В данной статье мы рассмотрим три основных причины детских капризов. Понимание источника раздражения ребенка дает родителю видение как ему помочь выйти из дискомфортного состояния.
Капризы ребенка это являение интуитивно понятное и все же уточним, что мы будем считать капризами в этой статье. Итак, капризное состояние - это когда ребенок:
- чрезмерно плакс;
- быстро утомляется;
- не испытывает тяги к свершениям большим и малым;
- вам кажется, что он ничего не хочет делать.
Одна из аксиом психологии заключается в том, что у любого поведения есть причины. Давайте вместе разбираться, в чем они могут заключаться в случае с капризным ребенком.
1 причина
Ребенок заболел и/или причины кроются в его физиологии. Пример не болезни, но физиологической причины – это перестройка организма в сложные возрастные кризисы 1, 3, 7 лет и особенно в подростковом возрасте.
Заболевший ребенок – это «головная боль» для родителей. В такие сложные моменты важно оставаться человеком и сохранять способность сопереживать своему чаду.
Одна моя клиентка рассказывала о засевшем глубокой занозой моменте ее детства. Она простудилась, и ее все время, пока болела, внезапно тошнило. И вот, когда ее в очередной раз стошнило прямо на свои на туфли, мама очень сильно ругалась из-за этого. В ее речи были упреки в том, что она это назло делает, что ей должно быть стыдно, что она не такая чистенькая и опрятная, как другие девочки.
У клиентки было очень сильное возмущение на несправедливость упреков, ведь она ничего не могла сделать, чтобы предотвратить ситуацию. Вот так отчитывать точно не надо – думаю, Вы можете представить, что творится на душе у ребенка.
Прежде чем отчитать ребенка, подумайте, а какова доля его вины на самом деле. Возможно, спокойно проанализировав ситуацию, Вы придете к пониманию, что ребёнка нужно не ругать, а проявить к нему сочувствие и эмпатию.
Эмпатия, согласно общепринятому пониманию, это способность к сопереживанию, умение разделять чужие эмоции и чувства. Эмпатия помогает предугадывать действия и понимать мотивы поступков окружающих людей.
В данной ситуации было бы эффективно проявить именно эмпатию.
Например, мама могла бы сказать дочке, что она понимает, как ей самой жалко испачканные туфельки. Сказать, что она понимает, насколько дочка уже и сама устала от того, что ее все время тошнит, а она не может ничего с этим поделать. Сказать, что понимает, как ей обидно и неприятно болеть. И в тоже время скоро она выздоровеет и снова будет играть и веселиться, а туфельки можно вообще выбросить, чтобы они не напоминали об этом случае. И дальше мама могла бы спросить дочку, чтобы она предлагает делать дальше с туфельками.
Поставив значимость дочки выше красоты новых туфель, мама обрела бы себе товарища в лице дочки, и туфельки совместными усилиями были бы отмыты и сохранены для праздничного случая.
Говорите детям почаще о том, что они имеет право чувствовать то,
что они чувствуют, и Вы их за эти чувства НЕ осуждаете.
2 причина
Ребенок копирует поведение взрослых.
Было очень смешно наблюдать, как мой сынишка Федя, у которого, что называется, «шило в одном месте», ложился на диван и, тяжело вздыхая, говорил: «Ох!.. Как же я устал!..». Мы не сразу поняли, что это такое, а когда до нас дошло, то долго смеялись. Оказалось, что Фёдор копировал поведение своего горячо любимого дедушки. Нам оставалось просто радоваться его актерскому таланту.
К сожалению, дедушке не понравилось, как его парадируют, и охать он перестал, чем лишил нас дополнительного развлечения, потому что тогда и Федя сразу забыл про эту свою «фишку».
Понаблюдайте за собой, как Вы выглядите в глазах ребенка, когда приходите с работы. Угу, вспомнили?.. А теперь ещё сопоставьте это с тем, как многие любят мотивировать ребенка: он должен ходить в садик и в школу, чтобы потом устроиться на работу. И как Вы думаете, хочется ему туда, когда Вы приходите с работы выжатой, как лимон?
Вопрос – а может быть, начать изменения нужно с себя?
Может быть, деньги это хорошо, но лучше, если их получать за любимую работу?
Может быть, стоит подумать, прежде чем переносить проблемы с работы домой?
3 причина
У ребенка кончилось желание притворяться и делать то, что не хочется. Это актуально в случае, если ребенок вдруг стал очень капризным и утомляемым.
Пока дети маленькие, ими легче управлять, и они могут стараться быть такими, какими их хотят видеть родители:
чтобы избежать наказания,
чтобы не разочаровать родителей,
чтобы от него отстали.
Увы, мотивация «палки» резко снижает адаптацию ребенка к самостоятельной жизни. Кажется, что «надавить» и «заставить» легче всего, но в последствии оказывается, что легкие пути не ведут в рай.
Выход - искать то, что интересно вашему ребенку (за исключением гаджетов, компьютера и телевизора). Одновременно с этим быть самому в жизненном тонусе и самому жить полной и насыщенной радостью жизнью. В общем, чтобы мотивировать ребенка, нужно быть мотивированному самому.
И часто родители бывают мотивированы, только мотивированы не событиями СВОЕЙ ЖИЗНИ, а жизни ребенка. Очень часто такие родители очень сильно хотят учиться за ребенка, а их ребенок ничего не хочет. Так вот, мотивированность взрослого должна быть направлена на достижение задач их собственнойвзрослой жизни. Только в этом случае формула мотивации будет работать и на мотивированность ребенка.
Это ещё не все причины, чтобы не затягивать и дать вам время для «переваривания», я пока закончу часть статьи. Остальные причины рассмотрим в следующей статье.