Сижу и готовлюсь к родительскому собранию в гимназии. Думаю, что сказать родителям такого, что бы они разрешили детям жить. Вы улыбнулись или удивились?! Ну, жить не в том смысле жизни, а в смысле жить своей жизнью, перестали мешать реализовывать их детский потенциал. Перестали впихивать в них свои родительские ожидания и надежды.
Может так сложилось, но наблюдая за детьми того учреждения в котором я работаю, почему-то стала замечать или может, стала обращать внимание на то, что мы взрослые используем детей как статусное подтверждение своей состоятельности, своего положения и очень болезненно реагируют если дети не соответствуют или не подтверждают наши ожидания.
Почему то очень редко сейчас можно встретить адекватного родителя. Нет, вы не подумайте, что я ставлю диагнозы, отнюдь, просто адекватный в смысле здраво смотрящий на своего ребенка.
Все мы любим своих детей, во всяком случае, мой опыт жизни и общения со многими родителями это подтверждает, и все мы желаем своим детям благо. Только помните в Библии – «благими намерениями устлана дорога в ад». Вот так и в жизни получается, мы из благих намерений, но почему-то последнее время мне, кажется, еще и из несколько эгоистичных побуждений стремимся обеспечить своих детей самым лучшим, с нашей взрослой точке зрения. Мы совсем не интересуемся, чего хочет наш ребенок, его стремлениями, интересами – мы перестали слушать наших детей!
Наблюдаю, что в большинстве семей родители и дети живут как бы параллельно, и нигде нет точек пересечения. Почему так говорю? Потому что все чаще приходится встречаться с несчастными глазами детей, с пустыми глазами. Все больше родителей приходят с вопросом «что делать, ему ничего не интересно?» . А откуда интерес, если мы устроили его в ту школу, которую считаем лучшей, затем в лучший класс, затем к лучшему тренеру, потом вероятно будем устраивать в ВУЗ, на роботу «по блату», ну и естественно выберем жену или мужа подходящего по статусу. Где же свобода воли? Где проявлять свои способности, инициативу и интерес? Самые близкие люди все уже давно решили или решат по мере поступления проблем.
А ведь ребенок пришел со своим уникальным набором способностей! Да может он не математик у родителей математиков, и «не семи пядей во лбу» у «статусных» родителей, но он живой и со своими потребностями. И наша задача, задача родителей – быть рядом, помогать ему развиваться, а не решать за него как он будет развиваться и в какую сторону! Наша задача создать поле любви и веры в его уникальность, а не бросать его в океан конкуренции. Наша задача дать ему чувство безопасности, а мы учим его воевать. Наша задача научить его любить, дружить, а это невозможно сделать без доверия! А разве может идти речь о доверии к людям к жизни, в мире где «ты знаешь, чей ты сын или дочь и как должен себя вести, и какие оценки получать»?
Многие дети годами просят родителей забрать их из школы, которую ненавидят, а ненавидят потому, что в классе, где они обучаются, они просто НЕ МОГУТ в силу своих способностей заниматься хотя бы чуть- чуть так же как другие. Но родители оставляют, и просто страшно смотреть в глаза ребенка и видеть, как с каждым годом из них уходит радость и поселяется пустота (а часто злость, ненависть, недоверие и мн. др.) Хочется крикнуть: « Что же мы делаем с детьми?». Наше сумасшедшие амбиции взрослого мира, наши нереализованные желания, наше безумное стремление подогнать детей под наше статусное положение (дабы соответствовали…) или просто потому, что нам так УДОБНО – просто ломает детей, забирает у них интерес к жизни, корежит их душу, сеет в душах жестокость, толкает их в пустоту виртуального мира и мн. др.
Мы ведь можем помочь своим детям! Можем вернуть интерес в их души, просто начав их слушать. Слушать о том, чем они хотели бы заниматься, слушать, когда они играют в игры, спрашивать об их мечтах и ПОДДЕРЖИВАТЬ их самые глупые желания (в пределах разумного…). Насколько другим стал бы Мир, если бы в нем жили люди, которые занимались бы своим любимым делом и их окружали родные, которые гордились ими и просто их любили такими, какие они есть, без желания изменить, переделать, улучшить. Кто дал нам право лишать наших детей свободы выбора, кто дал нам право считать, что мы знаем лучше, что полезно для наших детей? В своей слепой родительской любви мы посягнули на самое святое – на свободу человека. Такого право у нас нет.
Я всегда буду благодарна своим родителям за то, что они всегда меня слушают и за то, что в важных для меня жизненных вопросах я делаю свой выбор всегда сама. Да, я спрашиваю их мнение, но решение - это всегда мое. Да, были ошибки, и родители предупреждали, но это мои ошибки. То чувство благодарности за то, что родители мне доверяют и верят в меня – оно гораздо больше. И поверьте, ошибки стоят того чувства родительской веры и поддержки, а так же уроков, которые я из них извлекла.
Очень хочется сказать всем родителям: милые, дорогие просто верьте в своих детей, любите их, будьте рядом (а не вместо или впереди), поддерживайте их начинания, их даже самый маленький интерес и СЛУШАЙТЕ, что они говорят и о чем просят! Придет время и они перестанут говорить – вот тогда беда. А пока просят футбол вместо пианино, или шахматы вместо танцев, карате вместо скрипки – помогите воплотить мечту и совсем не нужно шантажировать и покупать, лучше договориться.
Вот такая получилась статья. Наверное, похоже на крик души. Но очень тяжело видеть угасшие глаза детей и отсутствие понимания взрослых. А часто понимание приходит – но очень поздно. Хотя я оптимистка и верю в то, что спасти можно из любой ситуации … «Но если цветок сломан, можно вырастить новый корень, но это будет уже другой цветок».
Простите если кого-то задела, я лишь хотела, что бы мы задумались!
А вообще мне очень интересно ваше мнение. Может все не так мрачно и это мне только кажется, что описанная выше модель поведения является общей тенденцией отношения родителей к детям?
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.