Кратко о Психологии Эмоций (Эпизод 3): Детали о Расценивании в теории Р. Лазаруса

Автор статьи: Макс Ильин

Продолжение тематическогое ликбеза, предыдущие части - здесь и тут. 

В первом "выпуске" упомянул кратко о теории "когнитивной опосредованности/обусловленности эмоций" Ричарда С. Лазаруса. Остановимся подробнее сегодня на ней; так как в научной среде эта теория на данный момент самая признанная и перспективная, и хотя самого Лазаруса уже с нами нет - его дело живёт :)

Так вот - когнитивный компонент, обуславливающий эмоцию, её как возникновение, так и "протекание", в указанной теории именуется Appraisal - Расценивание. Впрочем, можно использовать и "оценка", но имея в виду, что в английском очень много терминов, которые на русский так переводится - Esteem, Evaluation, Assessment, Examination и так далее.

Кратко о Психологии Эмоций Эпизод 3  Детали о Расценивании в теории Р Лазаруса

В эмоциональной активности человека, согласно Лазарусу - можно выделить 3 аспекта:

- Отношенческий (Relational). Относительно того, что эмоции - это своего рода часть энергетического взаимодействия индивида и среды, средство и способ отношений.

- Мотивационный. О нём ниже.

- Когнитивный. Собственно, расценивание, "распознавание" информации из ситуации, насколько она относится к жизни субъекта. 

Для наглядности понимания, существует Структурная Модель Расценивания/Эмоций. Посмотрим на неё:

А. Первичное Расценивание. Это - первый этап формирования эмоции; в ней психика рассматривает два критических аспекта воспринимаемой ситуации, стимулов, образов и т.п. (это уже из поздних работ последователей Лазаруса):

1) Мотивационная Релевантность. Здесь интуитивно (автоматически и без рефлексии, "бессознательно") оценивается предмет "Как это относится к моим нуждам и потребностям". Буквально, распознаются релевантные на данный момент стимулы, воспринимаемые вниманием.

Этот компонент отвечает именно за интенсивность зарождающейся эмоции - то есть линейная зависимость; чем более релевантная ситуация к текущим потребностям, тем эмоция сильнее.

2) Мотивационная Конгруэнтность. Смежный критерий - "Насколько эта ситуация способствует или блокирует удовлетворение моих потребностей, помогает в достижении целей". Как логически следует - этот компонент определяет "знак" эмоции - будет она положительной ("да, помогает") или отрицательной ("нет, мешает").

Б. Вторичное Расценивание. Тоже несколько вполне логичных моментов - они уже более "рациональны" (рефлексируемы), нежели автоматичны:

1) Атрибуция. Это - приписывание причин сложившейся ситуации; грубо говоря "Кто отвечает за это". Если даже не "Кто виноват" :) "Что делать" - следующий вопрос.

2) Копинг. Точнее даже, копинговый потенциал - способность справиться с ситуацией таким образом, чтобы изменить либо эмоцию, либо расцененные причины её возникновения. Проще говоря, оценка текущих ресурсов, доступных индивиду. 

Есть два вида копинга - проблемно-ориентированный, деятельностный, и эмоционально-ориентированный, внутренний и мысленный. 

3) Прогнозирование. Это - ожидания насчёт того, возможно ли и насколько изменить "мотивационную конгруэнтность" ситуации, по любым причинам.

* * *

Также, существуют процессуальные модели, но их очень много и не все они выдерживают критику. Впрочем, можно ознакомиться и на Вики: https://en.wikipedia.org/wiki/Appraisal_theory#cite_note-Smith.2C_Craig_A._2009-5



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Что имеем в виду, говоря "нарцисс", "нарциссизм" ?
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь