|
Мальчики не плачут! Девочки не дерутся!Автор статьи: Тихоцкая Алёна Юрьевна
Совсем недавно в сети появились фотоснимки детей западных звёзд, которые в стремлении воспитать их гармоничными и не закомплексованными стали одевать на них одежду, подчёркивающую принадлежность к противоположному полу. Кого-то это возмутило, кто-то поддержал идею такого самовыражения. В данной статье обсудим ситуацию с точки зрения науки – гендерной психологии. Исследование гендерных (полоролевых) характеристик детей – тема популярная, и будоражащая умы родителей. Гендерная идентификация – способность человека осознавать свои полоролевые черты (женственность, мужественность), особенности поведения и относить себя к представителю определённого пола. Как правило, происходит отождествление себя с родителем того же пола. Начинает формироваться гендерная идентичность примерно в полтора года, является базовой характеристикой и развивается путём присвоения женских или мужских черт в процессе общения со значимыми близкими людьми. В раннем детстве независимо от пола происходит отождествление с мамой и только потом девочка стремится быть похожей на маму, мальчик на папу. Семья является главным вектором становления детей. Мамы и папы дают образец поведения, который усваивается в раннем детстве. Они влияют на формирование взглядов, интересов. Как часто мы можем услышать из уст взрослых фразы «мальчики не плачут!» - вместо слов утешения и принятия боли ребёнка, «девочки не дерутся!» - в ситуации, когда было необходимо постоять за себя. Понятия о проявлении мужского или женского начала были сформированы в давние времена. Тогда не приходилось говорить о комфортной, счастливой жизни, а важным было обеспечить физическое выживание (мужчина должен завалить мамонта, женщина – его приготовить). Но время привело нас к тому, что мы стали опираться не только на принципы физического, но и обращать внимание на наше душевное, эмоциональное состояние. Однако в воспитании некоторых семей те древние нравы дают о себе знать, и чувства мальчиков гасят (ведь важно только, чтобы он мог принести в дом мамонта), а девочкам преподносят способы проявления половой принадлежности в форме услужливой, смиренной женщины (умеющий этого самого мамонта приготовить, так чтобы порадовать добытчика). При этом эмоционально зрелый человек не будет бояться проявить в себе весь спектр чувств и эмоций, будет бережно относиться к себе и окружающим, проявлять возможности ассертивного поведения. Следовательно, первостепенным является не половая принадлежность, а способность проявить свои особенности творчески, при этом с уважением отнестись к внешнему миру. Проявлений женственности и мужественности может быть много: новоиспечённый отец легко проявляет нежность и заботу, а мама может совладать со своими сильными эмоциями и т.д. Безоговорочно формируемые полоролевые параметры не всегда позволяют мальчикам и девочкам гармонично развиваться. Во взрослой жизни таким людям трудно существовать в семье, так как они имеют чёткие представления об обязанностях, которые в действительности в каждой семье отличаются, но при этом не могут быть чуткими к проявлению чувств другими людьми, не способны идти на компромиссы. Если своими поступками родители транслируют корректные мужские и женские проявления, то девочкам и мальчикам существенно проще сделать выводы, строя свои жизненные маршруты. При отсутствии или смешении полоролевых черт происходят изменения гендерной идентичности. В такой ситуации развития, при всей внешне видимой самоуверенности, могут отмечаться нарушения развития эмоциональной сферы, проблемы заниженной самооценки, и практически для всех характерным становится наличие внутриличностных конфликтов. Подростки, воспитанные в условиях нарушения проявления мужских и женских черт, являются более инфантильными, их не заботит будущее, их не волнует то, как их воспримет социум, для них не имеет значение неприятие окружающими. Порой нетипичное поведение мальчиков и девочек может напугать родителей и в панике из-за возможности вырастить ребёнка нетрадиционной ориентации резко запрещают такое проявление интересов. Если ребёнку три-четыре года, то интерес у мальчиков к маминым украшениям и косметике не является «странным», достаточно поговорить с ним и рассказать для чего и для кого эти принадлежности, не насмехаться над ребёнком, а дать возможность исследовать их. Тогда интерес к ним достаточно быстро пропадёт. Бывают и неугомонные девчонки, играющие во дворе в футбол и перегоняют мальчишек. Нередки случаи, когда девочкам интереснее гонять на велосипеде и играть в машинки. В этой ситуации можно предложить девочке несколько вариантов активной деятельности, которые она с удовольствием будет выполнять. Особенно значимым в образовании полоролевого компонента является подростковый возраст. У более старших людей он будет уже сочетать не только осмысленное отношение к половой принадлежности, но и осознание сексуальной ориентации, сценариев. Именно в этом возрасте нужно быть особенно внимательным и чутким к полоролевым проявлениям девушек и юношей. Важно, чтобы родители принимали детей, любили безусловно, не зависимо от того насколько они «хороши» или «плохи», так мама и папа сформируют все необходимые условия для становления адекватной самооценки, эффективного общения с окружающими. Ощущение приятия, важности в семье даёт корректные направления в развитии полоролевой принадлежности и ребёнку будет легче утвердиться в своих мужских и женских чертах и проявлениях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|