|
Чем отличаются мальчики и девочки (глава из книги)Автор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
При рождении различия между мальчиками и девочками минимальны. Конечно, мальчики и девочки имеют разный набор хромосом, их первичные половые органы отличаются. Но мальчики и девочки существенно не отличаются ни по весу, ни по длине тела. Разброс роста и веса новорожденных достаточно широк, и встречаются как крупные мальчики и девочки, так и миниатюрные дети обоих полов. По статистике, в первый год жизни мальчики вырастают на семнадцать, а девочки на шестнадцать сантиметров. Нет существенных различий и в моторных навыках (умение сидеть, стоять, ползать и ходить). Моторное развитие младенцев зависит не от их пола, а от типа телосложения. Получается, в раннем возрасте у мальчиков и девочек больше сходств, чем отличий. Различия на физическом, физиологическом и психофизиологическом уровнях будут проявляться у детей ближе к подростковому возрасту. Но все-таки различия между мальчиками и девочками начинают формироваться именно на первом году жизни. И способствуют этому в первую очередь родители. Давайте рассмотрим, каким образом это происходит. Активные игры с мальчиками помогают развить у них активность, любознательность, пространственные представления. Более эмоциональное отношение к девочкам приводит к тому, что девочки становятся более чувствительными, нежели мальчики. Именно поэтому из девочек чаще вырастают эмоциональные женщины, а из мальчиков – активные мужчины. Помимо этого, родители по-разному организуют пространство жизни детей разного пола. Мальчикам, как правило, достается больше места для движения: их чаще выпускают ползать на пол, больше перемещают по квартире, у них больше игрушек, развивающих двигательную активность (качели, машинки-каталки), чем у девочек. Зато у девочек нередко бывает много игрушек, которых вообще порой нет у мальчиков: куклы, коляски, кукольная посуда. Как же влияют игры родителей с детьми, игрушки и организация жизненного пространства на формирование различий между мальчиками и девочками? Давайте разберемся. Например, у мальчиков обычно меньше мягких игрушек, чем у девочек, и почти нет кукол. А ведь эти игрушки очень важны для всестороннего развития ребенка! Прикасаясь к ним, ребенок развивает тактильные ощущения. Кроме того, это игрушки, с которыми можно взаимодействовать (при помощи взрослых, конечно), они учат ребенка общаться. Куклу или мишку можно кормить, лечить, укладывать спать, носить на руках. Разве можно это сделать с машинкой или кубиками? Конечно нет. Поэтому девочки, взаимодействуя с куклами и зверушками, учатся быть заботливыми и эмоциональными. Родители часто играют с мальчиками, например, в машинки, строят башни и дома, издавая, соответственно, такие звуки, как «бррр» и «бах». В этих играх мальчики учатся строить и разрушать, двигаться и двигать предметы, но не учатся взаимодействовать, отвечать на приветствия, благодарить или просить. Таким образом, у мальчиков активно развиваются пространственные представления, но недостаточно – речевая активность, эмпатия, чувство сострадания. У девочек, соответственно, наоборот. Кстати, что касается речевой активности детей, то многие родители руководствуются бытующим в обществе мнением о том, что «мальчики начинают говорить позднее». Как влияет на развитие детей это расхожее мнение? На детях (и мальчиках, и девочках), которые начинают говорить достаточно рано, это стереотипное суждение не отражается никак. Их родители радуются тому, что ребенок заговорил вовремя или раньше срока, и мало задумываются о половых различиях в возникновении речевой активности. Дети же, которые немного отстают в своем речевом развитии от существующих норм, становятся объектом более пристального внимания родителей и окружающих. При этом если отставание наблюдается у девочки, то родители в большей степени занимаются ее речевым развитием: водят на занятия к логопеду или педагогу, консультируются у специалистов, проходят курс лечения у остеопата, сами занимаются с ребенком и т. д. Естественно, такая активность родителей приносит плоды. Раннее выявление проблем, занятия со специалистами помогают решить логопедические проблемы и способствуют развитию речи в целом. Что же касается мальчиков, у которых наблюдаются небольшие задержки речевого развития, то родители в большей степени склонны ожидать, чем действовать, руководствуясь представлением о том, что «мальчики начинают говорить позднее». Они не так много внимания уделяют занятиям с детьми и в раннем возрасте реже обращаются к специалистам. Таким образом, миф о том, что мальчики начинают говорить позднее, находит свое подтверждение в реальной жизни. Правда, мы часто не обращаем внимания на то, что люди сами создают миф и сами же воплощают его на практике. Вернемся к играм детей. В игровом ассортименте мальчиков обычно меньше игр, которые способствуют развитию мелкой моторики и усидчивости (пазлы, мозаики, пирамидки, сортеры), чем у девочек. Валентина, мама годовалого Виталика: «Я купила сыну мозаику, но он ее раскидал. У него нет усидчивости и желания собирать. Наверное, эта игра больше подходит для девочек». На самом деле мама сама не дает возможности сыну развивать усидчивость. Все дети, независимо от пола, сначала раскидывают пазлы и элементы мозаики, а потом медленно, постепенно осваивают эти игры. Сначала они просто следят за взрослыми, которые при них складывают картинки, потом пытаются собрать пазл сами, с помощью взрослого. И только через некоторое время (иногда через несколько месяцев, а иногда через год-два) дети начинают самостоятельно складывать разрезные картинки, кубики или пазлы. Но родители девочек чаще считают, что нежелание ребенка заниматься такой игрой связано с возрастом, и снова и снова предлагают тихие игры. А родители сыновей чаще видят причину в том, что мальчики не любят спокойные игры. Получается, что родители сами провоцируют мальчика на шумные игры, лишая спокойных занятий. Каждому ребенку важно иметь возможность играть в разные игрушки. Хорошо, когда мальчики могут играть в куклы, а девочки – в машинки. Приведу результаты исследования психологов Л. Сидорович и Г. Лани. Они предлагали испытуемым (взрослым) поиграть с десятимесячным ребенком. Одной группе испытуемых сказали, что ребенок – девочка, другой группе – мальчик, а третьей – ничего не сказали о поле ребенка. Также участникам выдали три игрушки: резиновый мяч, куклу и кольцо для жевания. Исследователи считали, что если бы для участников эксперимента пол ребенка не был бы решающим в выборе игрушки, то они выбирали бы игрушку исходя из актуального состояния ребенка (например, активному малышу предлагали бы поиграть в мяч). Однако выяснилось, что решающим фактором при выборе игрушки было не поведение ребенка, а его биологический пол (причем не реальный, а тот, которым исследователи наделили малыша). Те участники, которые считали, что они играют с мальчиком, предпочли для игр взять мяч (пятьдесят процентов мужчин и восемьдесят – женщин). А те, которые думали, что играют с девочкой, предлагали ребенку поиграть с куклой (семьдесят два процента женщин и восемьдесят девять процентов мужчин). Подобных исследований в психологической науке очень много, и все они подтверждают идею о том, что различия мальчиков и девочек социально конструируются, то есть формируются родителями и педагогами в процессе воспитания. Так, Д. Уилл, П. Селф и Н. Дэтен провели исследование, которое очень схоже по идее с исследованием Л. Сидорович и Г. Лани. Они предложили женщинам поиграть с шестимесячным ребенком (мальчиком). При этом в одной половине случаев на младенца надели розовое платье и назвали девочкой Бесс, а в другой – надели голубой костюмчик и представили как мальчика Адама. Женщинам дали три игрушки, с помощью которых они могли играть с ребенком: поезд, куклу и пластиковую рыбку. Те участницы эксперимента, которые полагали, что играют с девочкой, выбирали для игр куклу, а те, которые думали, что играют с мальчиком, выбирали поезд. Были выявлены различия и в эмоциональных проявлениях женщин. Женщины, которые думали, что играют с девочками, значительно чаще улыбались, чаще дотрагивались до ребенка, прижимали его к себе, сажали на колени, чем те, которые считали, что общаются с мальчиком. После окончания исследования Д. Уилл, П. Селф и Н. Дэтен провели опрос участниц эксперимента. Их спрашивали, должно ли отличаться воспитание мальчиков и девочек. Участницы говорили, что родители не должны по-разному относиться к мальчикам и девочкам. Однако, как показали результаты эксперимента, в реальности эти женщины относились к мальчикам и девочкам по-разному. Родители сами, своим поведением и выбором игрушек, «подталкивают» детей к развитию определенных навыков. А какие игрушки покупаете вы? Как играете с ребенком?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|