Опровержение Иррациональных Установок... Психотерапевта

Автор статьи: Макс Ильин

Вообще говоря, этому посвящена целая глава книги А. Эллиса о работе с сопротивлением в терапии. В том числе - учтено и сопротивление со стороны терапевта!

За свою практику, Альберт выявил не только "корневые должнанизмы" большинства клиентов, но и терапевтов - в том числе, свои собственные. Конечно, они тоже являются вариацией классических "ядерных требований" - но с учётом специфики совсем небесполезно детально изучить их.

Опровержение Иррациональных Установок  Психотерапевта
Пишет на двери: "PSYCHO-THE-RAPIST (ПСИХ-НАСИЛЬНИК)". - Это одно слово, Джордж!

№1: Рациональная Установка: "Я заинтересован в благополучии своих клиентов, и весьма хотелось бы помочь им преодолеть стресс и эмоциональные затруднения, также как и практические трудности, с которыми они обращаются..." склонна превращаться в:

Иррациональная Установка: "Я абсолютно обязан помогать всем своим клиентам во всех возможных случаях, постоянно и каждый раз. Если у меня не получается - то это говорит о том, что я некомпетентный и негодный специалист, и скорее всего - никчёмный вообще".

У чего есть несколько закономерных последующих заключений:

А) "Я должен постоянно делать очень точные и ёмкие интерпретации, которые поражают клиентов проницательностью".

Б) "Я всегда должен правильно рассуждать и абсолютно точно оценивать состояние клиента".

В) "Я должен помогать клиенту ещё больше, чем сейчас, даже если он демонстрирует прогресс"

Г) "Если терапия с каким-либо из клиентов не удалась - это определённо моя вина в первую очередь, я не справился, не знал, не сумел и т.п."

Д) "Никакие мои успехи в терапии не считаются, если основная цель так и не была достигнута".

Ну и прочее соответствующее.

Последствия этого - тоже закономерны: преобладание тревоги, чувства вины и стыда, гиперответственность; всё это, по иронии, делает терапевта гораздо менее способным к помощи человеку, а не наоборот.

№2: Рациональная Установка: "Я бы весьма предпочёл быть выдающимся специалистом, но это совсем не обязательно, и я в любом случае могу делать лучшее из того, на что сейчас способен".

Иррациональная Установка: "Мне совершенно необходимо быть выдающимся терапевтом, и постоянно достигать поразительного успеха со всеми клиентами, включая сложных и сопротивляющихся!"

Производные суб-установки:

А) "Я обязан достигать успехов с любыми клиентами - даже с невозможными"

Б) "Все сессии должны проходить на высшем уровне"

В) "Я должен использовать самую лучшую систему терапии, и использовать её самым эффективным образом"

Г) "Так как я психолог и терапевт, то я обязан не иметь никаких проблем, чтобы быть выдающимся и авторитетным специалистом; если они есть - это ужасно и необходимо исправить"

№3: Рациональная Установка: "Мне приятно уважение и приятные отношения с моими клиентами, хотелось бы больше именно таких".

Иррациональная Установка: "Мне необходимо получать уважение и восхищение от клиентов, и если этого нет - то видимо я недостойный специалист, и не должен заниматься этим". 

Производные:

А) "Мне должны нравится все мои клиенты, в особенности я должен "безоценочно принимать" каждого".

Б) "Я не должен никогда давить на клиентов или настаивать на чём-либо, иначе они перестанут ко мне относиться, возненавидят меня и перестанут работать".

В) "Мне необходимо избегать неудобных и щекотливых тем и вопросов, даже если из-за этого клиент не решит свою проблему".

Г) "Я всегда должен соответствовать ожиданиям клиента от терапии и терапевта".

№4: Рациональная Установка: "Так как я упорно работаю над тем, чтобы оказать необходимую помощь клиенту - было бы здорово, если бы клиент также ответственно относился к терапии и выполнял свою часть работы столь же прилежно"

Иррациональная Установка: "Если я так пахаю на то, чтобы ему помочь - клиент должен также упорно стараться, быть всегда очень внимательным и выполнять абсолютно всё, что я ему говорю".

Закономерные производные:

А) "Клиент никогда не должен демонстрировать сопротивление, иначе ему не помочь"

Б) "Клиенты должны совершенно точно следовать моим рекомендациям".

В) "Между сессиями клиенты должны упорно работать и изо всех сил выполнять задания, полученные от меня".

Г) "Клиенты, с которыми я работаю - должны непременно отлично понимать всё, что я рассказываю, в точности, быть разумными и показывать энтузиазм к терапии".

№5: Иррациональная Установка: "Так как я тоже личность :), то я тоже должен получать удовлетворение во время работы с клиентом, познавать новое и т.п."

Есть, конечно, и рациональный вариант - "бывает неплохо, когда терапия приносит мне удовольствие и новый опыт", но подобные идеи в корне противоречат самому принципу: психотерапия (да и вообще любой консультативный бизнес) - это когда ты решаешь чужие проблемы за свой счёт; тебе в этом вообще может никакого "кайфа" не быть, это работа (одна из самых интеллектуально-нагруженных), а не весёлое "ток-шоу" :)

И следствия у этого соответствующие:

А) "Всегда лучше использовать техники и методы, которые мне нравятся и я предпочитаю, в независимости от потребностей клиента".

Б) "Я буду использовать методики, которые мне приятны и не вынуждают напрягаться".

В) "Если у меня с клиентами случается интрижка - так это даже к добру, обоим приятно"

Г) "Так как я тоже человек, то мне должны всегда прощатся опоздания, плохая память (всех же не упомнишь) и т.п.". Такое, в стиле "яжеженьщина" :)

Впрочем, у психотерапевта всегда есть выход - он может использовать все известные ему методы и упражнения прямо на себе, чтобы подобные верования нейтрализовать. И, конечно - супервизия!



Просмотров: 462
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Должны ли мы не говорить "Должен" и "Надо"?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Установка 5. "Не делай успехов!", "Не будь успешным!"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • тернистый путь от ужасного "должен" к прекрасному "хочу".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Установка 4. "Не расти!", " Не будь маленьким!"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь