|
Ценности. Как их блокируют, и что из этого получаетсяАвтор статьи: Афанасьев Алексей Владимирович
Наша психика, а точнее, та ее часть, которую мы осознаем, построена на основе лингвистической системы. У нас с вами в роли этой лингвистической системы – замечательный, богатейший русский язык. В мире множество языков, и они могут очень сильно разниться по своим характеристикам, однако человеческая речь, на каком бы языке она ни звучала, легко структурируется при помощи пирамиды логических уровней (имеется в виду как «внешняя» речь, при помощи которой мы общаемся с себе подобными, так и речь «внутренняя», та самая, на которой «написано» наше осознанное).
Первый нейрологический уровень – это окружение. Наверняка вам знакома такая поверхностная беседа, построенная по принципу «что вижу, о том и пою»: что вижу, о том и говорю. Вроде и по существу… и ни о чем. Ни о чем важном, конечно же. «Вчера я видела та-а-акие колготки… Цвет фуксии… Просто бомба!» Второй логический уровень – поведение. Этот уровень немного глубже (или выше – зависит от направления взгляда). Он описывает поведение человека. «Представляешь? Вот как подумаю, как бы я в них выглядела, аж сердце заходится. Одно плохо: под них нужны другие сапоги. И, возможно, платья. А все знают, что колготки надо покупать под обувь, а не наоборот…» Беседа немножко углубляется, но все еще незначительно. Третий уровень – способности. Это глубокий и в достаточной степени скрытый уровень. Здесь уже существуют тайны… Этот уровень речи описывает то, каким образом человек делает то, на что он способен. К примеру, на уровне способностей хранится информация о том, как миллионер зарабатывает свои миллионы. Каким нужно быть человеком, чтобы получать столько денег? А каким – чтобы носить одежду вызывающего кроя или цвета?.. Четвертый логический уровень – это убеждения и ценности. Вот мы и добрались до них, до родненьких. Ценности – одна из самых глубинных и древних структур человеческой психики. У каждого человека они свои, но есть и универсальные, общечеловеческие, те, которые лишь приобретают у человека индивидуальную окраску, акценты. Что для меня ценно? Что для меня важно? Что для меня самое главное в жизни? Ответы на подобные – стержневые, центральные – вопросы лежат именно на этом уровне. Любовь, справедливость, свобода, развитие, красота… Звучит прекрасно, не правда ли? Неприятный нюанс заключается в том, что на этом же уровне лежат не только ценности, но и убеждения. А убеждения прекрасны далеко не всегда. Любовь зла, полюбишь и козла. Бей своих, чтоб чужие боялись. Работа не волк, в лес не убежит. Как вы уже наверняка понимаете, убеждения могут идти вразрез с ценностями. И часто бывает, что идут. В результате желание, родившееся из ценности, блокируется и искривляется, а мы имеем то, что имеем: вторичную выгоду вместо ценности, манипуляцию вместо нормального человеческого общения. Пятый логический уровень – идентичность. Этот уровень отвечает на вопрос: «Кто я?» Ответы, лежащие на этом уровне, объясняют очень и очень многое. Я – врач. Мое дело – спасать жизни, лечить людей, и к черту пошло все остальное. А я – революционер. Я должен вводить в силу яркие, кардинальные изменения, даже если кого-то они пугают. А я – домохозяйка. Я забочусь о своем доме и своей семье, и это – мое! Как видите, этот уровень многое объясняет, а еще он очень, очень прочно связан со следующим, шестым уровнем – уровнем миссии. Здесь находится ответ на вопрос: «Зачем, для чего я?», и, что очевидно, это один из главных вопросов человеческой жизни. Но мы с вами, дорогие читатели, будем говорить о четвертом уровне, уровне ценностей и убеждений. Блокируя детям ценности, родители превращают их в манипуляторов. Ценности дают нам огромное количество энергии. Желания рождаются именно из них. Человек начинает стремиться к тому, что ценно для него, с неудержимой энергией. Когда это стремление упирается в родительский блок, его вектор изменяется. Так появляется вторичная выгода, нечто похожее на ценность, но на самом деле к ценности никакого отношения не имеющее. Например, новорожденный ребенок плачет, потому что хочет любви. Он хочет ощутить ласковую, мягкую, теплую материнскую грудь. Вместо груди ему дают резиновую соску… Почувствуйте, как говорится, разницу. Так наносят травму – блокируют ценность. Взрослый с таким блоком, когда захочет тепла, уюта и любви, возьмет в рот сигарету, начнет есть или употребит алкоголь. То есть вторичная выгода – это суррогат настоящей ценности, причем такой суррогат, который никогда не сможет удовлетворить истинную потребность. Во второй части этой статьи мы с вами целенаправленно, прямо-таки прицельно поговорим о самых распространенных, общих ценностях и о способах их блокировки. Конечно, не для того, чтобы вы принялись их блокировать у себя и своих детей, а для того, чтобы распознали некоторые опасные моменты в своей личной истории и не допускали подобных вещей со своими детьми. Итак, ценности. Ценности, ценности, ценности… Вот небольшой (однако очень важный) список распространенных ценностей и их суррогатов (вторичных выгод).
Как происходит блокировка ценности? Долго, трудно, методично. Или – один раз, но чтобы наверняка. И конечно, делается это не со зла. «Просто» (а на самом деле сложно) родители (которые тоже живут в отрыве от своего предназначения), видя, что их чадо с особым упоением занимается каким-то делом, которое им кажется неподходящим, начинают как-то это дело в глазах ребенка дискредитировать. Нравится тебе в доктора играть? Брось, врачи все нищие. Ну, разве что в стоматологию идти надо. Что? Операции делать? Да ты с ума сошел! Кровь, гной, люди мрут, а ты их спасти не можешь… Лучше математику учи, бухгалтера всегда в почете. И все, готово дело. А что сказать дурного про какой-то род занятий – всегда можно придумать. Даже не сомневайтесь. Вспомните хотя бы свое детство…
А все верно. Для того она нужна, чтобы как можно большее число людей могло воспользоваться плодами воплощения вашего предназначения. Предназначение всегда полезно для других людей. Если вдруг кто-то считает, что бывают вредоносные или изолированные от человечества миссии, то это он ошибается. Когда человек делает что-то, что идет человечеству не на пользу, а во вред, он пребывает во власти заблуждений и деструктивных установок. Если естественное стремление к славе заблокировано, человек добивается известности по-другому. К примеру, напившись, орет пьяные песни на всю ивановскую, дебоширит и как бы случайно совершает действия, привлекшие внимание широкой общественности. «Известные люди глубоко несчастливы», «плохо быть известным: чуть что не так, папарацци уже пишут об этом в газетах», «знаменитостей часто грабят», «слава дает фальшивых друзей, напускную любовь и делает человека несчастным» – вот что нужно говорить (или не говорить, но показывать) ребенку, чтобы он принял решение навсегда отказаться от славы… и встал на путь добывания вторичных выгод типа негативного внимания и др.
А чтобы поставить ребенку запрет на секс, много не надо. «Ты еще маленький, тебе нельзя такое кино смотреть», «стыдно там себя трогать», «это место, которое надо от всех скрывать». Многие родители забывают оставить ребенку выход из рамок, которые ставят для его настоящего и которые будут так тесны ему в будущем. Особенно когда он, здоровый дядя или здоровая тетя, будет мучиться осознанием греховности, низменности своих желаний и деяний. Самое лучшее в контексте секса – вообще не акцентировать на нем внимание ребенка, ни позитивное, ни негативное. Многие наши родители этого не знали – но зато теперь знаете вы.
А если эта ценность заблокирована, люди заводят кошечек. Ну, или собачек. Судя по показателям рождаемости и по тому, насколько обожают кошечек в Интернете, эта ценность на данный момент в нашем обществе сильно заблокирована. «Спиногрызы» – как вам такое именование детей? Сюда же отнесем «выродков», «отродья» и все в таком духе. «Дети – это цветы жизни на могиле своих родителей». «Понарожают тебе, будешь на алименты работать». «Смотри, не залети, а то кому ты потом нужна будешь со своими детьми». Много чего плохого можно сказать о детях, да только все это не важно. Важно, что благодаря детям мы продолжаемся как вид. И то, что человек, не любящий детей, – это почти зомби. Будьте осторожны.
Интересно… но грустно.
Что мешает людям развиваться? Пример старшего поколения, конечно. Страх нового. «Лучше все свое, старое, проверенное». Не лучше. Хотя дело даже не в этом, а в том, что более эффективно: то, что ты делал раньше, или то, что ты можешь делать теперь…
Убеждения из серии «сила есть – ума не надо» или «она была сильная женщина, поэтому ей пришлось много страдать» очень ограничивают людей в их стремлении к силе. А ведь сильному человеку, как физически, так и духовно сильному, живется всегда лучше и комфортнее, чем слабому. (А еще – дольше и интереснее).
«Никто тебя не будет уважать» – вот что могут недальновидные родители внушить ребенку. Как это делается? Он должен стучаться к ним в комнату, а они к нему – еще чего. Он обязан говорить «спасибо» и «пожалуйста», но не имеет права требовать того же от взрослых. «Люди не умеют уважать, но умеют бояться». А это уже убеждение тиранов и деспотов. Надо понимать, что каждый человек хочет чувствовать уважение. Каждый. Даже тот, которому два годика от роду. И дело не в том, что «есть животные, которые равноправнее других животных», а в том, что научить чему-то ребенка можно только своим примером. В том числе – научить уважать можно только уважая.
«Любви нет», «любовь зла – полюбишь и козла» и многие другие убеждения закрывают нам доступ к этому чувству. А напрасно. Свято место пусто не бывает, и на месте любви очень легко могут поселиться другие чувства – зависть, страх и гнев. Вам выбирать, кого из них привечать в доме своей души…
Самое главное – это перестать противопоставлять свободу и вовлеченность в отношения. Тогда, глядишь, и жизнь станет легче и приятнее. Надо не выяснять, что важнее – свобода или принадлежность, а уметь чувствовать себя и свободным от того, что тебе мешает, и верным тому, что тебе дорого. Одновременно! Естественно, ценностей неизмеримо больше, но мы здесь приводим только самые распространенные. Все манипуляции, описанные ниже, могут иметь в своей основе как несколько заблокированных ценностей, так и одну-единственную. Мы, не претендуя на истину в последней инстанции, приводим примеры того, как это бывает обычно – типичные истории, распространенные сценарии. Но естественно, в каждом правиле, бывают исключения… которые подтверждают правило. © Алексей и Мария Афанасьевы. Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|