|
Кратко о Психологии Эмоций (Эпизод 3): Детали о Расценивании в теории Р. ЛазарусаАвтор статьи: Макс Ильин
Продолжение тематическогое ликбеза, предыдущие части - здесь и тут. В первом "выпуске" упомянул кратко о теории "когнитивной опосредованности/обусловленности эмоций" Ричарда С. Лазаруса. Остановимся подробнее сегодня на ней; так как в научной среде эта теория на данный момент самая признанная и перспективная, и хотя самого Лазаруса уже с нами нет - его дело живёт :) Так вот - когнитивный компонент, обуславливающий эмоцию, её как возникновение, так и "протекание", в указанной теории именуется Appraisal - Расценивание. Впрочем, можно использовать и "оценка", но имея в виду, что в английском очень много терминов, которые на русский так переводится - Esteem, Evaluation, Assessment, Examination и так далее. В эмоциональной активности человека, согласно Лазарусу - можно выделить 3 аспекта: - Отношенческий (Relational). Относительно того, что эмоции - это своего рода часть энергетического взаимодействия индивида и среды, средство и способ отношений. - Мотивационный. О нём ниже. - Когнитивный. Собственно, расценивание, "распознавание" информации из ситуации, насколько она относится к жизни субъекта. Для наглядности понимания, существует Структурная Модель Расценивания/Эмоций. Посмотрим на неё: А. Первичное Расценивание. Это - первый этап формирования эмоции; в ней психика рассматривает два критических аспекта воспринимаемой ситуации, стимулов, образов и т.п. (это уже из поздних работ последователей Лазаруса): 1) Мотивационная Релевантность. Здесь интуитивно (автоматически и без рефлексии, "бессознательно") оценивается предмет "Как это относится к моим нуждам и потребностям". Буквально, распознаются релевантные на данный момент стимулы, воспринимаемые вниманием. Этот компонент отвечает именно за интенсивность зарождающейся эмоции - то есть линейная зависимость; чем более релевантная ситуация к текущим потребностям, тем эмоция сильнее. 2) Мотивационная Конгруэнтность. Смежный критерий - "Насколько эта ситуация способствует или блокирует удовлетворение моих потребностей, помогает в достижении целей". Как логически следует - этот компонент определяет "знак" эмоции - будет она положительной ("да, помогает") или отрицательной ("нет, мешает"). Б. Вторичное Расценивание. Тоже несколько вполне логичных моментов - они уже более "рациональны" (рефлексируемы), нежели автоматичны: 1) Атрибуция. Это - приписывание причин сложившейся ситуации; грубо говоря "Кто отвечает за это". Если даже не "Кто виноват" :) "Что делать" - следующий вопрос. 2) Копинг. Точнее даже, копинговый потенциал - способность справиться с ситуацией таким образом, чтобы изменить либо эмоцию, либо расцененные причины её возникновения. Проще говоря, оценка текущих ресурсов, доступных индивиду. Есть два вида копинга - проблемно-ориентированный, деятельностный, и эмоционально-ориентированный, внутренний и мысленный. 3) Прогнозирование. Это - ожидания насчёт того, возможно ли и насколько изменить "мотивационную конгруэнтность" ситуации, по любым причинам. * * * Также, существуют процессуальные модели, но их очень много и не все они выдерживают критику. Впрочем, можно ознакомиться и на Вики: https://en.wikipedia.org/wiki/Appraisal_theory#cite_note-Smith.2C_Craig_A._2009-5 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|