|
Сексуальное разнообразие в групповой психотерапииАвтор статьи: Юшин Вячеслав Анатольевич
В данной статье утверждается, что сексуальность маргинальна в групповой психотерапевтической литературе и что сексуальное разнообразие, в частности, редко описывается непосредственно и глубоко. Отсутствует связь с современным признанием широкого круга сексуальных ориентаций и образа жизни. Отсутствие адекватного сексуального дискурса в групповой психотерапии потенциально создает теоретические и технические проблемы в работе с сексуальным разнообразием, и не в состоянии бросить вызов предрассудкам и порождает ненужную патологизацию. Секс и сексуальность может быть трудно обсуждать открыто в группах из-за повышенного личного характера индивидуальной сексуальности и ее склонности порождать стыд. Так как в сексе так много телесности и телесной фантазии, это может затруднять открытое обращение к теме секса в группе. Тем не менее, автор предлагает психотераптическую перспективу групповой сексуальности, основанную на его книге, «Группа как объект желания» (Nitsun 2006), которая оберегает групповой процесс, предлагая изменения в понимании и представлении сексуального разнообразия. Элементами этой модели являются: 1. Воплощение представления о групповой психотерапии, в которой телу должно уделяться больше внимания. 2. Признание эротического воображения. 3. Осознание группы в качестве свидетеля по отношению к проблемам близости и сексуальных связанности, и 4. Признание групповой морали, как оказывающей влияние на выражение сексуальных различий. В то время как некоторые могут возразить, что такая "свобода" будет стимулировать сексуальное отыгрывание, автор утверждает, что открытый дискурс о сексуальности в группе, вероятно, уменьшит, а не увеличит потенциал для сексуального развращения. Роль группового терапевта имеет решающее значение в обеспечении открытого и конструктивного диалога по поводу сексуальности. Автор является британским групповым аналитиком, который пишет о своем клиническом опыте в Великобритании и опирается на современные групп-аналитические и психоаналитические взгляды, удерживая критическую позицию по отношению к нормативной и конформистской тенденции некоторых аналитических традиций. Введение Разнообразие является ключевым вопросом в групповой психотерапии. Из всех психотерапевтических подходов, групповая терапия является самым близким по духу к разнообразным обществам, поскольку групповой подход, как правило, основан на множественном числе участников и разнице мнений (Thyssen, 1992). Тем не менее, проблема предубеждения, потенциально усугубляется увеличением разнообразия, и остается большой проблемой в терапевтических группах, как это имеет место в обществе в целом. Различные публикации выделили это и попытались решить возникающие трудности (Burman, 2002; Weegmann, 2007; Debiak, 2007), но не ясно, каким образом различные модели групповой психотерапии имеют дело с таким разнообразием. Это находит свое отражение в довольно редкой литературе по вопросам сексуальности и сексуального разнообразия в групповой психотерапии по отношению к взрыву интереса к сексуальности в средствах массовой информации и в Интернете. Похоже, мы живем в значительно более свободном и сексуально толерантном мире, чем существовал лишь несколько десятилетий назад. Но в некоторых отношениях это сложный сексуальный выбор и поведение людей, а также взгляды общества, и очень важно, чтобы наши психотерапевтические подходы в полной мере учитывали эти изменения. Я утверждал (Nitsun, 2006), что сексуальность и близость являются важными субъектами в групповой терапии не только потому, что они играют такую важную роль в жизни людей, а потому, что сама группа усиливает открытость в отношении этих предметов. Одной из причин, почему люди боятся и сопротивляются в группе, является беспокойство по поводу близости, в плане отношений как снаружи, так и внутри группы. Я предположил, что группа с выраженными анти-групповыми тенденциями (Nitsun, 1996), вероятно, будет той, в которой интимность и сексуальность не может быть открыто изучена и что, наоборот, диссоциация и подавление сексуальности в группе способствуют формированию анти-группы. Следовательно, "группа как объект желания" представляет собой группу, в которой имеется достаточное доверие и безопасность свободно участвовать в сексуальном дискурсе, в том числе и о различных формах сексуального разнообразия. Фон Я начинаю рассмотрение сексуальности в групповой психотерапии, противопоставив индивидуальные психотерапевтические/психоаналитические и групп-аналитические/групповые психотерапевтические традиции: Как сексуальность рассматривается в этих двух традициях и как они подошли к теме сексуального разнообразия? Относительное пренебрежение сексуальным разнообразием в групповой психотерапии отражает более широкую проблему - акцентирую внимание, как я это вижу, на сексуальности в более общем плане в нашей области. Это тема, которая редко появляется в любой специальной литературе по группам. Например, Ялом, в его всеобъемлющих текстах по группам, едва затрагивает эту тему и в групп-аналитическом поле, которое является моей специальной областью, этот предмет редко появляется в литературе. Это любопытная ситуация, если сравнивать с отдельными психоаналитическими или психотерапевтическими подходами, где секс признан главным дискурсом, хотя и в нормативном плане. Для того, чтобы осмыслить расхождения, и их последствия для теории и практики группы, я кратко взгляну на психоаналитический фон, который до сих пор влияет на некоторые аспекты текущего психотерапевтического мышления, а затем рассмотрю более полно сексуальность в групповой психотерапии. Сексуальность в психоанализе Психоанализ родился в результате взрыва интереса и споров по поводу сексуальности. Сексуальность была покрыта тайной и лицемерием в конце 19-го века в Вене, что поразило Фрейда и он увидел в этой тайне и лицемерии основу многих проблем, представленных в терапии. С тех пор, сексуальность сохранила доминирующее положение в развитии психоанализа. Но есть неясности и противоречия в этом развитии. Здесь я выделил некоторые из отличительных черт и противоречий в психоаналитическом дискурсе о сексуальности, а не только как критику психоанализа в своем основании, но и в качестве основы, в рамках которой мы могли бы рассмотреть требования значимого и полезного подхода к сексуальности в групповой терапии: 1. Хотя существует большое теоретическое внимание к сексуальности в индивидуальной психотерапевтической / психоаналитической традиции, нет большой ясности в вопросе о том, как это выражается на практике. Телесный аспект сексуальности может затруднять общение и обмен между терапевтом и клиентом. Путаница в этих вопросах осложняется озабоченностью в последние несколько десятилетий о сексуальных домогательствах между врачом и пациентом, возникающие в кабинете: в настоящее время существуют более строгие правила и меры наказания. Эта напряженность может быть причиной того, что акцент на сексуальности в психоаналитической практике убывает и имеет место ситуация, описанная Манном (2003) как "десексуализация психоанализа". 2. В психоанализе с самого начала был принят нормативный подход к сексуальности. Сам Фрейд считал бисексуальность и раннюю полиморфную сексуальность как естественную, описывая, как эти тенденции должны были быть подавлены, чтобы соответствовать социальным ожиданиям. Тем не менее, все чаще психоанализ представляет собой социально-конформистскую позицию по отношению к сексуальной разнице. Это оказало большое влияние на восприятие и понимание сексуального разнообразия, с наиважнейшим акцентом на извращениях, точке, к которой я вернусь позже. 3. В результате этих событий случилось так, что психоанализ парадоксальным образом оказывал одновременно либеральное и сдерживающее влияние - либеральное постольку, поскольку он снял покров с сексуальности, но сдерживающее, поскольку оно отражает ортодоксальные социальные нормы и, как правило, патологизирует большую часть сексуального разнообразия. Сексуальность в групповом анализе и групповой психотерапии Почти противоположная ситуация имеет место в групповой психотерапии. В то время как психоанализ насыщен сексуальностью, в групповой психотерапии, в том числе групповом анализе, отмечается почти полное отсутствие какого-либо дискурса о сексуальности. Существует очень мало статей об этом, и еще меньше ясности в вопросе о том, как она рассматривается на практике. Фоулкс, основоположник группового анализа, ставил ограниченный акцент на сексуальности и, в соответствии с тем, что он написал около 50 лет назад, принимал консервативные взгляды того времени. Точно так же в США, где есть гораздо больший диапазон групповых психотерапевтических подходов, сексуальности, тем не менее было уделено сравнительно мало внимания. Это привело к следующей ситуации: 1. Сексуальность в целом и сексуальное разнообразие, в частности, были отодвинуты в групповой психотерапии. 2. Отсутствие адекватной основы для рассмотрения сексуальности в группе создает двусмысленность и неопределенность в том, как справиться с ней на практике. 3. Отсутствие дискурса может привести к некритическому поглощению ценностей и норм, касающихся сексуального разнообразия, с небольшим количеством споров о его значимости и смысле в групповой психотерапии. Учитывая эту неудовлетворительную ситуацию, куда мы движемся? Изменение ландшафта сексуального разнообразия В течение последних нескольких десятилетий произошли значительные изменения в сексуальных нормах с гораздо большей открытостью в сексуальном разнообразии. Непонятно, как психотерапевтические подходы поспевают за этими изменениями. В этом разделе, я рассматриваю три альтернативные точки зрения на сексуальное разнообразие и как они постепенно приводят к более открытой и гибкой современной точке зрения, но с остатками предрассудков все еще присутствующей в психотерапевтической практике. Разнообразие как извращение Здесь я вернусь к психоаналитическому акценту на извращении. Я согласен с мнением Мюриель Димен (1995), которая утверждает, что психоанализ с самого начала находился под влиянием того, что она называет "Дискурсом природы." Фрейд, пишущий во времена Дарвина, находился под влиянием биологии и репродуктивной выживаемости, в рамках которых "нормальная" сексуальность определяется в терминах генитального гетеросексуального полового акта. Сексуальные предпочтения за пределами этого биологического зрения, как правило, интерпретируются как извращения. Хотя сам Фрейд имел творческие способности к восприятию сексуальности в ее самых разных формах, его последователи конкретизировали понятия извращения и в течение многих десятилетий сексуальное разнообразие было обычно патологизировано. Это подкреплялось сильными консервативными взглядами в психиатрии, отождествляемыми с Крафт-Эббингом, и отраженными в идентификациях и классификациях извращений, основанных главным образом на гетеросексуальных предположениях. С этим была связана сильная тенденция в психоанализе проводить резкое разделение в роли полов, так что мужественность и женственность были определены в оппозиции друг к другу и гендерные различия рассматривались как полярности. Эта тенденция была усилена преобладанием эдипова комплекса в качестве объяснения полового развития, так как разрешение комплекса в обычных терминах рассматривается как идентификация с родителем одного пола и желание родителя противоположного пола. Сочетание этих влияний привело психоанализ не только к теории, отражающей и усиливающей социальную ортодоксальность, но и к подходу к лечению, где подчеркивается гетеросексуальная установка. Есть много сообщений в литературе 20-го века, где гомосексуалисты обоих полов чувствуют себя в психотерапии непонятыми и патологизированными (O'Connor и Ryan 1993). Разнообразие как норма Направление начало меняться, когда женское движение и гей-освободительное движение 1960-х годов начали оспаривать многие из этих предположений. Естественность женской сексуальности и сексуального влечения людей к членам того же пола стали ключевыми позициями в этих движениях, подрывали стереотипы и предрассудки, которые властвовали на протяжении многих лет. Постмодернистское мышление позднего 20-го века при содействие таких писателей, как Фуко и Деррида, привели к децентрализации сексуальности субъекта от его обычного понимания единичной идентичности к разнообразию между отдельными людьми и внутри каждого отдельного человека. Общество, а не биология, все чаще рассматривается как конструктор и посредник сексуальных норм и они, как таковые, могут быть подвергнуты сомнению. В конце 20-го века и в начале 21-го века произошли достижения в области репродуктивных технологий, что привело к новым способам рождения детей, независимо от необходимости гетеросексуального полового акта (Raphael - Leff 2010). Это еще больше снижает биологическую необходимость в качестве критерия абсолютной половой зрелости и добавляет содержательность и открытость по отношению к более широкому кругу сексуальных предпочтений. Последствия этого в последнее десятилетие или два были драматичными. Возьмем, к примеру, гражданское признание гей-партнерства в браке - то, что только 5 или 10 лет назад рассматривалось как невозможное и что в настоящее время распространено в ряде стран мира. Разнообразие как эксперимент Если эта тенденция в 20-м веке движется в сторону большего удовлетворения сексуального разнообразия, посредством интеллектуальных и социальных движений, которые я описал, реальное расширение разнообразия пришло через явление, которое изменило нашу культуру во многих отношениях - через Интернет. Расширяя наши знания о сексуальности и открытие сетей связи между людьми разных вероисповеданий, Интернет показал и создал огромный ландшафт сексуального разнообразия. Интернет обслуживает людей всех мыслимых сексуальных предпочтений. Это создало свои собственные проблемы, в том числе более широкие возможности для отыгрывания опасных или деструктивных форм сексуальности. Но, в целом, Интернет помогает унифицировать и нормализовать большие области половых различий, которые ранее оставались тайными. Другой способ, в котором интернет поощряет признание сексуального разнообразия идет путем создания виртуальных отношений. Опять же, это может быть сомнительной ценностью, учитывая отступление виртуальных отношений от реальных, но они позволяют иметь больше элементов игры в сексуальном репертуаре индивидов и облегчают различные сексуальные возможности. Это воплощается в создании альтернативных идентичностей, сексуальных и иных образов - также известных как аватары - которые являются неотъемлемой частью интернет-движения, такого как Second Life, виртуальной вселенной, в которую вовлечены многие миллионы людей и которая открывает возможности для фиктивной, но убедительной сексуальной жизни. Результатом всех этих изменений в конструкции и представлении сексуального разнообразия является то, что психотерапевты в настоящее время сталкиваются с совершенно иным сексуальным ландшафтом, чем всего лишь 10 или 20 лет назад. Для групповой психотерапии это представляет особую проблему. Группа по вопросам культуры, естественно, склонна к разнообразию; большинство психотерапевтических групп состоит из представителей разнородных популяций и оценивает это многообразие как разнообразие в качестве условия для роста и изменений. Тем не менее, учитывая отсутствие сексуального дискурса в групповой психотерапии, как нам решить текущую ситуацию? продолжение следует... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|