Формула поиска профессионального призвания

 Формула поиска профессионального призвания

 

Я решил раскрыть тему поиска профессионального призвания, рассказав свой личный опыт выбора профессионального пути и те универсальные идеи, которые я вынес из этого опыта и которые находят подтверждение в психологической науке и практике.

В настоящее время интенсивность трудового процесса такова, что люди, у которых нет предрасположенности и интереса к выбранной профессии, просто не выдерживают нагрузок.

Андрей Серов “Интервью с PR-советником”


Мой опыт интересен тем, что я нашел свое призвание далеко не сразу и поиск этот был не самым простым.
Я серьезно задумался над тем, кем работать довольно рано. В старших классах школы, прочитал на эту тему пару книг, прошел несколько профориентационных тестов, какие нашел в книгах, ну и просто много размышлял над этим и пытался определить для себя какие профессии мне наиболее интересны и, что также немаловажно, к каким из них у меня есть способности.
К моменту окончания школы, решил, что наиболее подходящая для меня профессия - это профессия журналиста. Во всяком случае я точно знал, что это профессия должна быть связана с психологией человека, мне был интересен внутренний и социальный мир людей, там я видел наилучшее приложение своих сил.

Много позже я понял, что не смотря на то, что профессиональный интерес журналиста и психолога - это человек во всем многообразии его жизни и деятельности, между этими двумя профессиями есть принципиальная разница. Интерес журналиста прежде всего связан с социальным существованием человека. Он исследует социальные, экономические, политические, то есть внешние причины тех или иных явлений и их последствий. Психолога же интересуют внутренние, психологические причины и следствия поведения человека и существования общества. Тогда я не понимал этой разницы. Но поскольку с профессией журналиста так или иначе был знаком, в отличии от того, чем занимается психолог, я и остановил свой выбор на ней. Кроме того, на тот момент я еще больше хотел стать писателем (что уже существенно ближе к психологии), но, как и многие с похожими интересами, смешивал это с журналистикой. Но обязательным условием поступления на факультеты журналистики было наличие пяти и более статей, уже опубликованных в печати (пусть даже в “Школьной газете”). Статей у меня не было, других вариантов “куда пойти учиться” тоже.

Тогда мне помогло определиться тестирование в центре “Гуманитарные технологии” при МГУ. Он и сейчас, кстати работает, так что рекомендую. По результатам профориентационного тестирования по методике “Профориентатор” и после консультации с психологом там же, выходило, что наиболее подходящая для меня профессия - это врач-психотерапевт. И по склонностям и по способностям. Хотя я и не видел себя психотерапевтом или психологом, но я чувствовал, что психология близка моим интересам и все лучше, чем в армию, а там посмотрим. И я пошел обучаться на психолога.

Не так давно я узнал, что исследование прогностической валидности психодиагностической методики «Профориентатор», проведенное центром в 2009 году, показало, что 91% старшеклассников, которые учитывали рекомендации, основанные на результатах тестирования по этой методике, обучаясь в настоящее время по рекомендованной специальности, довольны своим выбором. По контрасту, школьники, которые выбирали профессию под давлением жизненных обстоятельств, вынужденно либо случайно, «методом проб и ошибок», крайне редко следовали рекомендациям психологов-профессиоведов. В итоге доля довольных своим выбором в этой группе студентов гораздо ниже и составляет 64 %.

Таким образом можно сформулировать

 

Первый элемент “формулы” –

Пользоваться помощью психологов, проходить тесты по профориентации
- это действительно работает.

 

Профориентационная помощь психолога перекликается с идей наставничества, которую высказал в своей книге "Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии" известный специалист в области образования и развития творческих способностей Кен Робинсон. Робинсон пишет: "У человека может быть настоящий дар к определенному стилю музыки или к игре на конкретном музыкальном инструменте. Например, именно на гитаре, а не на скрипке. И только на акустической, а не на электрогитаре. Насколько я знаю, не существует ни одного теста, ни одной компьютерной программы, которые могли бы выявить подобные тончайшие оттенки личных предпочтений, отличающие простой интерес от потенциальной горячей страсти. Наставник, который уже нашел свое призвание и  обладает должным опытом,  как раз  может  это сделать. Наставник замечает малейшие вспышки интереса и удовольствия и может помочь ученику выявить конкретные нюансы в той или  иной сфере деятельности, которая более всего соответствует его способностям и предпочтениям."

