|
Кому принадлежит эмоция. Часть 2.Автор статьи: Александров Сергей Валерьевич
Итак клиент впустил эмоцию в контакт, может быть и незначительно ее проявил, лишь нюанс, но есть такой эффект , который в народе называется «слово за слово», терапевт может не сразу обнаружить «новую» эмоцию в контакте, но уже автоматически отреагировать на нее. И только после отреагирования осознать что за эмоция появилась в контакте. В принципе именно на этом эффекте выстраивается интервенция, даже в провакативной форме. Если у терапевта богатый ассортимент эмоциональных паттернов, то он может в зависимости от обнаруженной эмоции сделать выбор и подыграть , даже утрировать, усилить ответную реакцию на новую эмоцию вложенную клиентом в контакт. Эмпатия именно так и работает. С одной стороны здесь возможна имитация, отзеркаливание клиенту, но первичный механизм это ответная реакция. Особенно когда это сильная эмоция и направленная на терапевта, как говорят , негативный перенос, механизм ответной реакции срабатывает гораздо быстрее отзеркаливания. Ответная реакция принадлежит контакту, а эмоция возникшая в результате отзеркаливания, терапевту. В сессии считается важным отслеживать феноменологию клиента и не подавлять, отслеживать свою. В какой то степени это пинг-понг эмоциональными реакциями, в которой всегда подача у клиента. Если вдруг подачу сделает терапевт, то он просто напросто превратиться в клиента. Но отражать подачу клиента терапевт может по разному. Может загасить и даже зацепить сетку, может наоборот сделать свечу, отойти от стола, или наоборот нависнуть над сеткой. Стратегий может быть много. Как-то Фрейд сравнил психотерапию с шахматами — известно как начинается и как заканчивается, но средине полный творческий простор. То есть в зависимости от того какие фигуры, субличности, полярности будет поддерживать терапевт такие и стратегии выражения эмоциональных реакции он и выберет. Также это зависит от эмоциональной подачи клиента. Если она слишком сильная, и клиент перевозбужден , то лучше ее пригасить, если же наоборот, возбуждение недостаточно, то можно и предложить более агрессивную игру. Эмоциональная реакция дает возможность регулировать возбуждение клиента на оптимальном уровне для осознания фигур потребности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|