Там, где хорошо

ТАМ, ГДЕ ХОРОШО

Главная основная особенность любого живого существа стремиться туда, где ему хорошо. Это характерно даже для одноклеточных. Амёба, к примеру, избегает щелочных или кислотных сред, опасных для жизни, и стремится к среде, обогащённой питательными веществами. Человек - не исключение. Каждому из нас свойственно это вечное стремление к чему-то хорошему. То есть туда, где нас ждёт комфорт, уют, спокойствие и радость. Для многих это самое "хорошо" определяется как трудноразрешимый компромисс между свободой и любовью. Свобода и любовь, красота и гармония - реальные смыслы и высочайшие ценности каждого разумного человека, следование которым делает нашу жизнь интересной и содержательной.

Хорошо там, где любовь и свобода. Мне представляется, что все великие учения о личности человека, его зрелости и о счастье так или иначе предполагают приоритет одного из этих центральных ориентиров. Так, учение З.Фрейда о структуре и движущих силах личности опирается на категорию "либидо", что можно трактовать как "жизненная сила любви". В то же время ближайший его ученик и далее оппонент А.Адлер строит свою систему на категориях преодоления комплекса неполноценности и власти. И это со всей очевидностью приводит нас к вектору свободы. Клиент центрированная психология К.Роджерса опирается на силу любви, а главная установка гештальттерапии на обретение субъектом реальной ответственности за всё происходящее с ним предполагает опору на силу личной свободы.

Следует утверждать, что личная сила человека строится на базе постоянного разрешения всё более усложняющегося противоречия между его стремлениями к любви и свободе. При этом, как мне представляется, эта диалектика обнаруживает себя уже в основных характеристиках сменяющих друг друга возрастных этапов развития человека. Так, для младенческого возраста характерно эмоциональное доминирование, связанное с общением ребёнка с матерью, для раннего детского возраста - доминирование предметного, ориентированного вовне познания мира. Следующий за ними период дошкольного детства опять ориентирован на развитие эмоциональной сферы личности, связанной с интенсивным расширением коммуникативной сферы дошкольника. А следующий затем этап начальной школы опять же переориентирует теперь уже школьника на познание. И так далее....

Легко обнаруживаются следующие закономерности: для полноценного развития человека как личности, важно полноценное его прохождение "периодов любви" и "периодов свободы". Соответственно, в крайних вариантах условно можно говорить о "человеке любви" и "человеке свободы". Это своеобразная шкала смысловой ориентации и личностного своеобразия. Для "человека любви" важно видеть основные смыслы своей жизни в отношениях, а для "человека свободы" - в достижениях.

На самом же деле парадокс этот - есть лишь момент роста, развития человека, формирования его как личности и обретения им личной силы. Там, где есть парадокс, всегда обнаруживает себя закономерность более высокого, генеративного порядка. Становится понятным, что любовь и свобода будучи самостоятельными смысловыми векторами, вместе составляют "пространство личной силы". Это, образно говоря, система координат "Х" и "У", создающая плоскость, каждая точка которой - момент "Здесь и сейчас".

Опираясь на понимание жизненного пространства как явления личной силы, существующее в смысловых координатах любви и свободы, можно сделать очень важное предположение относительно качества жизни человека. Этому вопросу были посвящены две предыдущие статьи (ЗЛ №№.....). Это предположение звучит так: качество жизни человека есть некая функция удовлетворённости как потребности в любви, так и потребности в персональной свободе. Только в сочетании этих динамических сил возможно полноценное проживание человека момента "здесь и сейчас". Ибо если человек в основном ориентируется на смыслы персональной свободы, то он в конечном итоге приходит к одиночеству. А если же для него приоритетным является "поле любви", то происходит деиндивидуализация, потеря субъектности и в результате - зависимость.

Зрелая личность интегрирует оба фактора. И тогда, - в отличие от изначально инфантильных свободы (как необходимости "завоевания места под солнцем") и любви (как нарциссическая потребность во внимании со стороны других), субъект оказывается способным искренне давать и принимать. Только в таком зрелом варианте интеграции любви и свободы появляется реальная возможность дарить свою любовь, расширяя их пространство свободы другого. И только на таком уровне личностной ориентировки человек способен понимать и принимать уникальность индивидуальности другого как своеобразный подарок судьбы, открывая тем самым в себе безграничные возможности любви.

Хорошо там, где (и с кем!) исчезают приоритеты любви или свободы. Мне представляется, что сам факт этой закономерности имеет далеко идущие последствия. Органический синтез этих двух очень важных для человека сил в процессе его личностного развития создаёт не просто эффект синергии, что само по себе открывает новые и скрытые ранее возможности обретения свободы и любви. Жизненная энергия этих мощных инстинктивных тенденций у зрелой личности создаёт совершенно новый процесс, - процесс творчества.

Как я писал ранее (ЗЛ № ...), именно творчество непосредственно и полно выражает истинную природу человека. И если внимательно присмотреться к природе самого творчества, то даже на самый поверхностный взгляд оказывается, что в его структуре обнаруживаются и тенденции любви (любознательность, интерес, воодушевление, одухотворённость...), и стремление к свободе (самовыражение, самоутверждение, созидательность, выход за границы известного ...).

И здесь возникает возникает ещё один вопрос (то есть предполагается ещё один инсайт): является ли творчество, как процесс более высокого порядка (чем процессы обретения личностью пространства свободы и любви) неким системообразующим фактором качества жизни, в том числе в моментах "здесь и сейчас"? Ответ на этот, на мой взгляд уже риторический вопрос, - в следующих номерах ЗЛ. Важно лишь сказать, что хорошо там, где любовь и свобода у хозяина жизни открывают статус её творца. 



Просмотров: 246
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Как тренируется любовь или о "врагах", как лучшем "тренажёре" любви
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • "Все мы родом из детства"... или Патологии родительской "любви" …
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Потребность в любви. Как ребёнок "добирает" эту любовь.
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • "Дефицит родительской любви. Незаметные (или очень заметные) последствия во взрослой жизни".
  • Сказка "О Правде и Любви. И о том, что между ними."
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • Тест: "Причины неудач в любви и как это связано с вашим детством и родителями"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Как обрести крылья свободы (техника "Рефлекс оргазма")
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Женское предназначение" как бегство от свободы
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь