Pro oбиды

Обида разъедает изнутри,

когда несправедливость

ранит снаружи

Начала писать статью ещё полгода назад, но не пошло... Не было вдохновения. И каких-то особо ярких примеров обид и обиженных.

Мне было не до конца понятно, что заставляет людей обижаться, то есть проживать ощущение причиненной несправедливости снова и снова, обсасывать ситуацию со всех сторон, лелеять планы возмездия и вести диалоги в стиле: "вот надо было ему (обидчику) сказать то и ещё это, и вообще - дать в глаз, а лучше сразу - на электрический стул... нет, ещё лучше: чтоб вечно горел в аду..."

Эх, была б поисковая задача. А жизнь подкинет и ответы, и примеры, и ситуации.

Раньше я просто не обращала внимания на то, какое количество именно обиженных людей вокруг.  Например, меня никогда особо не цепляло, проскальзывающее в речи людей слово "должны", сказанное с особым нажимом и этаким поджиманием губ. 

В принципе, мне везло на людей достаточно ответственных и проактивных, способных ориентироваться на решение проблем, а не на нытьё. 

Учитывая же, что в мире есть всё и порой нужно расширять свою зону восприятия - я стала присматриваться, что на самом деле стоит за обидами.

Выводы сформировались неутешительные.

1) Позиция жертвы. Той, которой причинили несправедливость. И я для себя отделила бы два понятия: пострадавший (пострадавшая) и жертва (которая из треугольника Карпмана).

Есть объективные факты, увы, когда к человеку бывает применено насилие, нарушение его границ: физическое, психическое, сексуальное вторжение, интервенция, не учитывающая интересов человека и обесценивающая в одностороннем порядке его личность, потребности, статус, не давая человеку возможности защитить себя и уберечь свои интересы. 

И такой человек становится пострадавшим. 

И такой человек испытывает одномоментно страх, гнев, шок, растерянность, возмущение. Но это не обида. Более того, если у человека есть возможность отреагировать своё состояние: выразить возмущение, страх, гнев, растерянность - обиды может и не возникнуть.

НО, если человек приучен ТЕРПЕТЬ и не выражать свои эмоциональные реакции, то неотреагированные эмоции начнут в буквальном смысле "грызть мозг", раздражать нейронные связи, заставляя индивида проигрывать сцену несправедливости снова и снова.

И вот тогда, может включиться сценарий ЖЕРТВЫ. 

Почему я говорю именно "сценарий жертвы" - потому что, чтобы возникла позиция жертвы, должна быть сформирована вторичная выгода от пребывания в состоянии постоянного мозгогрызения.

И обычно - это ролевая модель, которую ребёнок моделирует со своего родителя.

Например, под соусом обиды и несправедливости можно не брать ответственности за свои слова, поступки и способы взаимодействия с миром.

"Мне все должны... Миру выставлен счёт, пока мир этот счёт не оплатит -  я ничего делать не буду" 

2) Второй вывод, к которому я пришла - это то, что обида начинает выполнять для человека замещающую функцию его способностей к защите себя. 

Вместо проактивного поведения, направленного на реализацию целей и преодоление препятствий на пути к целям, формируется желание "сделать монтаж", чтобы мир сам доставил всё к ногам по "щучьему велению".

Так на просторах бессознательного жертвы проявляет себя "дух насильника" - того, кто причинил несправедливость. Порой, это смутный образ некого кого-то, который СУМЕЛ что-то взять без спроса и разрешения. Типа, почему ему можно, а мне нельзя? Я тоже так хочу УМЕТЬ.

Этот "дух насильника" может витать как мысле-форма, передаваемая через поколения.

Со временем нежелание расставаться с "духом насильника", которому можно всё (вседозволенность), становится вторичной выгодой, которая замаскирована под позицией жертвы.

3) Последний вывод, который я сделала, касается взаимодействия с обиженными. 

Звучит он жёстко: "всегда ждите ножа в спину"

Это работа того интроекта, который я назвала "дух насильника".  Дело в том, что "дух насильника" апеллирует к детской части нашего "Я", той, которая жаждет безопасности и всемогущества, объясняя, что проламывание чужой воли и есть настоящая сила и только так можно в этом мире получать желаемое.

В терминах психоанализа "дух насильника" апеллирует к ребёнку внутри нас, находящемуся на оральной стадии развития и не умеющему получать желаемое иными способами кроме как через "дай-дай-дай".

Поэтому, при взаимодействии с обиженными, очень чётко нужно осознавать, что вы (как терапевт или просто человек) в любой момент можете стать жертвой насильственной интервенции и единственная ваша защита: не включаться эмоционально.

Дело в том, что обиженный чаще всего не осознаёт своих глубинных мотивов.

- Ни желания отыграть ситуацию и освободиться от съедающих изнутри эмоций

- Ни вторичных выгод от "духа насильника"

- Ни, порой, самой ситуации, откуда этот "дух насильника" подцеплен (он может быть очень древним, вытекать из, например, реальных событий раскулачивания кого-либо в семье, и травмы несправедливости, причинённой много лет назад)

Поэтому для работы с обиженными практически неэффективны аргументы, апеллирующие к логике. Более того, от логических аргументов, человек, проживающий обиду, может впасть в бешенство. Это происходит из-за того, что актуализируется (в дополнение к обиде) ощущение беспомощности, которое было перижито в момент травматизации пострадавшего. И бессознательное передаёт бразды правления "духу насильника", окончательно отключая способность здраво мыслить у обиженного товарища.

Во все времена существовали ритуалы назначения "козла отпущения" и его жертвоприношения, чтобы снизить накал обид в обществе. Осуществить перенос накопившихся эмоций на "козлика".

Отсюда растут корни всех коллективных видов травли.

При недостаточности разрядки мы будем иметь дело с актами вандализма, что тоже не редкость в обществе.

Если же говорить про психотерапию, то работа с обиженными - это, в первую очередь, готовность выдерживать претензии и негативные переносы высокой степени интенсивности. Более мягко это можно сделать, например, с помощью МАК (метафорических ассоциативных карт), через сказкотерапию, через работу с образами.

Увы, обида является существенным препятствием на пути к позитивным изменениям.

Желаю нам всем здоровья!!! Душевного и физического.

С уважением, Ольга Гусева.
Тренер НЛП, психолог, трансформационный коуч,
эксперт в области раскрытия потенциала личности.
Сайт: http://psy-ecole.ru 
 


Просмотров: 286
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Дверь в спальню."Охотники"и"жертвы"как способ существования партнеров в браке.Часть1
  • Дверь в спальню. "Охотники" и "жертвы" как способ существования в браке. Часть 2.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь