Ценности. Как их блокируют, и что из этого получается

Наша психика, а точнее, та ее часть, которую мы осознаем, построена на основе лингвистической системы. У нас с вами в роли этой лингвистической системы – замечательный, богатейший русский язык. В мире множество языков, и они могут очень сильно разниться по своим характеристикам, однако человеческая речь, на каком бы языке она ни звучала, легко структурируется при помощи пирамиды логических уровней (имеется в виду как «внешняя» речь, при помощи которой мы общаемся с себе подобными, так и речь «внутренняя», та самая, на которой «написано» наше осознанное).

 

Первый нейрологический уровень – это окружение.

Наверняка вам знакома такая поверхностная беседа, построенная по принципу «что вижу, о том и пою»: что вижу, о том и говорю. Вроде и по существу… и ни о чем. Ни о чем важном, конечно же. «Вчера я видела та-а-акие колготки… Цвет фуксии… Просто бомба!»

Второй логический уровень – поведение.

Этот уровень немного глубже (или выше – зависит от направления взгляда). Он описывает поведение человека. «Представляешь? Вот как подумаю, как бы я в них выглядела, аж сердце заходится. Одно плохо: под них нужны другие сапоги. И, возможно, платья. А все знают, что колготки надо покупать под обувь, а не наоборот…»

Беседа немножко углубляется, но все еще незначительно.

Третий уровень – способности.

Это глубокий и в достаточной степени скрытый уровень. Здесь уже существуют тайны… Этот уровень речи описывает то, каким образом человек делает то, на что он способен. К примеру, на уровне способностей хранится информация о том, как миллионер зарабатывает свои миллионы. Каким нужно быть человеком, чтобы получать столько денег? А каким – чтобы носить одежду вызывающего кроя или цвета?..

Четвертый логический уровень – это убеждения и ценности.

Вот мы и добрались до них, до родненьких. Ценности – одна из самых глубинных и древних структур человеческой психики. У каждого человека они свои, но есть и универсальные, общечеловеческие, те, которые лишь приобретают у человека индивидуальную окраску, акценты.

Что для меня ценно? Что для меня важно? Что для меня самое главное в жизни?

Ответы на подобные – стержневые, центральные – вопросы  лежат именно на этом уровне. Любовь, справедливость, свобода, развитие, красота… Звучит прекрасно, не правда ли?

Неприятный нюанс заключается в том, что на этом же уровне лежат не только ценности, но и убеждения. А убеждения прекрасны далеко не всегда. Любовь зла, полюбишь и козла. Бей своих, чтоб чужие боялись. Работа не волк, в лес не убежит. Как вы уже наверняка понимаете, убеждения могут идти вразрез с ценностями. И часто бывает, что идут. В результате желание, родившееся из ценности, блокируется и искривляется, а мы имеем то, что имеем: вторичную выгоду вместо ценности, манипуляцию вместо нормального человеческого общения.

Пятый логический уровень – идентичность.

Этот уровень отвечает на вопрос: «Кто я?»

Ответы, лежащие на этом уровне, объясняют очень и очень многое. Я – врач. Мое дело – спасать жизни, лечить людей, и к черту пошло все остальное. А я – революционер. Я должен вводить в силу яркие, кардинальные изменения, даже если кого-то они пугают. А я – домохозяйка. Я забочусь о своем доме и своей семье, и это – мое!

Как видите, этот уровень многое объясняет, а еще он очень, очень прочно связан со следующим, шестым уровнем – уровнем миссии.

Здесь находится ответ на вопрос: «Зачем, для чего я?», и, что очевидно, это один из главных вопросов человеческой жизни.

Но мы с вами, дорогие читатели, будем говорить о четвертом уровне, уровне ценностей и убеждений. Блокируя детям ценности, родители превращают их в манипуляторов. Ценности дают нам огромное количество энергии. Желания рождаются именно из них. Человек начинает стремиться к тому, что ценно для него, с неудержимой энергией. Когда это стремление упирается в родительский блок, его вектор изменяется.

Так появляется вторичная выгода, нечто похожее на ценность, но на самом деле к ценности никакого отношения не имеющее. Например, новорожденный ребенок плачет, потому что хочет любви. Он хочет ощутить ласковую, мягкую, теплую материнскую грудь. Вместо груди ему дают резиновую соску… Почувствуйте, как говорится, разницу. Так наносят травму – блокируют ценность. Взрослый с таким блоком, когда захочет тепла, уюта и любви, возьмет в рот сигарету, начнет есть или употребит алкоголь.

То есть вторичная выгода – это суррогат настоящей ценности, причем такой суррогат, который никогда не сможет удовлетворить истинную потребность.

