ответственности в воспитании ребенка
  • Обида на родителей: как простить, даже если их уже нет
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог
  • 5 типов родовых травм, которые влияют на нас, даже если мы этого не осознаем
  • Если мужчина не горит к Вам интересом даже в начале ваших отношений, то уже не загорится им никогда
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь