|
Крик или тишинаАвтор статьи: Дубровских Олеся Андреевна
Где-то за последний месяц тема «крика» всплывала у меня несколько раз. Из осколков таких случайных встреч сложилась мозаика с сюжетом картины Эдварда Мунка «Крик». Наша задача не подвергать психоаналитической интерпретации картину или самого художника. Как отмечал Фрейд в работе "Леонардо да Винчи: Воспоминание детства", "сущность художественной деятельности также недоступна для психоанализа". Мы постараемся услышать себя через картины. Мы смотрим на картину. И чувствуем, как в нашем теле что-то начинает неравнодушно пульсировать. Как только я вспомнила Мунка, то почти сразу получила арт-обстрел из различных криков. Так, в топологической заметке Валентина Бабиченко «О тишине» (https://vk.com/transfert_psychanalyse?w=wall-166892537_27%2Fall) прочитала фразу: «Доктор Лакан говорит - "крик взывает тишину к жизни"». Далее читаю в лекции № 1 у Жиля Делёза: «Некоторым образом, философ не тот, кто поет, а тот, кто кричит», «концепт есть форма крика». Да что ж все это значит, думала я… Решила обратиться практически к самим истокам, увлеклась чтением книги Рольфа Стенерсена «Эдвард Мунк». Рольф Стенерсен был одним из немногих людей, кому дозволено было самим Мунком приближаться и общаться с ним. Поэтому, полагаю, что ссылка на этот источник является достоверной. Итак, Стенерсен писал: ««Крик» — может быть, самая характерная картина Мунка. От нее веет всепоглощающим страхом. Она показывает, как краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека. Это сам Мунк, который однажды вечером вдруг почувствовал, что пейзаж его парализует. Линии и краски ландшафта двинулись к нему, чтобы удушить его. Он пытался закричать от страха, но не мог произнести ни звука. Он понял, что с ним что-то случилось, что нервы его перенапряжены. И все же не пошел к врачу. Хотел остаться в таком состоянии. Думал, что болезнь, натянутые нервы помогают ему писать. Он не хотел быть обычным обывателем, потерять свою особую характерность. Он хотел быть художником Эдвардом Мунком». С трудом сдерживаюсь, чтобы не закричать в попытках провести анализ автора и его произведений искусства. Ведь я же все знаю, мне же понятны его симптомы и паранойяльный страх преследования! Ну, правда же! Я прочитала не только одну, но еще и вторую, а еще около десятка статей про картину Мунка «Крик»! Я все-превсе знаю и кричу рассказать об этом! Стоп. Нет-нет, нужно всего лишь отвести взгляд от картины, нужно признать ее мистическую составляющую, жизненно необходимо замолчать вместе с безмолвным криком кричащей фигуры, пол которой определяется в разных источниках по-разному, и все же опять всем-всем рассказать поскорее о своих открытиях! И все же снова стоп. Взгляд направить на картину. Огонь заката, причем, мы сразу почему-то понимаем, что это именно закат. Наверное, потому что крик, надвигается темнота, воздух дрожит от галлюцинаций и уплотняется от потока воображаемого наполнения картины. Невозможно смотреть на эту картину долго. Хочется отвести взгляд. Картина смотрит. Картина сжигает. Единственной защитой от картины становится крик, крик как способ уйти от акта зрения и акта видения, которые сливаются в болезненное двуактное действие. Краски, цвет, сюжет, история создания картины, - все это до боли пронзает наш взгляд. И картина уже не становится экраном, который поглощает наше эмоциональное состояние, возвращая нам спокойствие и удовлетворение от созерцания произведения искусства. Мунковский «Крик» - картина иного свойства. «Крик взывает тишину к жизни»… Эта фраза Лакана также, как и картина Мунка, не дают мне покоя. Хочется их разгадать. Но получается либо скатиться в воображаемое наделение смыслом мунковского полотна, либо вообще какая-то ерунда. «Крик взывает тишину к жизни»… Как расставить знаки препинания? Каждый для себя может сделать это самостоятельно. Либо тишина, либо жизнь, либо крик. Картина «Мунка» дает подсказку к ребусу, в котором так важны знаки препинания. Без крика нет жизни, без жизни нет тишины. Без безмолвно кричащего субъекта нет огненного пейзажа, кудрявых фьордов и сказочных норвежских гор. Мне кажется, что картина Мунка не про «нравится» или «не нравится». Мунк пишет к надписи к картине: «Я почувствовал крик природы». Картина про чувства. Наверное, поэтому ее так тяжело смотреть, и, скорее всего, поэтому до того, как почувствовать звон тишины, следует услышать безмолвный крик. В нашем бешеном ритме жизни порой нет никакой возможности остановиться и закричать. И тем более, практически не осталось времени и места, чтобы услышать тишину. Постоянно посторонние звуки и присутствие. Аналитический кабинет является тем редким местом, где возможна тишина, где вероятность услышать пульсацию бессознательной жизни чуть выше. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|