|
Заикание как память о деде (на примере работы методом системной семейной расстановки)Автор статьи: Милашина Ольга Георгиевна
Если в системе нарушен основной принцип "принадлежности" и есть исключенный (о ком забыли, не знали или не хотят говорить), то кто-нибудь из последующих поколений обязательно попытается этого человека "вернуть" в систему самым доступным средством - через собственную болезнь или другой симптом. Делается это для равновесия в системе. Пример работы с симптомом - заикание в расстановочной группе, клиент – С., 19 лет – Я хотел бы избавиться от моего симптома «заикания» – Когда он появился? – Когда мне было лет семь. – Что тогда происходило в твоей жизни? – Наша семья переехала в другую квартиру. – Из кого состояла на тот момент «наша семья»? – Мама, отец и я. – С кем вы жили до переезда? – Мы жили с бабушкой (маминой мамой) и ее мужем. – Что случилось с родным дедушкой? – Дедушка повесился, когда мама была совсем маленькой, ей было года три. – Как у родителей появилась квартира, в которую вы переехали? – Это квартира мужа бабушки, он подарил ее нам. – Какие у тебя с ним отношения? – Очень хорошие, он мне заменил родного дедушку, играл со мной, заботился обо мне. Я всегда называл его дедушкой и относился к нему, как к родному. Проблематику клиента легче понять, принимая во внимание ее системный характер. Расстановка по методу Б. Хеллингера направлена на работу с семьей (родом) через одного из ее представителей – носителя симптома. Жизнь семьи как системы подчиняется определенным законам, определенному порядку, нарушение которых приводит к потере любви и, как следствие, к возникновению симптомов. Расстановка показывает семейные нарушения и направлена на восстановление естественного потока жизни и любви через восстановление порядка в семье.
С.выбрал заместителей для себя, родителей, родителей мамы и второго мужа бабушки. В ходе расстановки выяснилось, что у бабушки много подавленной агрессии к первому мужу, который повесился, оставив ее с маленьким ребенком. Это чувство передалось и другим членам семьи. О дедушке не принято говорить в семье, факт его существования игнорируется, и никто не смотрит в его сторону. С. предложено ввести в расстановку фигуру «заикания». С первых же секунд «заикание», стоящее около С., обращает его внимание на родного деда. Для осознания и принятия своего места в системе ведущий предлагает заместителям проговаривать «традиционные» фразы. Их еще называют «фразы – решения». При этом слова проговариваются, если они созвучны состоянию говорящего, если их легко сказать. Так, например, мама С. говорит своей маме: «Ты моя мама, а я твоя дочь». Она не может сказать родному отцу - самоубийце: «Ты мой отец», потому что всегда считала отцом второго мужа мамы. Ее мама должна дать ей разрешение на признание родного отца, потому что ребенок не может идти против родителей, или одного из родителей, если он это делает, то приобретает тяжелый груз вины. Но злость и обида бабушки по отношению к первому мужу не дают ей возможности разрешить дочери признать родного отца. Иногда, чтобы прозвучали слова благодарности, необходимо проговорить негативные чувства, которые не дают увидеть то хорошее, что было в отношениях или в ситуации. Только после того, как бабушка проговорила бывшему мужу: «Я ненавижу тебя, ты бросил меня, повесившись, а я осталась с маленькой дочкой без средств к существованию. Мне было очень трудно», она смогла сказать: «Но, если бы не ты, нашей дочки не было бы на свете. И не было бы ее сына, нашего внука». И, обращаясь к дочери, бабушка, наконец проговорила: «Это твой отец, другого отца у тебя никогда не будет. Это он дал тебе жизнь. Наши отношения с ним тебя не касаются. Ты можешь любить его». После этого разрешения матери дочь посмотрела на родного отца и сказала слова признательности. Тоже сделал и внук по отношению к деду. Я опускаю подробности. Иногда, для того, чтобы заместители могли произнести те или иные слова, психологу, ведущему расстановку, необходимо помогать течению процесса дополнительными вопросами к протагонисту (человеку, по запросу которого делается расстановка, в нашем случае это С.) или репликами, обращенными к заместителям, а иногда и к разным участникам группы. Так как про деда в семье забыли, у внука возник симптом, символически напоминающий о прародителе. Так работает родовая совесть, для которой важно, чтобы все члены семейной системы имели свое место. Второй муж мамы, который помог воспитать ее дочь, внука, искренне их любил, помог в получении жилплощади и т.д. тоже, безусловно, заслуживает признания и благодарности. И это признание и благодарность необходимо проявить и в расстановке. Бабушка второму мужу: «Спасибо за то, что ты много лет был со мной рядом и помогал мне». Мама С., ему же: «Спасибо, что ты заботился обо мне. Я люблю тебя и всегда буду любить, но своей жизнью я обязана другому человеку. Разреши мне любить и его». С.: «Я всегда относился к тебе, как к родному деду. Ты любил меня и заботился обо мне. Но, жизнь моей маме дал другой человек, а это значит, что и я обязан ему жизнью. Он – мой родной дед. Для тебя всегда будет особое место в моем сердце». Родной дед – первый муж бабушки второму мужу: «Спасибо, что ты сделал то, чего не смог сделать я – ты позаботился о моей жене и моей дочери». Второй муж бабушки ее первому мужу: «Ты был первым в жизни моей жены, а я второй. Я воспитывал твою дочь и любил ее, но, если бы не было тебя, то не было бы и ее и мне не о ком было бы заботиться. Я уважаю тебя и твою судьбу». После этих слов заместитель «заикания» С. встал рядом с его родным дедом. Эта расстановка – пример того, как симптом, возникающий у потомка, может напоминать о предке, исключенном из семейной системы, так как все члены рода имеют равное право на принадлежность. Как правило, люди не любят вспоминать о тех, у кого были психические болезни, о преступниках, самоубийцах. Таких родственников стыдятся. Но, в семье действуют законы, согласно которым, дети или внуки повторяют судьбы своих предков, они продолжают сценарий судьбы человека, лишенного права на принадлежность. Берт Хеллингер пишет: «Коллективная совесть … защищает всех членов группы в равной степени, обеспечивая для всех равную защиту права на принадлежность, и восстанавливая его, если это требуется. Что происходит, если член семьи лишается этого права? Нарушение восстанавливается через другого члена семьи... Если исключенный восстанавливает свое место в семье, то другой член семьи чувствует себя освобожденным» (Хеллингер, 2008).
Симптом появился в момент переезда семьи С., который произошел благодаря второму мужу бабушки, то есть роль этого человека, и без того значительная, еще усилилась, и тогда семейной системе потребовался симптом родного деда С., чтобы напомнить о его роли в существовании семейной системы. Одним из условий процветания рода является «Закон целого числа», согласно которому для каждого члена рода должно быть отведено место в душе. Признавая обоих дедушек, родного и воспитавшего, давая им место в сердце и семейной системе, С. может освободиться от симптома. Таким образом, расстановка позволила найти и восполнить "перекосы" и пробелы в структуре семьи, дать всем её членам "хорошее" место, принять исключенного дедушку с любовью.
Статьи об отношениях в семье: Муж и отец. Находим отличия Абьюз!!! Что делать? Драма триангулированного ребенка. Хотели мальчика, родилась девочка. Я люблю, конечно, всех, но кого - то больше всех. Я не уважила, и он ушел к другой. Отец, отчим и женское счастье. Говорить с партнером честно. Пример из практики. Домашние животные в роли семейных психотерапевтов. Парентификация – что это и с чем ее едят? Развод! И только развод… или?, Может ли ребенок повлиять на развод родителей? Скоро в школу. Подскажите, как … На первом месте у мужчины - его жена. (Пример из практики). «Как я была «Злой теткой»» - размышляя о случае из практики Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|