|
Системная расстановка студенческого запроса: страх перед экзаменомАвтор статьи: Керимова-Лойтек Ольга Александровна
Все мы были студентами, а кто-то остался верным интеллектуальной молодости и именует себя вечным студентом. Соответственно, нам знакомы не только радости, но и проблемы студенческой жизни. Особенно те, которые повторяются, хотя уже давно позади обучение в институте. Это, например, – страх перед экзаменатором (начальником, значимым специалистом, контролёром). Я много лет проработала преподавателем в университете, поэтому мне известны особенности студенческой жизни с разных сторон. Во время обучения в магистратуре представилось возможным исследовать корни сложных ситуаций, связанных с учебным процессом и найти практические рекомендации по психологической трансформации. В основу изучения особенностей студенческих запросов на психологическое консультирование был положен системно-феноменологический подход Берта Хеллингера. Я благодарна всем тем, кто одобрил мою тему магистерской диссертации, тем, кто являлся научными руководителями и экспертами, тем, кто участвовал в экспериментальной части. По моим данным, это первая магистерская диссертация в России на тему системных расстановок*. В исследовании рассматривались различные возможности расстановочной работы. А в этом отрывке уделяется внимание одному из самых распространенных запросов – преодоление страха перед экзаменом.
Системные расстановки, проведенные в экспериментальной группе студентов, четко проявили доминирующие динамики**, которые влияли на проблемные аспекты студенческой жизни. Так же в запросе расстановки может проявиться далеко не одна динамика. Эти динамики тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние, усиливая проблему человека. Соответственно, распознав каждую динамику в отдельности, становится возможным максимально точно и быстро выйти на лучшее решение проблемы и подобрать оптимальные методы дальнейшей психологической коррекции. В качестве примера приведем данные наблюдения процесса и результата одной системной расстановки. Запрос. Студентке предстоит сдавать очередной экзамен. Она жалуется на сложность восприятия повторяемого учебного материала из-за сильного волнения. Необъяснимый страх возникает перед каждым экзаменатором. Студентка намерена прояснить причины состояния, негативно отражающегося на качестве подготовки к экзаменам. Класс проблем.Учебный процесс, а именно сдача экзамена. Ход расстановки. Первоначально ставятся заместитель*** студентки и заместитель «сильного страха» перед сдачей экзамена. Заместитель студентки начинает чувствовать состояние тревоги, сердцебиение, руки становятся влажными и трясутся. Заместитель сильного волнения ощущает то же самое. Состояние «студентки» ухудшается. Она оглядывается назад через правое плечо. В расстановку вводится «отец». «Дочь» в ужасе падает на пол, сжимается как под ударами. «Отец» демонстрирует проявление повышенной требовательности и эмоциональной жестокости по отношению к «дочери». В расстановку вводится заместитель матери, которая где-то в глубине души очень любит «дочь», но боится показать свою нежность и поддержать, так как панически боится жестокости «мужа». Респондентка вдруг начинает плакать, она вспомнила, что в совсем маленьком возрасте она очень боялась отца, даже находиться с ним в одной комнате. По ее словам – всегда была неправа, мешала ему, раздражала, обзывалась «тупой». Мама в это время всегда занималась домашними делами и не вмешивалась в отношения. После рассказа становится очевидным по положению заместителей и их взглядам, что в системе семьи есть место еще для одной фигуры заместителя. Она легла рядом со «студенткой» и свернувшись калачиком, демонстрировала эмбриона. Так проявилась семейная тайна существования еще одного члена системы. Вероятно это умерший в младенчестве ребенок-первенец. И возможно это был мальчик. «Отец» с яростью посмотрел на «мать», он переложил ответственность потери на ее плечи и не может воспринять «дочь», он до сих пор скорбит по потерянному сыну. После разрешающих фраз о принятии ситуации такой, какая она есть, всем заместителям в расстановке стало легче. А заместитель «сильного страха» вообще ушел из поля расстановки. Системная расстановка завершена. Впоследствии мать студентки призналась в утаивании информации о первом ребенке. Интерпретация. Первая динамика семейная и связана с деспотичной фигурой отца и жертвенности матери. Травма девочки была настолько сильна, что воспоминания о ней были вытеснены из памяти, но влияли на определенные ситуации, которые были связаны с оценкой ее интеллекта, ее личностной значимости. Вторая динамика тоже носит семейный характер и корни ее в умалчивании семейной трагедии – потери первого ребенка. То есть в системе есть вытесненный член системы. И теперь на клиентку, как младшую в роду, ложится двойная ответственность за две судьбы (за себя и брата). Результат расстановки.Восстановлены нарушенные системные законы: принадлежности (вытеснен первенец через сохранение тайны рождения), иерархии (девочка не первый, а второй ребенок в семье), баланса (уважения личности в семье). Респондентка почувствовала себя легче. При повторном обследовании, через три недели, были улучшены все результаты психологического состояния студентки. В дальнейшем уровень страха перед экзаменом значительно снизился, учебный материал изучается более спокойно, на экзамене студентка испытывает легкое волнение, которое не мешает ей показывать высокие результаты. Рекомендована дальнейшая работа по повышению самооценки. Подобраны специальные техники психологической коррекции и саморегуляции, которые будут максимально эффективными для конкретного индивидуального случая.
Автор: Ольга Керимова Психолог, коуч, расстановщик, автор и ведущая обучающих программ http://www.okerimova.ru
*Системная расстановка – феноменологический эмпирический процесс, направленный на освобождение и разрешение глубинных внутренних и внешних противоречий; инструмент официально признанной модальности (метода) психотерапии и психологического консультирования, получившего профессиональное признание в Российской Федерации.); метод психотерапии и консультирования №32 – Системно-феноменологическая терапия и консультирование. Системный подход.
**Динамика – Отношения между элементами системы, определенный сценарий развития семейной ситуации, который часто не очевиден, но становится явным в расстановке.
***Заместитель – в основе работы расстановки лежит феномен замещающего восприятия – люди берут на себя роль другого человека, о котором не имеют никакой информации, но в этой роли они способны воспринимать и чувствовать то же и так же, как те, кого они замещают. Люди, выбранные на определенные роли, называются заместителями. Заместители, озвучивая свои состояния и переживания, позволяют ведущему расстановки восстановить ход событий семейной истории и постепенно, шаг за шагом, распутать клубок семейных взаимоотношений, вернуть в систему исключенных, выстроить правильную иерархию, восстановить баланс (см. "Порядки (законы) любви"). Это делается при помощи добавления, перемещения заместителей в поле расстановки.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|