Во второй части этой статьи мы с вами целенаправленно, прямо-таки прицельно поговорим о самых распространенных, общих ценностях и о способах их блокировки. Конечно, не для того, чтобы вы принялись их блокировать у себя и своих детей, а для того, чтобы распознали некоторые опасные моменты в своей личной истории и не допускали подобных вещей со своими детьми.

Итак, ценности. Ценности, ценности, ценности…

Вот небольшой (однако очень важный) список распространенных ценностей и их суррогатов (вторичных выгод).

 

  • Власть над собственным предназначением (ответственность за сво судьбу). Например, смысл моей жизни – лечить людей, и никто мне здесь не указ. В этой области только я принимаю решения. В том, что касается лечения, я абсолютный, авторитарный лидер. Если эта ценность заблокирована, вторичной выгодой становится стремление командовать всеми и вся по любому поводу. Не могу, боюсь отвечать за себя – но уж за вас-то я отвечу, да, держитесь… Так как настоящая ценность не подтверждается, а «кушать просит», то такой человек стремится постоянно расширять зону своего влияния, командовать все большим количеством людей, однако удовлетворения все равно не чувствует.

Как происходит блокировка ценности? Долго, трудно, методично. Или – один раз, но чтобы наверняка. И конечно, делается это не со зла. «Просто» (а на самом деле сложно) родители (которые тоже живут в отрыве от своего предназначения), видя, что их чадо с особым упоением занимается каким-то делом, которое им кажется неподходящим, начинают как-то это дело в глазах ребенка дискредитировать. Нравится тебе в доктора играть? Брось, врачи все нищие. Ну, разве что в стоматологию идти надо. Что? Операции делать? Да ты с ума сошел! Кровь, гной, люди мрут, а ты их спасти не можешь… Лучше математику учи, бухгалтера всегда в почете. И все, готово дело. А что сказать дурного про какой-то род занятий – всегда можно придумать. Даже не сомневайтесь. Вспомните хотя бы свое детство…

  • Слава, ценность того, чтобы меня знали, по меня говорили. Для чего человеку (каждому человеку) нужна предыдущая ценность – понятно и без дополнительных разъяснений. А как же слава? Для чего устроено так, что эта ценность широко распространена?

А все верно. Для того она нужна, чтобы как можно большее число людей могло воспользоваться плодами воплощения вашего предназначения. Предназначение всегда полезно для других людей. Если вдруг кто-то считает, что бывают вредоносные или изолированные от человечества миссии, то это он ошибается. Когда человек делает что-то, что идет человечеству не на пользу, а во вред, он пребывает во власти заблуждений и деструктивных установок. Если естественное стремление к славе заблокировано, человек добивается известности по-другому. К примеру, напившись, орет пьяные песни на всю ивановскую, дебоширит и как бы случайно совершает действия, привлекшие внимание широкой общественности.

«Известные люди глубоко несчастливы», «плохо быть известным: чуть что не так, папарацци уже пишут об этом в газетах», «знаменитостей часто грабят», «слава дает фальшивых друзей, напускную любовь и делает человека несчастным» – вот что нужно говорить (или не говорить, но показывать) ребенку, чтобы он принял решение навсегда отказаться от славы… и встал на путь добывания вторичных выгод типа негативного внимания и др.

  • Деньги – древняя, почти универсальная ценность, бумажный эквивалент золота. Как там сказано? Люди гибнут за металл… Про деньги (и стремление ими обладать!) столько говорят, пишут и снимают, что мы особенно говорить о них не будем. Тут и так все понятно. Кто считает, что это не ценность – добро пожаловать на прием к психологу. Однако многие люди поражены (ага, как вирусом) убеждениями вроде «деньги портят человека», «все зло – от денег», «большие деньги – большие проблемы» и «богатые тоже плачут». Вторичные выгоды могут принимать самые причудливые формы, но структура у них одна: заниматься какой-нибудь оторванной от жизни ерундой вместо того, чтобы делать бизнес.
  • Секс – универсальная ценность по многим причинам. Этот процесс впрямую связан с продолжением вида вообще и рода в частности. Кроме того, во время оргазма выделяется столько эндорфинов, что соперничать с ним по интенсивности удовольствия может только героин… Не зря же этот наркотик называют «жидким оргазмом». Правда, от «жидкого оргазма» очень скоро исчезает оргазм обычный… Да и все остальное исчезает тоже. Но мы не будем поднимать этот вопрос. Тем более что после героина единственное, что может подняться, – это вопрос, да и то не всегда. Как вы уже поняли, заменителем секса как ценности являются наркотики и алкоголь. Ну, и еще скандалы с рукоприкладством: здесь вам и эмоциональная разрядка, и яркие тактильные ощущения, и даже по половым органам могут заехать в случае чего. Как мы и говорили, вторичная выгода – жалкое и опасное подобие ценности…

А чтобы поставить ребенку запрет на секс, много не надо. «Ты еще маленький, тебе нельзя такое кино смотреть», «стыдно там себя трогать», «это место, которое надо от всех скрывать». Многие родители забывают оставить ребенку выход из рамок, которые ставят для его настоящего и которые будут так тесны ему в будущем. Особенно когда он, здоровый дядя или здоровая тетя, будет мучиться осознанием греховности, низменности своих желаний и деяний. Самое лучшее в контексте секса – вообще не акцентировать на нем внимание ребенка, ни позитивное, ни негативное. Многие наши родители этого не знали – но зато теперь знаете вы.

