|
«Мать и дитя» в культурном аспекте.Автор статьи: Демидова Дарья Александровна
В одной из своих работ известный немецкий философ и психотерапевт Берт Антуан Хеллингер выделяет две главные причины возникновения страданий в жизни человека: первая - это семейные переплетения в предыдущих поколениях; вторая – прерванное движение[1] ребенка к родителям, чаще всего к матери. Наибольший интерес автора данной дипломной работы проявляется ко второй причине и связан с желанием как можно более подробно изучить роль и влияние взаимоотношений между матерью и ребенком. В некоторой литературе, прерванное движение ребенка к матери заменяют иной формулировкой - «прерванное движение любви». К прерванному движению любви относят любую форму разлуки с матерью, угрозу жизни во чреве, во время родов или сразу после рождения. Удивительно, что с научной точки зрения данное определение сформировалось сравнительно недавно. Однако в культурном и историческом аспекте отношения между матерью и ребенком, а главным образом любовь и крепкая связь между ними, всегда занимали особое место. Влияние матери на еще не родившегося ребенка известно с древнейших времен и встречается у различных народов. Так, в Древних Индии и Китае воспитание детей начиналось за долго до их рождения. Через три месяца после зачатия малышу начинали активно прививать любовь к светлому и прекрасному. Беременную женщину старались окружить изысканными вещами, картинами, одежда для беременной шилась только из светлой и приятной ткани с красочными узорами. В отдельных странах Азии ежемесячно устраивались специальные концерты только для беременных. Во многих культурах, еда для будущих мам должна была обязательно освящаться в храмах. В Словакии под угрозой тюремного заключения запрещалось спорить и ссориться с беременной женщиной, т. к считалось, что под влиянием стресса матери родившийся ребенок может стать плохим человеком и нарушителем общественного спокойствия. Во французской области Бретани существовало поверье, что если не удовлетворять все потребности беременной, родившийся ребенок может повлечь беду на весь род. На Руси наши предки верили, что когда мать радуется и веселится в кругу своей семьи, у ребенка устанавливается связь с родными, формируется веселый и добрый нрав, щедрость и гостеприимство. После крещения Руси возникло поверье, что беременная должна совершать угодные Богу дела, так как это обеспечивает ребенку от рождения до крещения, когда он самый беспомощный перед злым глазом и словом, божественную защиту. Если беременная плакала, ее необходимо было утешать, чтобы дитя не огорчилось. Если же с ней делалась истерика, то считалось, что это душа ребенка беспокоится и может покинуть чрево матери, поэтому нужно было как можно скорее утешить будущую мать, поднести ей дар или лакомство. Также на Руси существовал обычай «прощеных дней». За несколько месяцев до предполагаемых родов в дом к беременной приходили ее родственники и просили у нее прощения за явные и тайные обиды. Беременная должна была простить их и в свою очередь попросить у них прощения. Не простить беременную было большим грехом. Прощение должно было быть даровано от души с обеих сторон, так как чья-либо не прощенная обида могла «связать» роды и не дать младенцу появиться на свет. Каждая культура по своему заботилась о беременных, считая, что связь между матерью и ребенком настолько велика, что все чувства и эмоции, которые переживает женщина, влияют на ребенка. Важное место занимает не только общий антураж, окружающий мать, но взаимоотношения в семье роженицы, отношение к зачатию, к отцу ребенка, к самой беременности. Культурными традициями, обычаями и поверьями окружена на только беременность, но последующие первые годы жизни ребенка. Особой мистикой окутана связь между матерью и ребенком после рождения. В большинстве культур только мать является единственной защитой на первом году жизни от сглаза, недобрых языков и злых духов. В колыбельные, сказки-перечитки, матери вкладывали всю свою любовь и нежность, а что может быть сильнее и важнее материнской любви для ребенка? Существуют тысячи пословиц и поговорок материнской любви, к примеру :
Учитывая опыт и мудрость наших предков, можно с уверенностью говорить, что роль матери в создании и формировании здорового потомка очень велика. Ее отношения с плодом после зачатия и до рождения, роды сами по себе и первые годы жизни – пронизаны красной нитью любви и прочной связи, разрыв которой, на любом этапе, может повлечь серьезные последствия для жизни матери и ребенка. Список использованной литературы 1. Берт Хеллингер «Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий» / Издательство Института Психотерапии/ Москва/ 2003 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|