|
Право на отказ. Личностные границы.Автор статьи: Дарья Петровская (Грошева)
В прошлом году я занималась с девочкой двух лет и с ее мамой. Никаких проблем не было, просто развивающие занятия. Девочка на каждое предложение говорила "Нет", внимательно смотрела в глаза и брала в руки то, что я предлагала. Ребенок тренируется, пробудет сначала отказаться потому что имеет на это право. С тем, чтобы сказать "нет" во взрослой жизни возникают проблемы. Как часто вы сталкивались с тем, что отказать человеку старше по возрасту трудно, даже если его просьба вам доставляет неудобства? Как часто приходилось уступать потому что вы умнее/выше/порядочнее? Я вот, признаюсь, очень часто. Право на отказ отбирается у нас с воспитанием - вежливые и интеллигентные люди, например, должны быть добрыми, понимающими, отзывчивыми, но вместе с тем уходит и та живая энергия, которая содержится в отказе - бунт, протест, самовыражение. Удовольствие от добрых дел по принуждению специфическое: и бабушку через дорогу перевела, и очередь в банке уступила, хотя сама не успела в итоге, и последний рубль отдала нищему, чтобы он на него купил водки, и дома всех накормила, напоила, выслушала, а в итоге ложусь спать с больной головой и никто что-то мое добро мне не возвращает. Так начинается пренебрежение собой. Вернемся к случаю, описанному выше. Представим, что девочка говорит мне "Нет", а я ей в ответ: "Ты что? Разве так можно? Ты же на занятиях, я тебе предлагаю игрушку, а ты отказываешься.". Или по-другому "Как это нет? Ты что это удумала? Смотри какой мишка красивый, сейчас он с тобой играть будет, будет весело!". И уже не весело. Сначала ребенок расстроится, потом разозлится, но если не найдет поддержки, то постепенно замолчит и перестанет возражать, станет послушным, удобным, воспитанным ребенком. Но уже без той живой энергии, которая содержится в простом и искреннем "Нет". Что будет более экологичным? То, что я оставлю предложенную игрушку рядом с ней, а сама займусь другими делами, а увлечется она или нет - оставлю это решать ей самой. Мы часто навязываем свой интерес другим и, поскольку в мире взрослых сопротивления больше, то навязать что-то детям очень просто, даже и не заметив этого. Когда мы навязываем?
Это сложно, ведь у родителя много задач. Но дети так устроены, что они быстро растут и быстро впитывают то, что мы в них вкладываем. Чем больше мы им запрещаем, тем больше им хочется сломать преграды и интерес, который мог быть направлен на познание, учебу или творчество, фокусируется на том сопротивлении, которое нужно преодолеть, чтобы достучаться до взрослого и получить свою порцию уважения. Они сильные, крепкие, чудесные, добрые. Они воспринимают игру и беседу, они учатся уважению у нас и чем больше их уважаем мы, тем более честными они будут с нами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|