  • Дети – это абсолютно универсальная ценность, присущая всем без исключения людям. Она сцеплена с животным инстинктом сохранения своего вида, подкреплена глубинным стремлением продолжения своего рода, связана со стадиями развития личности, поэтому является неотъемлемой частью психики каждого индивида.

А если эта ценность заблокирована, люди заводят кошечек. Ну, или собачек. Судя по показателям рождаемости и по тому, насколько обожают кошечек в Интернете, эта ценность на данный момент в нашем обществе сильно заблокирована.

«Спиногрызы» – как вам такое именование детей? Сюда же отнесем «выродков», «отродья» и все в таком духе. «Дети – это цветы жизни на могиле своих родителей». «Понарожают тебе, будешь на алименты работать». «Смотри, не залети, а то кому ты потом нужна будешь со своими детьми». Много чего плохого можно сказать о детях, да только все это не важно. Важно, что благодаря детям мы продолжаемся как вид. И то, что человек, не любящий детей, – это почти зомби. Будьте осторожны.

  • Приключения. О, это замечательная ценность, свойственная многим людям и у многих, к сожалению, заблокированная. Те, кто с ней в контакте, прыгают с парашютом, катаются на серфинге, отправляются в путешествия. Люди же, которым приключения запретили еще в детстве, смотрят сериалы, играют на компьютере, опять играют на компьютере, устраивают пьяные дебоши и снова играют в компьютерные игры. Они привыкли считать, что: а) приключения бывают только в фильмах; б) они смертельно опасны; в) это удел дураков и бездельников. Интересно было бы посмотреть на человечество, которое бы разделяло эти ограничивающие убеждения, правда?

Интересно… но грустно.

  • Развитие, как ни странно, – зачастую блокируемая ценность. Папа твой был дворником, и тебе на роду написано быть дворником… Во многих семьях вместо поддержки дети получают подножку. Им подрезают крылья, хоронят мечты, делают обрезание амбиций. Успехи собственного ребенка у некоторых родителей не вызывают радости. Заблокированная ценность находит как банальные, так и неординарные выходы. Мужчины банально бухают, женщины банально скандалят... А какой-нибудь малоуспешный менеджер прекрасно развивается в он-лайн игре, там он – эльф сто шестьдесят четвертого уровня с огромным статусом и виртуальными капиталами, и он состоит в счастливом, хоть и виртуальном браке с красавицей-эльфийкой. Там у него – друзья и уважение в клане. В жизни же – пустота…

Что мешает людям развиваться?

Пример старшего поколения, конечно. Страх нового. «Лучше все свое, старое, проверенное». Не лучше. Хотя дело даже не в этом, а в том, что более эффективно: то, что ты делал раньше, или то, что ты можешь делать теперь…                                   

  • Сила – это ценность очень распространенная и, конечно, связанная не только и не столько с физической формой, а если честно, вообще с ней не связанная. Есть люди сильные, и их сразу видно. Есть люди слабые, и это тоже видно невооруженным взглядом… Сильными люди становятся не тягая штангу в тренажерном зале, а пройдя экстремальные ситуации, вооруженные конфликты, финансовые крахи… самые разные испытания. И чем тяжелее были испытания, тем сильнее становится человек. Суррогатом силы, опять-таки, является прокачка игрового персонажа на компьютере. Культуризм и женский, и мужской – в чистом виде суррогат ценности силы, равно как и небылицы о своих подвигах: армия в которой не был, война на которой не воевал, зона, на которой не сидел... Да мало ли чего можно услышать даже в знакомой компании пятничным вечером, правда?

Убеждения из серии «сила есть – ума не надо» или «она была сильная женщина, поэтому ей пришлось много страдать» очень ограничивают людей в их стремлении к силе. А ведь сильному человеку, как физически, так и духовно сильному, живется всегда лучше и комфортнее, чем слабому. (А еще – дольше и интереснее).

  • Уважение – ценность на миллион. Уважения хочется почти всем. Здесь в ход идет все, что только можно. Чего только ни делают люди, чтобы получить уважение: покоряют вершины, делают заплывы, крутят сальто, зарабатывают деньги, пишут книги… Когда человеку в детстве доказали, что уважать его не за что, он превращается в затворника, который стремится найти одного-единственного человека, который станет его уважать, хотя бы немножко, и уединиться с ним навсегда. Вторичные выгоды здесь разнообразны: алкоголь, скандалы, болезни, несчастья и всепоглощающее желание командовать, запугивать и снова командовать.

«Никто тебя не будет уважать» – вот что могут недальновидные родители внушить ребенку. Как это делается? Он должен стучаться к ним в комнату, а они к нему – еще чего. Он обязан говорить «спасибо» и «пожалуйста», но не имеет права требовать того же от взрослых.

«Люди не умеют уважать, но умеют бояться». А это уже убеждение тиранов и деспотов.

Надо понимать, что каждый человек хочет чувствовать уважение. Каждый. Даже тот, которому два годика от роду. И дело не в том, что «есть животные, которые равноправнее других животных», а в том, что научить чему-то ребенка можно только своим примером. В том числе – научить уважать можно только уважая.

  • Любовь ценна для очень многих людей. Любви добиваются, ее ищут, ее берегут, ей посвящают шедевры человеческого творческого духа. А главный суррогат любви – это внимание. Ребенок хочет любви, но не получает ее. От него отмахиваются. Родители вечно заняты. Им некогда обнять ребенка, прижать к себе, погладить, подержать на руках. Ладно. Чадо роняет вазу… И вот тут-то его замечают, хватают, лупят, на него орут… Суррогатом любви является не только негативное, но и позитивное внимание. И тогда ребенок стремится не разозлить, а восхитить своих родителей. Если ребенку вместо любви давали конфетку, то вырастая, он думает, что его любят, когда кормят. Путь к сердцу таких людей лежит через желудок… Кому-то давали вместо любви игрушки. Такие люди чувствуют, что их любят, если дарят подарки… И все это очень грустно, потому что подарки и угощения имеют к любви такое же отношение, как половая тряпка к чистоте. С ее помощь можно навести, «проявить» чистоту. А можно просто держать в ванной грязную тряпку.

«Любви нет», «любовь зла – полюбишь и козла» и многие другие убеждения закрывают нам доступ к этому чувству. А напрасно. Свято место пусто не бывает, и на месте любви очень легко могут поселиться другие чувства – зависть, страх и гнев. Вам выбирать, кого из них привечать в доме своей души…

  • Свобода, ах, какое сладкое слово… И чего только с ним ни делают. Все столько говорят о свободе, о том, как это здорово, как это необходимо, что хочется их спросить: а от чего вы хотите быть свободными? От любимых, от детей, от родителей, от друзей?.. Слишком часто, говоря «свобода», люди имеют в виду скорее одиночество. Те, кто чувствует себя несвободными, тоскуют по свободе (и одиночеству), те, кому одиноко, уже и готовы бы променять часть своей свободы на некие связи.

Самое главное – это перестать противопоставлять свободу и вовлеченность в отношения. Тогда, глядишь, и жизнь станет легче и приятнее. Надо не выяснять, что важнее – свобода или принадлежность, а уметь чувствовать себя и свободным от того, что тебе мешает, и верным тому, что тебе дорого. Одновременно!

 Естественно, ценностей неизмеримо больше, но мы здесь приводим только самые распространенные. Все манипуляции, описанные ниже, могут иметь в своей основе как несколько заблокированных ценностей, так и одну-единственную. Мы, не претендуя на истину в последней инстанции, приводим примеры того, как это бывает обычно – типичные истории, распространенные сценарии. Но естественно, в каждом правиле, бывают исключения… которые подтверждают правило.

© Алексей и Мария Афанасьевы. 

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов



Просмотров: 531
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ценность женщины. Упражнение на определение своей ценности.
  • Семейные ценности. В чем ценность для ребенка
  • Ценность больших событий или когда меняются ценности
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Ценность ценности рознь
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.
  • Ценность ценна только если её ценят".
  • Отношения основаны только на сексе. Нет ценности себя.
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Истинная ценность меня - в том, чтобы быть
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Какова моя ценность в отношениях и ценность отношений для меня?
  • Уверенность в себе 5. Убеждения и ценности, которые поддерживают неуверенность.
  • Ценности, мечты, предназначение. Самое главное в жизни.
  • С чего начинается ценность себя
  • Как быть, если у влюбленных очень различный уровень доходов?
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Уважение к личности и ценность человека
  • Люди, которые играют в игры & Люди, которые зарабатывают деньги. Трансактный анализ в бизнесе.
  • Как наши ценности и убеждения портят нам жизнь?
  • Лучше гор могут быть только деньги 2
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • 5 ошибок, которые совершают люди, когда хотят найти дело своей мечты
  • Три причины, по которым люди не могут говорить просто и понятно
  • Жизнь на грани. Как много человек теряет в отношениях, не чувствуя собственную ценность
  • Ценность своей жизни
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Поговорим о зависимых? Часть вторая: Цели – ценности – убеждения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь