|
Пора заколотить долгий ящикАвтор статьи: Шамина Екатерина Александровна
Как часто Вы откладываете дела на потом, порою вообще никогда к ним больше не возвращаясь? Знакомы ли Вам понятия прокрастинации и самой обычной лени? В этой статье я хочу описать те способы, которые лично мне помогают справляться с ленью и успевать как можно больше из нужного и желаемого. Прежде чем читать далее, я хочу попросить Вас запомнить одно правило, которым я руководствуюсь. Без соблюдения этого правила все дальнейшие рекомендации, как показывает практика, абсолютно бесполезны. Необходимо внимательно и уважительно относиться к своим желаниям и потребностям, в любом деле ориентируясь в первую очередь на них, а не на требования извне. Ваша жизнь и все, что Вы делаете, в первую очередь должны приносить Вам удовольствие, приятные ощущения и радостные воспоминания.
Итак, что мне помогает «повышать личную эффективность»: 1. Ежедневник. С ним я практически не расстаюсь. Во-первых, он помогает ничего не забыть и не упустить из того, что нужно сделать. Тем самым он снимает изрядную част напряжения, Вам не нужно постоянно переживать. Во-вторых, он помогает планировать дела и распределять нагрузку. Я предпочитаю руководствоваться принципом из анекдота: «Как Вы отдыхаете? Да я не напрягаюсь…». Для того чтобы научиться комфортно для себя распределять нагрузку нужно время, в течении которого Вы изучаете себя, свои желания, умения и т.д. Поэтому вполне нормально, если не все из запланированного выполняется, особенно в первое время или при изменении каких-либо жизненных обстоятельств. В-третьих, и это главное, ежедневник позволяет отслеживать Ваши успехи. Обратите внимание, именно успехи, а не то, что не успели, недоделали и т.д. Идея того, что у Вас что-то не получается, не мотивирует развиваться, она мотивирует только бросить это бесполезное занятие, все равно ничего не получается. Положительное подкрепление в виде гордости за себя, отслеживания своих успехов и даже простых приятных событий дает Вам силы и вдохновение двигаться дальше. Обязательно почитайте книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку». Она гениальна в своей простоте, но на мой взгляд, эта одна из тех книг, которую обязательно в своей жизни должен прочитать любой человек. 2. Разработайте систему поощрений, за выполненные дела. Я вот за каждое дело рисую в ежедневнике сердечко. Если какое-то дело было лично для меня трудным, но я его все же выполнила, то могу поставить даже несколько сердечек. 10 сердечек = 1 приятная для меня вещь, например, новые туфли, книга, день в лесу. Поощрение может быть любым, главное чтобы лично Вам оно доставляло удовольствие.
Зачем это? Согласитесь, неприятно работать, если Ваши услуги не ценятся, а зарплата не платиться, правда? Сердечки помогают мне оценивать силы и энергию, вложенные в то или иное мероприятие, а также выплачивать себе «зарплату». Если Вы не замечаете, сколько энергии у Вас уходит на выполнение дел и ничего приятного не получаете в замен, силы уходят в пустую. Вы только отдаете и рано или поздно появиться ощущение опустошения. Умейте замечать даже незначительные вложения, именно через простые мелочи мы теряем больше всего сил, даже не замечая этого. Что нам субъективно кажется дороже: торт за 1000 рублей/2 кг или пирожные за 250 рублей/400 гр.? Пока мы ориентируемся на то, сколько тратим, то торт будет восприниматься как дорогой, отдать 250 рублей легче и незаметнее. Но если отталкиваться от того, что и сколько нам нужно, все меняется (подсказка, посчитайте стоимость грамма каждого изделия). Кстати, деньги из кошелька вытекают по тому же принципу. 3. В ежедневнике я отмечаю все, что мне нравится, что меня радует и интересует. Приятное знакомство, неожиданный комплимент, интересное событие – сердечко. Отдельная страница для книг, которые хочу прочитать, еще одна – для фильмов и сериалов, которые мне нравятся. Ежедневник – это резюме Вашей жизни, важно, чтобы он напоминал Вам, что Вы живете для себя и умеете получать удовольствие от жизни. Эти странички, отражающие то, что я люблю – кладовая ресурсов. Когда у меня плохое настроение, я устала или расстроена – я обращаюсь к ним, чтобы почерпнуть сил. 4. Не все, что нужно сделать, нужно делать как можно скорее. Поэтому у меня есть отдельная страница для того, что нужно сделать когда-нибудь. Если планы отменились, у меня есть время и желание чем-то заняться, а другие дела уже выполнены или не хочется их делать сейчас – я обращаюсь к этому списку. 5. Работа над ошибками.
В конце каждой недели я оцениваю, что я не сделала из запланированного и почему. Если не успела – стараюсь на следующей неделе планировать меньше, я явно переоцениваю свои силы. Если не захотела или было лень, исследую, почему так произошло. Возможно, это дело не так важно лично для меня, навязано из вне и без него вполне можно обойтись, тогда я не буду его делать и не буду ругать себя за это. Возможно, оно навязано, но необходимо, тогда можно попробовать его перепоручить кому-то. А может быть, оно важно, хочется его выполнить, но почему-то страшно или не хватает знаний, умений. И это отдельная тема для работы и исследования себя. Здесь главное осознавать, почему ты поступаешь тем или иным образом, что тебя останавливает, а не следовать чужим критериям успеха. Работа над ошибками в этом случае не означает, что в следующий раз ты сделаешь больше. Она означает, что в следующий раз ты будешь действовать, исходя из своих интересов и желаний, и будешь получать от этого удовольствие. 6. Лучший отдых – это смена активности. Как-то, чтобы упорядочить все направления, в которых работаю, я пыталась выработать расписание: один день посвящен психологии, другой бизнесу (угораздило меня быть генеральным директором и заниматься недвижимостью), другой день для дома и т.д. и т.п. Не пошло, часто возникали срочные дела, которым было на мое расписание плевать. Сейчас на этом не зацикливаюсь, так мне проще и интересней. За день приходиться менять несколько ролей, зато и впечатлений от дня больше. Есть ощущение насыщенности жизни, а рутина кончилась. Составляя список дел, я ориентируюсь на свое состояние, настроение, загруженность. И стараюсь ни в какое дело, направление не нырять с головой. Всегда должны быть запасные варианты (хобби, интересы, сферы деятельности) к которым Вы можете при необходимости обратиться. 7. Есть великое закон Парето или принцип 20/80. Почитайте о нем, если интересно. В моем случае он выражается как 20% дел – это то, что сделать НАДО, не важно, хочется или нет, а 80% - то, что хочется сделать, не важно, нужно это или нет. Вы живете свою жизнь и имеете право жить ее для себя, а не только для других. Если у Вас в жизни больше обязанностей, чем того, что хочется, стоит обратиться к психологу, пока не довели себя до полного истощения или чего еще хуже. 8. Всегда планировать минимум. Я убеждена, что ожидания лучше превосходить, чем не оправдывать. Но делать это не за счет титанических усилий по преодолению себя и попыткам прыгнуть выше головы. Планируйте минимум задач, без выполнения которых у Вас может появиться ощущение, что день прожит зря. Остается время и силы – сделайте чуть больше.
9. Делегируйте полномочия. Как говорила моя преподавательница по бизнесу, успешный руководитель не тот, кто много всего делает и все успевает, а тот, кто сидит и плюет в потолок. Потому что последний смог настроить систему, процесс работы так, что без его непосредственного участия и постоянного контроля все работает, как швейцарские часы. Находите единомышленников, помощников, используйте ресурсы людей, которые рядом с Вами. Поверьте, близкие оценят, если Вы обратите внимание на их умения и преимущества перед Вами и попросите о помощи. Главное, чтобы эта просьба исходила из доверия и веры в силы и способности этого человека. Тогда и без контроля он будет стараться сделать все как можно лучше. 10. Забудьте о том, что нет предела совершенству. Не пытайтесь стать лучше, способней, успешней. Старайтесь просто заботиться о себе и защищать себя. Тогда успех и самосовершенствование придут сами, но в том виде, в каком они нужны именно Вам, а не людям вокруг, навязывающим свое мнение и представление о счастье.
Почему то правило так важно? Потому что Вам не захочется тянуть и откладывать то, чего Вы хотите всей душой, от чего горят глаза и появляется радость. Наоборот, Вы будете стараться сделать это как можно скорее и побольше, и чтобы не кончалось. А если постоянно откладываете, возможно, это желание не Ваше и Вам самим совсем не нужно. Так зачем тратить на него время и силы?! Как определить, Ваше ли это желание? Что делать, если не Ваше, но сделать нужно? И как воплотить в жизнь то, что Ваше, но пока не получается?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|