Во время обучения на психолога, я продолжал поиск профессионального призвания, потому что по-прежнему не видел себя в этой профессии. Были периоды, когда я возвращался к писательству, начинал писать, но постепенно интерес к этому угасал. Возвращался к журналистике, снова писал, пытался публиковаться, но и здесь не получалось. После обучения, я попробовал себя в качестве торгового представителя (ну это была работа по необходимости), контент-менеджера и по-совместительству переводчика и бизнесмена (с другом мы пытались два раза создавать разные интернет-бизнес-проекты). Последний проект был уже запущен в полной мере, но у меня к нему совершенно пропал интерес, я мог только заставлять себя заниматься им.

Те не менее, сколько бы вам не пришлось пробовать себя в реальной работе по интересной вам специальности, только таким образом можно точно сказать, подходит она вам или нет.
Когда мы что-то себе представляем, мы это делаем из настоящего нашего состояния, обладая знаниями, которые у нас сложились на основании предыдущего опыта. Мы как бы моделируем то, как мы будем работать, чувствовать себя на этой работе, что будем получать и какие сложности преодолевать. Но складываем мы эту внутреннюю модель из кирпичиков того опыта, который у нас уже имеется и поэтому если у нас просто нет определенной перцептивной информации, мы заменяем ее тем, что есть. Если мы никогда не видели красного цвета, мы заменяем его оранжевым, что согласитесь не одно и тоже. И вот у нас складывается во многом иллюзорное представление о профессии, которая нам интересна. Проверить эту иллюзию можно только непосредственно оказавшись в той ситуации, о которой вы себе столько навоображали. И только тогда вы поймете ваше это или не ваше (что, например, подтверждают научные изыскания Даниеля Гилберта, которые отражены в его книге “Спотыкаясь о счастье”).

 

Второй элемент “формулы” –

пробовать себя в непосредственной работе по интересной вам профессии

 

Попробовать себя в качестве психолога-консультанта мне посчастливилось еще во время учебы, на третьем курсе. Было это в тренинговой форме в процессе обучения в институте. Мы, студенты, смотрели со стороны как консультирует наш преподаватель, а потом пытались психотерапевтировать друг друга. В результате я разочаровался - я подумал, что это же так тяжело выслушивать от других об их психологических проблемах. А потом еще и помогать каким-то образом. Сейчас я понимаю, что на тот момент я действительно был не готов к этой работе, еще продолжалось мое личностное формирование. В западных странах и в ведущих учебных заведениях в нашей стране практической психологии, психотерапии обучают после 28 лет. Профессия психолога относится к профессиям, где требуется определенная личностная зрелость. Поэтому, если вы не можете найти себя, может быть требования к профессии, которая вам наиболее подходит, включают и этот не очевидный момент. Например, это может быть профессия преподавателя (особенно ВУЗа), писателя, судьи, президента страны, в конце концов...

Кроме того, есть предположение, что до своего призвания нужно психологически дозреть. Кто-то психологически, личностно, духовно готов к реализации себя на выбранном пути раньше, кто-то много позже. Существуют и вовсе экстремальные случаи. Например, история скандинавской пенсионерки Сигридур Нильсдоуттир, которая начала сочинять музыку в возрасте 70 лет, записала больше 60 альбомов  и вдохновила своим подходом к творчеству многих исландских музыкантов. О ней сняли в 2012 году фильм “Бабушка Lo-Fi”. Многие рано опускают руки, не готовы к собственно поиску своего призвания. Или даже приобретают убеждение, что никакого такого “призвания” и в помине нет, а есть только работа. Тяжелая, скучная, только из-за необходимости зарабатывать деньги.

И также не нужно забывать, что человек может реализовать себя в нескольких областях. И даже добиться в них значительных успехов. Как по этому поводу написал тот же Кен Робинсон: "По моему  опыту, одна из важнейших причин того, что масса людей отказывает себе в наличии творческих способностей, очевидна – они просто не нашли своего средства самовыражения."

Самое основное, что останавливает многих на пути поиска своего призвания - это различные страхи. Страх перед неизвестным будущем, страх остаться на социально-экономической обочине, страх упустить драгоценное время, страх не выиграть в профессиональной конкуренции и т.д.. Сознаваемые и нет страхи встают плотной стеной на пути к тому, чтобы найти свое дело. И сделать ничего другого с ними нельзя, кроме как выявлять их один за другим и развенчивать, выводить на чистую воду, подвергать рациональному просеву, тому насколько они соотносятся с реальностью. Обычно все наши опасения иррациональны и не выдерживают проверку разума. Но при этом, конечно, остаются риски, на которые придется решиться, если вы хотите дать себе шанс самореализоваться как профессионал своего дела.  Хорошо по теме высказался известный рок-музыкант Ди Снайдер: "По-моему, слишком многие продают себя задешево. А все потому, что боятся чуть-чуть рискнуть, - им кажется, что это поставит под удар все их предыдущие достижения, нарушит привычную монотонность жизни, в которой они научились находить удовольствие."

 

Третий элемент “формулы” -
Упорно и терпеливо искать то, что подходит именно вам

 

Когда я передумал быть психологом, я вновь вернулся к этому выбору только через пять лет. Постепенно ко мне пришло осознание, кем я хочу быть. С одной стороны оно пришло естественно, как бы само по себе. Я случайно обнаружил, что консультирую, провожу именно психологическую консультацию по переписке со своей знакомой. Понял, что мой интерес всегда так или иначе выстраивался вокруг психологии человека, что на мир я смотрел, что называется, глазами психолога (о чем я писал в самом начале), а мое мировоззрение выражено психологизировано. Что, оказывается, не всем людям интересна анатомия и физиология человека, общая и возрастная психология, мотивы и причины этих мотивов и так далее. Это правда меня удивило, потому что я и не подозревал, что это особенности моего восприятия, а не все люди так воспринимают мир - иллюзия, которая с нами остается всегда, какими бы опытными мы не становились.
Когда я это осознал, я быстро вернулся в свою основную профессию, благодаря второму правилу - я сразу стал пробовать консультировать (ну прежде, разумеется, освежив свои институтские знания и подготовившись дополнительно). И постепенно утвердился на профессиональном пути психолога-консультанта.

 

Четвертый элемент “формулы” -
Решайте ваша ли это профессия не рациональным рассуждением, не логикой и доводами рассудка, а сердцем, интуицией, вашим внутренним голосом, ориентируясь на собственные ощущения и чувства

 

Это не так сложно, как может показаться. Вы начинаете работать по интересующей вас профессии (или если не можете работать, для этого нужно, например, образование, то устраиваетесь в компанию на другую должность, но с возможностью непосредственно наблюдать за работой специалиста) и прислушиваетесь к своим ощущениям, чувствам, внутреннему голосу - ваше это или нет, испытываете ли вы удовольствие от выполняемой работы, от результатов этой работы, радуетесь ли, идя на работу и чувствуете ли себя хорошо,  приходя домой после рабочего дня.

Вот что по этому поводу пишет психолог Наталья Викулина в своей книге "Призвание. Как найти себя во взрослой жизни": "Если дело тебе нравится и вдохновляет, делает тебя счастливым, если в нем проявляются твои способности, если время для тебя летит незаметно, а окружающие высоко ценят результат твоей работы – значит, наверное, это и есть твое призвание". И уже упоминавшийся Кен Робинсон: "Занятие любимым делом наполняет нас энергией, даже когда мы физически утомлены. Скучное и неинтересное дело может довести нас до изнеможения за считанные минуты, даже если мы начнем им заниматься на пике физической активности и душевной бодрости. Это один из ключевых принципов пребывания в своей стихии и одна из главных причин, по которым обретение своей стихии жизненно важно для каждого человека. Люди, создающие для себя обстоятельства, которые ведут к их пребыванию в зоне интереса, черпают из первичного источника энергии. И это в буквальном смысле делает их более живыми."

Если вы чувствуете, что это оно, то, чем вы хотите заниматься всю жизнь (или существенную ее часть), то дальше уже можно включать рассудок и просчитывать перспективы в выбранной профессии. Но осмелюсь утверждать: если это ваше дело, то вы практически неизбежно станете классным специалистом и будете реально востребованы у людей, тропа к вам не зарастет, на вас будет работать "сарафанное радио", вас будут рекомендовать, а значит и деньги придут, и уважение людей, и прочие приятные бонусы.

Почему так важно работать по своему призванию? Я отношу этот фактор к одному из трех обязательных “слонов”, на которых базируется счастье каждого человека. Еще два “слона” - это здоровье и отношения с близкими людьми. И это помимо “черепахи” (если продолжать аналогию), на которой эти “слоны” стоят - сознательного желания быть счастливым и последовательного проведения этой позиции в своей жизни.

Только, если вы работаете по своему призванию можно регулярно, ежедневно достигать состояния "потока" - оптимального состояния внутренней мотивации, при которой человек полностью включён в то, что он делает. Автор этого понятия американский психолог Михей Чиксентмихайи в интервью журналу «Wired» описал поток следующим образом: “Быть полностью вовлечённым в деятельность ради неё самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Всё твоё существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе.” (подробнее см. книгу М.Чиксентмихайи “Поток: психология оптимального переживания”). Это состояние полной сосредоточенности внимания, которое перерастает в ощущение экстаза, чувство ясности, что вы делаете сейчас, знание, что это дело выполнимо, вы теряете ощущение времени и себя, своих потребностей. И вот тогда появляется внутренняя мотивация - сам процесс этого занятия является достаточным, чтобы у вас было желание им заниматься. Каждый так или иначе знаком с сотоянием потока. Но хитрость состоит в том, чтобы за это еще и деньги платили.

Чтобы попасть в состояние потока, задача, стоящая перед нами должна быть достаточно сложной, а мастерство выполнения подобной деятельности хорошо развито. Чего можно достичь только в процессе профессиональной деятельности. Мастерство развивается при больших затратах времени и сил в определенной профессиональной области. Психолог Андерс Эриксон даже подсчитал эти временные затраты - 10 000 часов практики в выбранном деле. Малкольм Гладуэлл в своей книги "Гении и аутсайдеры" цитирует по этому поводу невролога Даниеля Левитина: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми — композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов, отпетых уголовников и так далее, — это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов — примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию». И здесь у меня возникает просветляющий вопрос - вы смогли бы практиковаться в чем угодно столько времени, делая это не механически, а в постоянном развитии, ставя новые задачи, непрестанно повышая свои ЗУН (знания-умения-навыки) без отсутствия выраженного интереса, наличия способностей (без того, чтобы у вас получалось)  - без призвания к этому занятию?

Согласно исследованиям голландского психолога Вильмара Шауфели (лекция “Увлеченность сотрудников” в Высшей школе экономики 29.10.2013), установлена однозначная связь между психическим и физическим здоровьем, успешностью сотрудника и степенью его увлеченности своей работой. Те работники, которые выраженно не удовлетворены своей работой, но им приходится себя постоянно заставлять выполнять свои обязанности часто эмоционально выгорают.
Поскольку работа занимает минимум треть нашей жизни, сложно быть счастливым, если приходится постоянно заставлять себя выполнять свои профессиональные обязанности, а удовлетворение от всей этой деятельности исчерпывается только регулярно выплачиваемой зарплатой и удобным креслом с чашкой кофе под рукой.

Итак, волшебная формула эффективного поиска своего профессионального призвания :)

Помощь специалистов-психологов, наставников + пробовать себя в работе по профессии + упорство и терпение + делать выбор, ориентируясь на собственные ощущения и чувства
= найти свое профессиональное призвание

 

Авторская группа "Философия психологии" ВКонтакте   и в Facebook 



Просмотров: 259
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Опыт расстановок на фигурках. "Время найти Себя".
  • Тест "Насколько вы любите и принимаете себя" Рекомендации по работе после теста
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Утешает только самое простое - маленькая заметка про "себя"
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Нельзя показывать себя, нужно быть "серой мышкой".
  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • Ловушки в отношениях. "Я могу положиться только на себя"
  • " Изменить мир мы можем только меняя себя"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь